История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:10, реферат

Описание

КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный указ) - преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ). Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.

Содержание

Введение 4
1. История борьбы с контрабандой 5
1.1 Появление таможни. Таможенные уставы. 5
1.2 Таможенные органы советского государства 11
1.3 Контрабанда советского периода 13
1.4 Рост контрабанды в России в 90-е годы 18
2. Причины контрабанды в России 21
3. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой 22
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

ИТД.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

     Борьба  с контрабандой была сложной и  многогранной. В ней переплетались  многие проблемы социального, экономического, политического и идеологического [166] характера, которые необходимо было решать в комплексе.

     Осуществляя организованную борьбу с контрабандой, партия и правительство исходили из классового подхода, из того, что  основу контрабандистов составляли буржуазные слои населения: кулаки, торговцы и другие категории нетрудового населения. Многие из них сотрудничали с разведками капиталистических стран, а некоторые зарубежные контрабандные организации полностью находились на службе разведывательных и контрразведывательных органов противника. Вражеская разведка использовала любые возможности для активизации нелегальной торговли.

     Контрабандисты  постоянно искали слабо прикрытые  участки границы. Такие участки  в те годы имелись на всех направлениях, и особенно на южных, дальневосточных и морских рубежах. По мере совершенствования войсковой охраны советских рубежей и создания прочного заслона контрабандистам они все чаще стали использовать более ухищренные способы провоза товаров. Разумеется, в этих случаях подбирались самые дорогостоящие предметы, чаще всего драгоценности. Но ничто не спасало контрабандистов. Возросшее мастерство чекистов, приобретенные ими навыки позволяли распознавать самые изощренные способы маскировки контрабанды. Пограничники и служащие таможни находили жемчуг, золото, бриллианты, серебро и другие ценности в двойных днищах сундуков, чемоданов, в голенищах и каблуках обуви, в детских игрушках, ручках зонтов и тростях. Конец 20-х годов характеризовался дальнейшим бурным развитием социалистической экономики, укреплением международного положения СССР, ослаблением финансово-экономической блокады Советского Союза. контрабандисты теперь рисковали только при ввозе товаров, при вывозе же — в том случае, если объем контрабанды превышал стоимость разрешенного вывоза ценностей и размер сумм иностранной валюты. Тем не менее они всячески стремились вывозить за границу ценности и валюту свыше установленных норм. В этот период главное место в вывозной контрабанде занимали иностранная валюта и ценности, а при ввозе — скопившиеся за границей червонцы. Хотя развитие промышленности шло быстрыми темпами, возрастал и спрос на товары, который наше производство пока что не могло удовлетворить. В этой связи объективные предпосылки для контрабанды оставались. Следовательно, экономические меры борьбы с ней имели ограниченные возможности и поэтому дополнялись иными мерами, в частности дальнейшим совершенствованием охраны государственной границы. Габариты контрабандных товаров продолжали сокращаться. К концу 20-х годов массовый поток контрабанды прекратился на всех участках государственной границы. Но организованная контрабанда оставалась. Иногда она совершалась одиночками, для которых незаконное перемещение товаров было не профессиональным занятием, а делом случая. Стихийная и организованная контрабанда хотя и не была массовой, тем не менее наносила ущерб советской экономике, поэтому борьба против нее не прекращалась, изыскивались новые, более действенные формы и методы предотвращения и пресечения незаконного ввоза и вывоза товаров, различных драгоценностей, валюты и инвалюты.

     Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой, сложившееся к 1928 г., осталось почти  неизменным на протяжении 30-ти лет –  до принятия Закона СССР от 25.12. 1958 г. об уголовной ответственности за государственные  преступления. В ст. 15 названного Закона указывалось, что «контрабанда», т.е. «незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества  со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Данное определение контрабанды было включено в УК РСФСР 1960 г. и существенно не изменялось до 1994 г.

