Анализ и прогнозирование в работе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – анализ применения функции «анализ и прогнозирование» в таможенных органах.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы функций анализа и прогнозирования;
- рассмотреть применение функции прогнозирование в таможенных органах;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы функции анализа и прогнозирования 5
1.1.Значение и роль анализа и прогнозирования в деятельности организаций. 5
1.2. Сущность функции «анализ и прогнозирование» 6
2. Применения функции анализа и прогнозирования в таможенных органах 12
3. Пути совершенствование функции анализа и прогнозирования в работе таможенных органов. 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

Готовая.docx

— 169.89 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что первые четыре этапа предполагают аналитическую деятельность. Для  обработки больших массивов информации и представления ее лицам, принимающим  решения, создаются специальные  аналитические службы. Роль таких  служб – институтов заключается  в информационно – аналитической  поддержке управленческих решений. Сочетание функций между собственно управленцами – лицами, принимающими решения, и аналитиками – лицами, занимающимися анализом информации, возможна на всех организационных уровнях.

Выделяют  три наиболее значимых направления  аналитической деятельности таможенного  органа:

  • Оценка деятельности таможенного органа и выявление изменений в ней в пространственно – временном разрезе;
  • прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, и оценка степени их влияния;
  • выявление резервов повышения результативности (эффективности) деятельности таможенного органа.

На основе обозначенных направлений определим  спектр задач аналитической деятельности таможенных органов:

  • контроль выполнения требований, стоящих перед таможенным органом;
  • определение рациональности использования ресурсов;
  • раскрытие причинно – следственных связей между видами деятельности таможенного органа;
  • изучение интенсивности и формы этих связей;
  • выявление наиболее информативных (обобщающих) показателей;
  • прогноз основных тенденций состояния деятельности таможенного органа;
  • сравнение с другими аналогичными таможенными органами.

Аналитическая деятельность направлена на сбор, обработку, анализ, обобщение (синтез) и использование  данных для достижения целей субъекта и в этом плане она будет  существовать, пока существует человеческий разум.

 

2. Применения функции анализа и прогнозирования в таможенных органах

Значение прогнозирования основных экономических показателей таможенных органов состоит в том, что  качественный прогноз позволяет  не только рационально организовать работу таможенных органов по пополнению доходной части бюджета, но и спланировать суммы затрат расходной части  федерального бюджета по выполнению обязательств государства перед  обществом.

Основным показателем, характеризующим  деятельность таможенных органов является сумма перечисляемых таможенных платежей в доходы федерального бюджета.

Рисунок 2.1.

Доходы Федерального бюджета РФ, 2005-2013 гг.

Так, если в 1991 году доля доходов ФТС  России в федеральном бюджете (ФБ) составляла порядка 10%, в 2005 году – 41%, то в 2010 году она уже составила 52%.

Сумма таможенных платежей – это  достаточно емкий и иллюстративный показатель. Во–первых, сумма таможенных платежей, администрируемых таможенными  органами, является одним из ключевых критериев для оценки эффективности  деятельности таможенного органа, во-вторых, размер и структура таможенных платежей отражает баланс экспорта и импорта, соответственно и баланс между добывающими отраслями промышленности и перерабатывающими, в-третьих, доля таможенных платежей в бюджете государства показывает степень зависимости национальной экономики от активности ВЭД.

Суммы платежей, перечисленные таможенными  органами, позволяют определить налоговую  нагрузку, оказываемую на участников внешнеторговой деятельности, а также  возможность оценить перспективы  состояния доходной части бюджета  государства, а следовательно спланировать расходы бюджета как на текущий, так и на последующие периоды.

Прогнозирование и планирование в  таможенных органах регламентировано ведомственными нормативными документами.

Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс взаимодействия ФТС, РТУ (на примере ДВТУ) и таможен в области  прогнозирования сумм перечисления таможенных платежей, представлена следующими основными документами: протокол от 06.01.2009г. №3 «Совещания у руководителей  ФТС России»; письмо ФТС от 06.10.2008г. № 05-13/41368 «О предоставлении сведений для  составления кассового плана  по доходам федерального бюджета»; письмо ДВТУ от 05.02.2009 № 37-29/1530 «Об исполнении протокола Совещания».

Согласно Письму ФТС от 6.10.2008 № 05-13/41368 «О предоставлении сведений для  составления кассового плана  по доходам федерального бюджета» РТУ  представляют в Главное управление федеральных таможенных доходов  и тарифного регулирования (ГУФТДиТР) прогнозные данные о поступлении  в федеральный бюджет доходов  от вывозной таможенной пошлины.

Прогноз составляется на основе проведенного анализа налогооблагаемых объемов  экспорта товаров с учетом изменения  структуры экспорта, стоимостных  показателей, ставок вывозных таможенных пошлин, а также особенностей таможенного  оформления энергоносителей и графиков уплаты таможенных и иных платежей. Прогноз составляется по данным таможенного оформления всех участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности подчиненных таможенных органов, включая крупных плательщиков регионального и федерального уровней.

Статистическая форма отчетности содержит прогноз поступления вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в отчетном месяце и месяце, следующим за отчетным, в том числе  указывается прогноз поступления  вывозных таможенных пошлин в доход  федерального бюджета в последний  рабочий день каждого месяца.

Согласно Письму ДВТУ от 05.02.2009 № 37-29/1530 «Об исполнении протокола Совещания» до 18го числа отчетного месяца таможни  должны представлять в Службу федеральных  таможенных доходов ДВТУ (СФТД ДВТУ):

- прогноз выполнения контрольного  задания по перечислению таможенных  и иных платежей в ФБ в  отчетном месяце;

- перспективы выполнения контрольного  задания в месяце, следующим за  отчетным. Содержать анализ причин  возможного невыполнения (перевыполнения) контрольного задания в текущем  и следующем месяце.

