Контрафактная продукция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:34, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение современных подходов к понятию и классификации контрафактной продукции, а так же уяснение механизма борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне;
В качестве объекта исследования рассматривается деятельность таможенных органов в пресечении ввоза контрафактной продукции, а предметом исследования служат товары, обладающие признаками контрафактных и перемещаемые через таможенную границу РФ.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ…………………………………………………………...………....4
1.1. Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.......4
1.2. Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ……....12
1.3. Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на мировом уровне……….16
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции………………. ……………………………………...…...20
2.1. Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции……………………………………………………...…..20
2.2. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных…………………………………………..…………………......27
Заключение……………………………………………………………………………...…..31
Список источников……………………………………………………………………...…32

Работа состоит из  1 файл

4 курс, ЭФ-1, Долина, Таможенный менеджмент - реферат.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

     Российский  потребитель привык к одежде "Levice", "Lee", в самопошиве от "Hugo Boss" и ходить в кроссовках и спортивной одежде "Adidas", "Nike", "Reebok", "Puma" сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей силой. Косметика, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары (с использованием известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove, Sunsilk, Kenzo, Hugo Boss, и т.д.), производимые в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии, незаконно попадают на таможенную территорию РФ.  

     

     Рисунок 2. Сферы распространения контрафакта в зависимости от товарных категорий, %

     При этом производители поддельной продукции - это уже далеко не «китайцы, сидящие  в мрачных помещениях», как многие до сих пор себе представляют. Современный производитель контрафакта зачастую, обеспечен производственными мощностями на уровне, сопоставимом с производствами правообладателей. Качественную подделку порой бывает просто невозможно отличить от оригинала без специальных знаний и аппаратуры, поэтому высокая цена на продукцию не гарантирует потребителю приобретение оригинальной продукции

     Анализ  сложившейся тенденции на потребительском  рынке, а также данные правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что доля контрафактной и фальсифицированной продукции увеличивается. По отдельным группам товаров таким, как парфюмерно-косметические, обувь одежда, синтетические моющие средства, мясные, молочные и рыбные консервы, чай, кофе и кондитерские изделия - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. В 2005 г. доля пиратских видеокассет составила 83%, аудиокассет - 76%, DVD - 80%, CD - 86%. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств (Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 "О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией").

     Производство  и реализация контрафактной и  фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами не поступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.

     Кроме того, появление на потребительском  рынке недоброкачественной, а порой  и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни  потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа "коньячный напиток". 62% водки, реализуемой на потребительском рынке, является также фальсификатом. В 1997 г. от употребления "паленой" водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них - детородного возраста. В 2003 году, согласно данным Минздрава России, - 33600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане.

     Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые  необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2000 году на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т.д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников.

     Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько  групп:

    • ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
    • ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
    • ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
    • ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

     Основным  фактором для масштабных фальсификаций  в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного  теневого сектора, который по объемам  производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует. Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и «теневиком». Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета. Результатами деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. При этом «теневики» искусно пользуются существующей официальной инфраструктурой, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой информации. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги. Вполне естественно, что наибольшего размаха производство и реализация контрафактной продукции в России достигли в аудиовизуальной области и программном обеспечении, производстве напитков и продуктов питания, в фармацевтике, производстве предметов личной гигиены и т.п.

     Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна также вследствие не информированности потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т.д.

     Россия  – далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Большие объемы контрафактной продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения. .

     В вопросах борьбы с контрафактной  и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: в Европейском Союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной и контрафактной продукции. Однако, даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5-7% мировой торговли.

     Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проблема защиты отечественного потребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции является государственной и требует значительных усилий и ресурсов по обеспечению прав правообладателей и защиты прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.

     1.3 Механизм борьбы  с ввозом контрафактной  продукции на международном  уровне

     Сложившаяся ситуация на международном рынке  свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства, которую нельзя решить в отдельно взятой стране. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением законов по охране интеллектуальной собственности.