     Таможенное  и уголовное законодательство об ответственности за контрабанду  в течение длительного периода  не претерпевало изменений. Если в первое десятилетие Советской власти было принято более 20 декретов и постановлений  Совнаркома, направленных на усиление и совершенствование борьбы с контрабандой, т.е. происходило быстрое реагирование законодательства на изменение внутренней и внешней обстановки в нашей стране, то начиная с 1929 по 1958 г. практически не было издано ни одного подобного законодательного акта в области борьбы с контрабандой. Не было мобильным законодательство и после принятия в 1958 г. Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, а также нового Таможенного кодекса в 1964 г. Отдельные же дополнения и изменения, внесенные в ст. 15 Закона 1958 г. и в ст. 100 Таможенного кодекса СССР в 1984 г. не в полной мере отвечали духу времени и задачам действенной охраны монополии внешней торговли.

     В соответствии с Федеральным законом  от 01.07.1994 г. статья о контрабанде была изложена в новой редакции (ст. 78 УК РСФСР). Ответственность наступала за незаконное перемещение через таможенную границу России с использование одного из названных в статье способов только наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов и боеприпасов к нему), оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, стратегически важных сырьевых товаров, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Все другие товары и транспортные средства могли стать предметом данного преступления только в случае открытого перемещения их через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы). В ином случае незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу рассматривалось как нарушение таможенного законодательства и влекло уголовную ответственность в случае совершения этих действий в крупных размерах (ст. 169 УК РСФСР).

     Однако  при принятии Уголовного кодекса 1996 г. данная позиция законодателя претерпела изменение, и теперь в УК РФ имеет место одна статья – 188, в части первой которой предусматривается ответственность за незаконное перемещение товаров и иных предметов, а по части второй уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения общеопасных предметов, перечень которых исчерпывающий.

     Таким образом, контрабанда как правонарушение   возникла в период развития товарно-денежных отношений и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже на протяжении многих веков. 

1.4 Рост контрабанды в России в 90-е годы 

     Российская  статистика свидетельствует, что преступность в сфере таможенной деятельности, основную долю которой составляют правонарушения, связанные с контрабандой, даже во второй половине 1990-х гг. сохраняет устойчивую тенденцию к росту. Можно вспомнить, что в 1990 г. было зарегистрировано только 7 контрабандных проявлений, а в 1996 г. - уже 1.296. Контрабанда приобрела в настоящее время свойства элемента теневой экономики, черты и признаки мощного дестабилизирующего фактора, который вносит дезорганизацию в процесс реформирования экономики России на принципах рыночных отношений.

     Огромен и ущерб от контрабандной деятельности. При том почти бесспорном положении, что таможенным органам с их техническим оснащением и опытом удается задержать лишь 6-8% контрабандных товаров, а остальные в силу различных ухищрений проникают через таможенные барьеры, официально зарегистрированные данные все равно впечатляют.

     Ввиду высокой латентности контрабанды реальную картину ее масштабов по каждому виду незаконно перемещенных через таможенную границу товаров нарисовать, конечно, не представляется возможным. Некоторое представление дает об этом сравнение статистических данных по отдельным товарным группам.

     Есть  все основания констатировать, что  полную реальную картину состояния  этого вида экономической преступности никто точно не знает, да и вряд ли может знать в силу высокой  латентности контрабанды. Эта ситуация во многом предопределена особенностями самого преступления - отсутствием потерпевшего и, следовательно, информации о событии преступления, глубокой законспирированностью и скрытностью контрабандных операций, тщательной, заранее спланированной подготовкой их совершения, отсутствием свидетелей и видимых следов преступления и т.д.

     Нанесению экономического ущерба постсоветским  государствам объективно способствует "прозрачность" границ между ними. От этого несут потери все государства, входящие в СНГ, но, пожалуй, больше всего Российская Федерация в силу ее огромной территории, большой протяженности и незащищенности таможенной границы с государствами ближнего зарубежья.

     Основными элементами контрабанды являются:

     Валюта  и валютные ценности. По разным экспертным оценкам, в результате махинаций с валютой на счетах иностранных банков "осело" от 15 до 20 млрд долл. США (точную цифру, естественно, никто не знает в силу действия принципа тайны вкладов), которые должны были поступить в казну Российской Федерации. А ведь тайно везут валюту через таможенную границу и простые физические лица, причем везут в солидных размерах: так, в 1998 г. по данным ГТК РФ на пропускных пунктах страны было изъято 12.509.515 незаконно провозимых долларов (валюта разных стран приведена в долларовом исчислении), в 1999 г. - 8.132.514, а за первое полугодие 2000 г. - 6.455.216 долл. Если же помнить, что задержанная контрабанда составляет лишь малую долю от ее фактического размера, то ущерб экономике России станет еще более очевидным.

