Экспортный контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Описание

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия

Работа состоит из  1 файл

экспортный контроль РФ.docx

— 27.67 Кб (Скачать документ)

1. Особенности экспортного  контроля в РФ

1.1 Понятие и сущность  системы экспортного контроля

Одним из важнейших принципов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации  является единство политики экспортного  контроля, осуществляемой в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнения международных  обязательств Российской Федерации  по недопущению вывоза оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия

1. определение экспортного контроля содержится в ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Он определяется как совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

2 .Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.

3. Объектом экспортного контроля в мировой практике являются:

- продукция военного  назначения, то есть вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно - технической области;

- оборудование  и материалы, связанные с использованием  атомной энергии;

- промышленные  товары и технологии "двойного  назначения", то есть применяемые  в гражданских и военных целях.

Мировая практика экспортного  контроля исходит из того, что действие ограничительного режима должно распространяться также на изделия, произведенные  из контролируемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компонентов.

Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так  называемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной  разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках установленных  квот, либо вывозятся в "контролируемые государства" под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних  научно - технических достижений. Поставки товаров, подпадающих под действие экспортного контроля, которые осуществляются сверх установленных лимитов (квот), могут допускаться при наличии специального разрешения.  

 

1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля

4. В российской системе экспортного контроля можно выделить четыре подсистемы:

а) режим контроля за торговлей вооружением и военной техникой (военно-техническое сотрудничество);

б) ограничения  внешнеэкономических сделок с товарами и технологиями, которые могут  быть использованы при создании вооружения, оружие массового уничтожения или  средств его доставки в целях  предотвращения нераспространения  ОМУ и поддержания международной  стабильности;

в) введение внешнеторговых квот и лицензирование для решения  определенных экономических задач;

г) контроль за специфическим экспортом и импортом (драгоценные камни, металлы, вещества с наркотическим содержанием и т.п.). Каждая из этих подсистем имеет свою правовую базу. Основой всех подсистем являются списки лицензируемых товаров (работ, услуг), однако механизм утверждения лицензий для разных списков имеет свою специфику. Контроль за внешней торговлей чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством прежде всего как компонент политики нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности. Закон "Об экспортном контроле", принятый в 1999 г., закрепил термин "экспортный контроль" именно за этой сферой.

5 .В России действует 6 списков контроля

- Список товаров  и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы  при создании вооружений и  военной техники.

- Список возбудителей  заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически  измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих  экспортному контролю.

- Список оборудования, материалов и технологий, которые  могут быть использованы при  создании ракетного оружия и  в отношении которых установлен  экспортный контроль.

- Список химикатов,  оборудования и технологий, которые  могут быть использованы при  создании химического оружия  и в отношении которых установлен  экспортный контроль.

- Список ядерных  материалов, оборудования, специальных  неядерных материалов и соответствующих  технологий, подпадающих под экспортный  контроль.

- Список оборудования  и материалов двойного назначения  и соответствующих технологий, применяемых  в ядерных целях.

Списки одобряются указами  президента. По каждому списку постановлениями  правительства принимается Положение  о порядке осуществления внешнеэкономической  деятельности в отношении продукции, попавшей в список.

7.. Законодательная основа экспортного контроля

2.1 Нормативно-правовая база.

Механизм экспортного  контроля функционирует за рубежом  уже более 60 лет. В СССР подобная система начала формироваться только в начале 80-х годов. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.

Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа  от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:

а) федеральные  законы:

- Федеральный закон  от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном  контроле";

- Федеральный закон  от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

- Федеральный закон  от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности";

б) принимаемые  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами подзаконные  акты:

- указы Президента  РФ (например, Указ Президента РФ  от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" и др.);

- постановления  Правительства РФ (например, Постановление  Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 "Об утверждении Положения  о Федеральной службе России  по валютному и экспортному  контролю" и др.);

- нормативные правовые  акты, издаваемые иными федеральными  органами исполнительной власти  в пределах их компетенции  (ФТС России и др.).

8. Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").

9. Принципы государственной политики в области экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 Федерального закона "Об экспортном контроле", ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 4 Федерального закона "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и включают:

1) добросовестность  выполнения международных обязательств  в Российской Федерации в области  нераспространения оружия массового  поражения, средств его доставки, а также в области контроля  за экспортом продукции военного  и двойного назначения;

2) взаимодействие  с международными организациями  и иностранными государствами  в области экспортного контроля  в целях укрепления международной  безопасности и стабильности, предотвращения  распространения оружия массового  поражения и средств его доставки;

3) гармонизацию  процедур и правил экспортного  контроля с общепризнанными международными  нормами и практикой;

4) осуществление  единой политики экспортного  контроля и единство таможенной  территории Российской Федерации;

5) приоритет безопасности  государства; недопустимость нанесения  ущерба обороноспособности и  безопасности Российской Федерации;

6) осуществление  экспортного контроля только  в той мере, в какой это необходимо  для достижения его целей (этот  принцип произведен от принципа  исключения неоправданного вмешательства  государства и его органов  во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам  и экономике Российской Федерации  в целом, который закреплен  в ст. 4 Федерального закона "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности");

7) подконтрольность  и подотчетность федеральных  органов исполнительной власти  и всех российских юридических  лиц, участвующих в военно - техническом сотрудничестве;

8) законность, гласность  и доступность информации по  вопросам экспортного контроля.

В механизме экспортного  контроля задействован целый ряд  государственных органов (Президент  РФ, Правительство РФ, и др.), а  также различные промышленные и  научные организации.

10, В ст. 9 Федерального закона "Об экспортном контроле" предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю. Положение об этом органе и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. Межведомственный орган участвует в реализации государственной политики в области экспортного контроля, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно - методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации. Он, в частности, принимает решение о безлицензионном вывозе контролируемых товаров и технологий в случае, предусмотренном в ст. 19 Федерального закона "Об экспортном контроле", выдает разрешение на совершение внешнеэкономических операций, предметы которых не включены в контрольные списки, но могут быть использованы иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 20 того же Закона) и т.д.

Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере экспортного контроля является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). На ВЭК России возлагалась  непосредственная реализация государственной  политики в области экспортного  контроля, организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической  деятельности о целях, процедурах и  правилах экспортного контроля.

Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в  области экспортного контроля, наделяются правом запрашивать и получать документы  и информацию, необходимые для  целей экспортного контроля. В  свою очередь, российские участники  внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставить такую информацию и несут ответственность за ее достоверность (ст. 13, 14 Федерального закона "Об экспортном контроле").

Информация о работе Экспортный контроль РФ