     Международная правовая основа в борьбе с контрафактом полностью сформирована. В свое время СССР было подписано большая часть международных соглашений, и РФ, как правопреемница СССР, является участником мировых соглашений. В частности, эти соглашения предусматривают разработку мер ответственности за сбыт и хранение соответствующей продукции каждой участвующей (в соглашении) стороны.

     Международное право оставляет за страной разработку собственных обеспечительных мер  по защите торговых знаков, по защите рынка  от проникновения фальсифицированной продукции. В то же время, во многих развитых странах мира законодательство предусматривает более жесткие меры по пресечению производства и распространения контрафактной продукции, чем в РФ. Так за продажу и сбыт фальсифицированной и контрафактной продукции законодательство предусматривает уголовную ответственность, а также штрафы от 1 млн. евро и выше. Предприятия, на котором производится фальсифицированная продукция, могут быть закрыты как временно, так и вообще, продукция и оборудование конфисковано, а расходы по уничтожению контрафакта возлагаются на производителей. Также за их счет предусматривается публикация в газетах о фактах нарушения закона и проведенном расследовании.

     Организация экономического сотрудничества и развития оценивает потери легальной торговли от контрафакта ежегодно в 176 млн. долларов США. Объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Таким образом, создается негативный образ России как одного из оплотов мирового пиратства, что крайне отрицательно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику. Такое положение становится серьезным препятствием на пути вступления России во Всемирную торговую организацию, страны-участницы которой предъявляют серьезные требования по устранению нарушений в сфере интеллектуальной собственности и, в частности, прав на товарные знаки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в изменении ситуации еще и потому, что из-за пиратства государственный бюджет РФ ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.

     Одним из инструментов снижения спроса на фальсифицированную и контрафактную продукцию является формирование негативного отношения  предпринимателей и потребителей к контрафактной продукции, что должно сопровождаться не только проведением разъяснительной работы, но и широким применением мер административного и уголовного воздействия. К примеру, законодательство Франции и Италии с недавнего времени предусматривает ответственность за нарушение прав ИС не только продавца, но и покупателя контрафактных товаров. В России в настоящее время покупатель контрафакта не несет ответственности перед законом. Вместе с тем существует серьезная административная и уголовная ответственность за продажу поддельных товаров. Но, несмотря на все усилия правоохранительных органов, оборот контрафактных товаров остается на высоком уровне. Во многом это обусловлено широким распространением в России челночного бизнеса и неорганизованной торговли в виде вещевых рынков, лотков. В результате необходимы дополнительные финансовые и административные меры, стимулирующие процесс их замещения высокоразвитыми торговыми сетями, владельцы которых дорожат своим имиджем и не допускают реализации низкокачественных и поддельных товаров.

     В современном мире высоко оценивается  роль таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности  правообладателей. Эффективность защиты прав ИС при тесном взаимодействии правообладателей и таможенных органов высоко оценивается большинством компаний, включивших в таможенный реестр свои бренды. К сожалению, многие правообладатели неохотно идут на сотрудничество с таможенными органами, что, на наш взгляд, обусловлено рядом факторов такими как, нежеланием нести расходы, неосведомленностью, желанием скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных схемах производства или ввоза товаров. Прежде всего, это касается компаний, торгующих бытовой техникой, парфюмерией, фармацевтической продукцией, одеждой и обувью, оптическими носителями информации. Именно по этим категориям товаров есть основания считать, что под нежеланием предоставить информацию о действующих каналах поставок подлинных товаров кроются попытки правообладателей скрыть использование незаконных схем ввоза.

     Несмотря  на то, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную  ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства; трудностей сбора доказательств; незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм; возникающих трудностей с их реальным получением; больших судебных издержек; малоэффективной работы правоохранительных органов.

     Значительную  роль в этом играет и пока довольно низкая правовая грамотность участников предпринимательской деятельности. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности во многом зависит от активности самих правообладателей. Правообладателям следует активно отстаивать свои права и использовать существующие способы их защиты. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, привлекая к работе различные компетентные правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка, работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления и пресечения перемещения поддельной продукции. Но они, как показывает практика, не всегда имеют представление о средствах, которые могут быть использованы для борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.

Информация о работе Контрафактная продукция