Интеграционне сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

Рыночные преобразования в России дали возможность активнее задействовать внешние факторы для решения внутренних задач. Они же предопределили и подход к поиску нового места нашей страны в структуре международных экономических отношений. Мы решительно повернули в сторону последовательного перехода на принятые в мировом деловом общении стандарты и правила. Особый акцент сделан на развитии сотрудничества с международными организациями, региональными и субрегиональными торгово-экономическими объединениями.
Целью данной работы является проведение анализа развития интеграционных процессов России со странами постсоветского периода. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
Значение интеграционного сотрудничества
Предпосылки интеграционного сотрудничества
Сравнительная характеристика товарообменных процессов
Хозяйственные связи со странами СНГ
Торгово-экономические отношения
Таможенный союз и углубление интеграции

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)
  • установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли
  • установления и применения в отношениях с третьими странами 
    единого торгового режима
  • установления и применения порядка зачисления и распределения 
    таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих 
    эквивалентное действие
  • установления и применения единых правил определения страны 
    происхождения товаров
  • установления и применения единых правил определения 
    таможенной стоимости товаров
  • установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли
  • установления и применения унифицированного порядка 
    таможенного регулирования, включая единые правила декларирования9 
    товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы.

С момента создания единой таможенной территории ни республика Беларусь, ни республика Казахстан, ни РФ не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

Но, в то же время, ничто не препятствует этим странам-участницам применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты у ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

Важно отметить, что Россией и другими участниками  Таможенного Союза в настоящее время воссоздаются единая энергетическая и транспортная системы.

3.2.2.Возможное расширение Таможенного союза

Со временем к Таможенному союзу могут  присоединиться другие члены ЕврАзЭС  — Киргизия и Таджикистан. На саммите  ЕврАзЭС-2010, прошедшем в Астане, президенты Киргизии и Таджикистана заявили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

26 июля 2010 года  Президент Сирии Башар Асад  заявил про интерес Сирии создать  зону свободной торговли с  Таможенным союзом России, Казахстана и Белорусси.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Ближайшие задачи

Российская  Федерация проводит курс, направленные на расширение и углубление экономических связей со странами СНГ. Договорно-правовая основа этих связей достаточно проработана в тех случаях, когда речь идет о двусторонних отношениях. Участие в многосторонних соглашениях стран СНГ до сих пор, к сожалению, трудно назвать эффективным и успешным. Это объясняется, прежде всего, недостаточной проработанностью механизма выполнения таких соглашений, особенно, по вопросам, относящимся к сфере валютно-финансовых и кредитных операций. Эта совокупность вопросов может характеризоваться как наиболее уязвимая  и в системе двусторонних отношений России со странами СНГ в рамках, как зоны свободной торговли, так и Таможенного союза.

В России вопросами  отношений  в рамках СНГ занимается Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации. К положительным результатам работы специалистов этого министерства следует отнести их вклад в подготовку и оформление всей совокупности сегодняшних соглашений и других правовых документов, касающихся взаимоотношений России со странами СНГ. В то же время обращает на себя внимание отсутствие специальной федеральной программы по данному вопросу. Не определены главные направления сотрудничества в рамках СНГ в Законе РФ «О внешнеторговой деятельности».

Недостаточной следует назвать работу по содействию производственной кооперации между машиностроительными предприятиями России и других стран СНГ. До сих пор не решены давно назревшие вопросы об образовании Союза инвесторов стран СНГ, о формировании единой системы экспертных оценок и инвестиционных решений, организации информационного взаимодействия при принятии таких решений и т.п.

Происходящие  процессы формирования общего экономического пространства стран СНГ на базе рыночных отношений с последовательным, несмотря на ряд серьезных трудностей и проблем, устранением ограничений в движении через границы товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов являются важнейшей предпосылкой развития экономики России.

Параллельно с  образованием зоны свободной торговли и Таможенного союза будут создаваться предпосылки достижения двусторонних и многосторонних договоренностей о формировании Платежного союза стран СНГ. Это позволит начать процесс отмены ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств и достижение цели по разрешению проблем платежно-расчетных отношений.

Качественно новые  элементы экономической интеграции отдельных стран СНГ будут реализовываться в связи с подписанием в марте 1996 г. Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном «Об углублении экономической интеграции в экономической и гуманитарной областях» и подписанием Договора между РФ и Республикой Беларусь «Об образовании сообщества».

В торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ может реализоваться предпосылка к улучшению товарной структуры российского экспорта благодаря увеличению в нем доли готовых товаров, прежде всего машинотехнической продукции. В импорте из этих стран на уровне, обеспечивающем потребности российской экономики, должны поддерживаться поставки важнейших для России минерально-сырьевых ресурсов и продукции, запасы и производство которых сосредоточены в основном на территории других стран СНГ. В результате, вполне возможно, что доля стран СНГ в российском экспорте в первое десятилетие 21 века составит не менее 20%, а доля в импорте около 20%.    

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, главной  задачей для России и стран  постсоветского периода является задача – как найти свое место в меняющейся конфигурации современного мира. Речь, по сути, идет о выборе: входить в мировое хозяйство по одиночке, что для многих стран СНГ обернется скорее всего поглощением одним из формирующихся мировых “полюсов”, или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах и укрепляющего позиции входящих в него государств.