Рисунок 2.2.

Взаимодействие ФТС, РТУ, таможен  в области прогнозирования поступления  таможенных платежей в доход федерального бюджета

ФТС полученные прогнозные значения сумм таможенных платежей, перечисляемых  в бюджет, далее направляет в Министерство торговли и экономического развития и Минфин России, где скорректированный показатель занимает важную составляющую при формировании прогноза основных показателей экономики (МЭРТ) и при составлении прогноза консолидированного бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу (Минфин России).

Скорректированное прогнозное значение размера перечисляемых таможенных платежей является основой при формировании планового контрольного задания  по перечисляемым таможенным платежам в бюджет РФ на уровне региональных таможенных управлений и таможен. Названные  плановые значения отражаются в Приказах ФТС и РТУ «Об утверждении  контрольных показателей формирования федерального бюджета в части  доходов, администрируемых таможенными  органами».

Рисунок 2.3

Несовпадения прогнозных и фактических значений перечислений таможенных платежей за 2008-2010 гг.

На рисунке 2.3 графически изображены несовпадения прогнозных и фактических значений перечислений таможенных платежей. Отрицательное значение свидетельствует о том, что значение рассматриваемого показателя меньше сравниваемого, то есть прогнозные значения занижены.

Среднее значение относительной ошибки прогнозных значений за рассматриваемый  период времени составляет 19,49%, при  допустимом значении относительной  ошибки в 10%.

Основной причиной низкой точности прогнозных значений перечисляемых  таможенных платежей является высокая  неопределенность факторов внешней  среды при сохраняющейся сильной  зависимости от них показателей  российской экономики. Ряд индикаторов  характеризуется объективными сложностями  прогнозирования, связанными с «переходностью»  российской экономики, в которой  устойчивые закономерности еще только складываются.

Прогноз перечисления сумм таможенных платежей должен рассматриваться в общем контексте макроэкономического прогнозирования с максимальным учетом факторов, влияющих на размер перечисляемых таможенными органами платежами.

В ходе исследования было установлено, что таможенные платежи формируются  под влиянием определенной системы  факторов, которые можно систематизировать  в три группы, каждая из которых делится на ряд параметров, указанных на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4

Три группы факторов, влияющие на размер перечисляемых таможенных платежей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.5

Косинусы коэффициентов корреляции рассматриваемых факторов

Если фактору, влияющему на таможенные платежи, характерен высокий коэффициент  корреляции, то косинус его угла будет расположен ближе к центру, ближе к значению 0.

Если фактор, влияющий на таможенные платежи, имеет менее тесную связь, то косинус угла будет дальше расположен от центра.

Из рисунка 2.5 видно, что максимальным коэффициентом корреляции обладает статистическая стоимость. То есть, зная статистическую стоимость товара за определенный год, получается возможным спрогнозировать количество таможенных платежей на определенный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Оценка прогноза значения сумм таможенных платежей, перечисляемых таможнями ДВТУ за 1 квартал 2012 г.

Для составления поквартального прогноза сумм перечисляемых таможенных платежей таможнями ДВ региона за 1 квартал 2012 год использовался инструментарий ППП STATISTICA.

Посредством ППП STATISTICA для каждой таможни ДВТУ были используя данные таможенных перечислений в бюджет с 2005 по 2011гг.

Оценка точности рассчитанных прогнозных моделей показала, что средняя  относительная ошибка за 1 квартал 2012 года составляет лишь 1,13%, что свидетельствует о высокой степени качества моделей.

Максимально детализированный прогноз  динамики экспорта и импорта по конкретным товарам и товарным группам с  разбивкой по отдельным регионам дает возможность более точной корректировки  объемов заданий по сбору таможенных платежей еще на этапе бюджетных проектировок.. При построении прогнозов на более близкую перспективу необходимо в качестве основных предпосылок учитывать положения долгосрочных прогнозов, а при построении детальных прогнозов обеспечивать выполнение требования соответствия их суммарных оценок значениям агрегированных показателей. При этом прогнозирование должно носить непрерывный характер, обеспечивать преемственность и согласованность прогнозных оценок, как по разным горизонтам (долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным), так и при различной степени агрегации.

Обеспечение либерализации внешнеэкономической  деятельности и дебюрократизация таможенных процедур возможно при условии эффективного функционирования всех элементов таможенной системы.

Деятельность  таможенного органа непрерывна, а  значит, для эффективного и качественного  управления необходимо постоянно анализировать  происходящие процессы. Аналитические  подразделения появились во всех службах, что позволило существенно  повысить уровень аналитической  работы. В настоящее время в  типовой структуре регионального  таможенного управления существуют 7 подразделений, подчиненных различным  службам, в задачи которых включена функция анализа деятельности таможни. (Рис.2.6.)

 

Рисунок 2.6

Структура подразделений осуществляющих анализ деятельности РТУ










 





 

Следует учитывать, что информационное поле для аналитических исследований таможенной деятельности значительно  шире. В него входят вопросы осуществления  таможенных процедур, взаимодействия со сферой ВЭД, проблемы правовой и  управленческой деятельности. Однако представленная структура аналитических  подразделений в основном представляет возможность анализа только свершившихся фактов по конкретному направлению  деятельности, что не создает условий  для одновременного комплексного исследования всей таможенной деятельности, полноценного анализа возникающих ситуаций, прогнозирования  их последствий и разработки необходимых  системных решений.

Информация о работе Анализ и прогнозирование в работе таможенных органов