Лекция по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:51, лекция

Описание

Тема 1: Таможенное право как отрасль казахстанского права
1. Предмет таможенного права
2. Методы и принципы таможенного права
3. Система таможенного законодательства и права
4. Источники таможенного права

Работа состоит из  1 файл

таможенное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Тема 1: Таможенное право  как отрасль казахстанского права

План лекции

1.     Предмет таможенного права

2.     Методы и принципы таможенного права

3.     Система таможенного законодательства и права

4.     Источники таможенного права

Тезисы лекции

1.      В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, услугами и разнородной информацией. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия га участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушениям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере. В связи с этим сейчас комплексно и достаточно активно обсуждается проблема появления нового вида правовых отношений – таможенных правоотношений, а отсюда и проблема формирования такой новой отрасли казахстанского права, как таможенное право.         

Таможенное право – это формирующая  отраслевая юридическая наука, изучающая  совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих  предписания, которые относятся к таможенной деятельности в  целом. Следовательно, при определении содержания таможенного права необходимо, прежде всего, определить совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в современном обществе.         

Отсюда можно заключить, что  содержание таможенного права характеризует  и специфическая таможенная деятельность. Эта деятельность с правовой точки  зрения является совокупностью организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством.  На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д.

2. В юридической литературе  в последние годы обсуждаются  также проблемы методов и принципов  таможенного права. Причем в  этомсмысле прежде всего речь идет о совокупности приемов, способов воздействия норм таможенного права на общественные отношения.Выделяются и исследуются самые разнообразные методы, способы и принципы правового воздействия, а именно: императивный метод, диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно-правового сотрудничества и т.д.  А также существуют иные методы  воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.          

Делегирующий метод правового  регулирования – это такой  способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган  или должностное лицо предоставляет  конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства.         

Рекомендательный метод правового  регулирования таможенных отношений  выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты поведения. То есть он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности.                 

Санкционирующий метод правового  регулирования – это такой  способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному  участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке.                  

Принципы таможенного права  – это зафиксированные в правовых нормах регулируемые таможенные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе. Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции РК. Важным принципом таможенного права является принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях.  Не менее важным принципом таможенного права является принцип единства системы таможенной службы и центра управления ее деятельности.

3. В частности, речь  идет о значительной совокупности  норм права, регулирующих отношения  в таможенной сфере, основные из которых могут быть представлены в специальной матрице отношений. Полнота правового регулирования таможенных правоотношений в этом контексте может быть достигнута, если вся совокупность рассматриваемых норм таможенного права «перекроет» все наиболее важные объекты, явления и процессы, подлежащие таможенно-правовому воздействию.         

Следовательно, при анализе понятия  системы таможенного законодательства мы прежде всего, говорим о совокупности норм таможенного права, из которых состоит этот вид законодательства; о регулировании с помощью указанных норм права и законов различных объектов, явлений и процессов в обществе. То есть по сути, понятие системы таможенного права здесь непосредственно определяется  через  совокупность таможенно-правовых норм, ее составляющим. Таким образом, система таможенного права представляет собой относительно систематизированный порядок таможенно-правовых норм.         

С точки зрения важности законодательных  актов и общественных отношений, систему таможенного законодательства можно представить следующим образом:

-         таможенно-правовые нормы Конституции РК;

-         законодательство об организации таможенного дела;

-         законодательство о правовом регулировании перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

-         законодательство о правовом регулировании таможенного оформления товаров;

-         законодательство о правовом регулировании декларирования товаров, хранения;

-         законодательство о таможенных платежах и валютном контроле;

-         международное таможенное законодательство.

Таможенные правоотношения и нормы таможенного права

Регулирование с помощью  права таможенных отношений осуществляется посредством установления определенных таможенно-правовыхнорм, т.е. путем установления правил поведения субъектов таможенных отношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируют взаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций и другие,  их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридический характер – характертаможенно-правовых отношений: субъекты указанных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей. Поэтому можно сделать вывод, что таможенные отношения между самыми разнообразными участниками – таможенными органами, предприятиями, организациями, в которых последних участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами таможенного права, называются таможенно-правовыми отношениями.         

В целом сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризовать, следующим образом:

-         во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения таможенных органов, граждан, предприятий;

-         во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций, предусмотренные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;

-         в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства РК, стран СНГ, защиты прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и многих других

Такова наиболее общая характеристика таможенно-правовых отношений. Одновременно они содержат ряд особенностей, которые дополняют приведенную выше характеристику и позволяют выделять эти правоотношения среди других видов правоотношений.

2.      Как видно из приведенного выше определения таможенного права, норма данного права представляет собой правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность указанных норм составляет предмет и содержание самого таможенного права.         

Однако отдельно взятая норма таможенного  права, группа таких норм – это  еще не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, - прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической структурой общества».         

В то же время норма таможенного  права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное  и независимое понятие, которое  обладает своими специфическими особенностями  и признаками. Становится очевидным, что в норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.

3. Известно, что нормы  таможенного права, как и все  остальные юридические нормы,  применяются на определенном  пространстве и в течении определенного времени, т.е. в процессе правоприменительной деятельности в таможенной сфере необходимо четко представлять себе действие указанных норм в пространственном и во временном измерениях. Проблема применения норм таможенного права в пространстве решается обычным способом. Законы и иные акты таможенного характера РК, принятые соответствующими государственными органами страны и в установленном порядке, действуют на всей территории Казахстана и субъекты РК. Применение норм таможенного права во времени несколько усложнено. Здесь в первую очередь нужно иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом. Основополагающим при этом является правило, согласно которому в таможенной сфере применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующими нормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования в газете «Казахстанская правда», «Юридическая газета». В данных законах, в постановлениях о введении в действие закона могут устанавливаться конкретные даты вступления в силу, разное время начала действия отдельных норм, содержащихся в одном законе. Указы Президента, постановления Правительства РК вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в указанных актах не установлен срок вступления их в силу. В таможенной области новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые – применяться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия. По решению нормотворческих органов, закрепленному в Таможенном кодексе РК, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие.          

В таможенных отношениях действует  правило: противозаконность и наказуемость действий или бездействия определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однако норма, устанавливающая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, имеет обратную силу, т.е. с момента вступления ее в силу распространяется также на деяния, совершенные до ее выхода в свет. С момента вступления в силу нормы, устанавливающей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями. 

4.      Под источниками таможенного права понимаются соответствующие внешние формы правовых норм, которые позволяют выразить их действенность в определенной системе и методах правового регулирования общественных отношений  в сфере таможенного дела. В качестве источников таможенного права выступают правовые акты государственных органов, в которых содержатся обязательные правила поведения.         

Система источников таможенного права  закреплена в Таможенном кодексе  РК, согласно которой законодательство РК о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, закона «О таможенном тарифе», иных актов законодательства РК, принятых в соответствии с Таможенным кодексом.  Общее руководство таможенным делом в соответствии с законодательными актами РК осуществляют Президент РК и Правительство РК, которые в целях регулирования общественных отношений в рассматриваемой области издают соответствующие нормативные акты.          

Центральным органом контролирующим деятельность таможенных органов является Комитет таможенного контроля РК Министерства финансов РК.          

Из анализа вышеприведенного можно сделать вывод, что система источников таможенного права состоит из нормативных актов органов государственной законодательной и исполнительной власти, к которым относятся:

-         конституционные нормы, являющиеся нормами прямого действия и закрепляющие исходные начала и основные принципы таможенного дела в РК;

-         нормы законодательства, рассчитанные на длительный период действия и так или иначе регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела;

-         нормы текущих правовых актов по вопросам таможенного дела, издаваемых Президентом РК, Правительством РК, Комитетом таможенного контроля РК министерства финансов РК, а также совместные акты КТК РК МФ РК с другими министерствами и ведомствами;

-         нормы международных правовых договоров и соглашений по таможенному делу, участниками которых является Республика Казахстан.

Информация о работе Лекция по "Таможенная система"