При поиске ответа на этот вопрос следует учитывать, что мировая  экономика сегодня представляет многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем “этаже” которой происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами. В частности, на эту статью дохода в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП. Нижний “этаж” этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными.

Очевидно, что сепаратная интеграция стран СНГ в  мировое хозяйство при их нынешнем положении на нижнем “этаже” мирового рынка и слабом технологическом уровне приведет к превращению стран Содружества в сырьевую периферию мировой экономики. Данное обстоятельство является одним из решающих в определении долгосрочного курса России на укрепление Содружества и приоритетное развитие всесторонних связей со странами СНГ.

Следует, однако, признать, что развитие сотрудничества в Содружестве проходит непросто. Нарастают центробежные тенденции, связанные часто с объективным несовпадением национальных интересов государств-участников.

Факторами, размывающими наше взаимодействие, стали экономический кризис и нехватка инвестиционных ресурсов. Как следствие, усиливается переориентация внешнеэкономических связей стран СНГ на “дальнее зарубежье”, сокращается товарооборот между партнерами по Содружеству. Так, удельный вес “дальнего зарубежья” в торговле стран СНГ увеличился до 70%. Доля России в общем объеме зарубежных инвестиций в государствах Содружества снизилась до 1%.

Каковы причины такого положения? Принято считать, что  серьезные проблемы создают различия в глубине и масштабах реформ в РФ и других странах СНГ, неустойчивые позиции их национальных валют и хронические неплатежи. Полагаю, что этим дело не ограничивается.

Не последнее место  занимает объективная заинтересованность всех стран Содружества, включая  Россию, в получении иностранных инвестиций для модернизации национальных экономик, а также в реализации производимых товаров и услуг за твердую валюту. Решить эту задачу возможно главным образом на путях приоритетного сотрудничества с промышленно развитыми странами и международными финансово-экономическими организациями. Но тогда страны СНГ неизбежно превращаются в конкурентов.

Очевидно, что облик  Содружества в  XXI в.  будет в решающей степени зависеть от того, удастся ли наладить такое экономическое взаимодействие государств-участников, которое адекватно сочетало бы общие и индивидуальные интересы. Для этого необходимы активные меры по ликвидации существующих, во многом искусственных барьеров в торговле, обеспечению реальной конвертируемости национальных валют, устранению нередко диаметральных расхождений в национальных хозяйственных законодательствах, отказу от практики двойного взимания косвенных налогов, налаживанию на деле производственной кооперации, созданию общего аграрного рынка.

Фундамент для дальнейшего  движения вперед уже заложен. Это в первую очередь проделанная работа на многостороннем уровне по формированию зоны свободной торговли и создании единой таможенной территории. На современном этапе подписано огромное множество Соглашений, которые направлены на ликвидацию искусственных барьеров во взаимной торговле, реальный запуск режима свободной торговли товарами на многосторонней основе. Важно, что соглашения дополняются принципиально новыми положениями, предусматривающими создание конкретных механизмов и строгую дисциплину реализации. Они обеспечивают регулирование торговых связей в интересах всех участников Содружества.

Как значительный шаг  вперед можно рассматривать тот  факт, что тексты Соглашений максимально приближены к основополагающим принципам ГАТТ/ВТО. Это отвечает стремлению государств – участников СНГ присоединиться к Всемирной торговой организации.

Все эти меры будут  способствовать реальной интеграции в  рамках Россия-СНГ, а также повышению роли самого Содружества в мировой экономике.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

В настоящее время  увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности.

Тем не менее, работа вновь созданного Таможенного союза набирает обороты и уже видны первые результаты. К тому же, со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС — Киргизия и Таджикистан, что естественно, будет являться только положительным фактором в интеграционном развитии Россия-страны постсоветского периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Договор «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» от 6. 10. 2007г.
  2. Бородин П. Торможение интеграции неплохо проплачивается. // Российская Федерация сегодня. - № 8. 2005.
  3. В. Мау. Биржа СНГ - инструмент влияния на запад.// Российская Федерация сегодня.-№ 5. 2006
  4. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007
  5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;
  6. Государственное регулирование рыночной экономики_под. ред Кушлина В.И – Учебник – 2005; 2-е изд -829с.
  7. Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.
  8. Зверев А., Глисен Ф. - Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.
  9. Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). - М. РИЦ ИСПИ РАН. - 2002.
  10. Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. - М. - 1998.
  11. Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 26.04.2007
  12. Куков Р., Савка А. - Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.
  13. Либман А.М., Хейфец Б.А. - Экспансия российского капитала в станы СНГ//Вопросы экономики 2007,№ 8.
  14. Лохматов. Е. Евразийское экономическое сообщество: этапы становления // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 24.12.2006
  15. Львов И. - О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11.
  16. Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 2005; Инновационный путь развития для новой России
  17. Отношения России со странами СНГ//Российский экономический журнал 2007,№9-11,49.
  18. Петров Ю., Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006. Плышевский Б. - Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19
  19. Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе//Экономист 2008 №1,93
  20. Щербанин Ю. Что нужно для общей транспортной политики в СНГ..// Российская Федерация сегодня. - № 22. 2006
  21. Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. - Июнь 2007
  22. www.kremlin.ru/
  23. www.glossary.ru/
  24. www.tsouz.ru/

Информация о работе Интеграционне сотрудничество