     Сырьевые  ресурсы. Серьезный урон экономике государства причиняет и контрабанда под видом отходов производства, неликвидов, вторсырья остро дефицитных цветных металлов и их сплавов (меди, латуни, алюминия, легированных сортов стального проката и даже титана и редкоземельных материалов), а также сырьевых ресурсов (каменного и коксующего угля, лесоматериалов, туфа, мрамора и так далее) путем фальсификации таможенных и других сопроводительных документов.

     Культурные  ценности. Общественная опасность контрабанды проявляется и в том, что она служит основным каналом утечки за рубеж национальных культурных ценностей, уникальных произведений искусства, имеющих большую историкомемориальную ценность.

     В 1990-е гг. у контрабандистов при  попытке нелегально перевезти за границу были изъяты всемирно известные картины Репина, Айвазовского, Левитана, Сурикова, Серова, бесценные произведения искусства из драгоценных металлов и драгоценных камней Карла Фаберже, старинные эмалевые миниатюры. Ряд из них сейчас демонстрируются в музеях Московского Кремля. Ежегодно российские таможенники изымают 8-10 тыс. предметов, имеющих культурную и историческую ценность. Более половины из них - иконы.

     Количество  попыток незаконного перемещения  культурных ценностей через таможенную границу России за 1990-е гг. выросло  примерно в десять раз. Сотрудниками одной только Шереметьевской таможни в 2000 г. было изъято более 27 тыс. предметов, отнесенных экспертами к культурным и историческим ценностям, возбуждено 142 уголовных дела.

     Оружие. В условиях нестабильности правопорядка, разгула насильственной преступности во многих регионах страны особую опасность представляет наличие у населения и, особенно, у преступного элемента незаконно приобретенного огнестрельного оружия. Одним из источников поступления его в страну, в том числе и для оснащения им бандитских и антиконституционных националистических вооруженных формирований, является контрабанда.

     Наркотики. В 1990-е гг. международная наркомафия все чаще использует территорию России для транзита наркотиков. Нелегальная перевозка наркотиков, причем очень крупными партиями, через территорию бывшего СССР в кругах международной наркомафии получила даже кодовый термин "красный путь". На нелегальный наркорынок России стали поступать из-за границы самые сильнодействующие наркотики - героин, кокаин, морфин.

     Оперативно-розыскные  и следственные данные, имеющиеся  в распоряжении российских компетентных органов, ведущих борьбу с наркомафией, подтверждают зловещий прогноз, что  со временем Россия из транзитной страны наркотиков может превратиться в  страну, на территории которой они сбываются и потребляются ее гражданами. Давно уже известно, что наркобизнес и контрабанда наркотиков неразрывно связаны друг с другом, как сиамские близнецы: первое вообще не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться без второго. Можно поэтому смело утверждать, что контрабанда - неотъемлемый атрибут наркобизнеса, поставленного на широкую ногу, что она - необходимое средство, обеспечивающее транснациональное движение наркотиков, включая их транзит от мест производства до районов потребления и сбыта. Именно таким местом, похоже, становится Москва - огромный, многомиллионный мегаполис, который притягивает к себе наркотики из многих государств мира, в том числе и из странчленов СНГ. И в каждом случае речь идет, естественно, о контрабандном ввозе наркотиков на таможенную территорию России.

 

  1. Причины контрабанды в России
 

     Контрабанда с давних времен признавалась одним из самых опасных видов преступлений, указанной преступной деятельностью промышляют почти во всех странах мира. Скрытое перемещение через таможенную границу запрещенных или ограниченных к обороту товаров или ценностей, различных предметов является серьезным нарушением таможенного законодательства Российской Федерации и наказывается в соответствии со ст. 188 УК РФ денежным штрафом или сроком лишения свободы. Основными причинами контрабанды в России являются – высокие ставки таможенных пошлин, НДС, взимаемого при ввозе товаров, многочисленные бюрократические препоны при таможенном оформлении, сложная система нормативного регулирования таможенных правоотношений, слабая квалификация участников внешнеэкономической деятельности, многочисленные сложности при оформлении разрешительных документов (сертификатов, лицензий и т.д.).

Информация о работе История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней