Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости товаров. Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент доначисления таможенн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:57, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – определение актуальных вопросов контроля таможенной стоимости товаров, выявление значения контроля таможенной стоимости как важнейшего инструмента доначисления таможенных платежей и пополнения доходной части бюджета.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия, общего механизма и особенностей контроля таможен-ной стоимости;
- провести анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;
- определить роль таможенной стоимости при пополнении доходной части бюджета РФ;
- проанализировать практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров;
- выявить проблемы в определении и контроле таможенной стоимости.

Содержание

Введение.........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы и нормативная база контроля таможенной стоимости товаров.................................................................................................
1.1. Таможенная стоимость как элемент государственного регулирования коммерческой деятельно-сти...................................................................................
1.2. Функции таможенной стоимости товаров и её роль при пополнении доходной части бюджета...............................................................................................
1.3. Значимость контроля таможенной стоимости товаров с точки зрения взимания таможенных платежей.................................................................................
Глава 2. Практические аспекты контроля таможенной стоимости товаров........
2.1. Практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров.........................................................................................................................
2.2 ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ.........................................................
Глава 3. Правоприменительная практика Федеральных Арбитражных судов в вопросах таможенной стоимости............................................................................
Заключение.....................................................................................................................
Список использованных источников...........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости товаров. Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент дона.docx

— 139.91 Кб (Скачать документ)

2. Необходимость выработки новых форм и методов контроля, учитывающих специфику современной ситуации в области внешнеторговой деятельности и базирующихся на новых прогрессивных технологиях таможенного контроля.

В настоящее время реализация механизма контроля таможенной стоимости  должна осуществляться в ситуации, характеризующейся следующими особенностями, учет которых необходим при выборе наиболее эффективных форм организации  работ по контролю таможенной стоимости:

- появление новых форм торговли (например, электронная торговля);

- наличие предпосылок к сохранению высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности, сохранение тенденции к росту нарушений в области таможенной стоимости, классификации, происхождения товаров, осуществляемых путем использования фальшивых документов (так называемая «система двойных счетов», форм скрытых расчетов и т.п.) и наиболее трудно выявляемых при таможенном оформлении. Это требует разработки соответствующих технологий контроля, которые ориентированы как на выявление и доказательство злоупотреблений, так и на пресечение подобных явлений (недостатком этих технологий является их большая трудоемкость);

- отсутствие достаточных регуляторов и «ограничителей» по осуществлению внешнеторговой деятельности, что способствует появлению и функционированию в этой сфере как фирм «однодневок», создаваемых под конкретную сделку, так и подставных фирм, формально выступающих в качестве импортеров, но не имеющих соответствующего имущественного обеспечения. Это снижает возможность для эффективного последующего контроля, в том числе возможность довзыскивания таможенных платежей;

- недостаточное развитие таможенной инспекции, слабое взаимодействие с налоговыми органами (в связи с этим невозможность в необходимых случаях должного обеспечения последующего контроля), неиспользование в рамках последующего контроля проверок с помощью методов аудита, как это делается таможенными органами многих стран;

- появление и развитие технологий таможенного контроля, базирующихся на использовании систем анализа и управления рисками и оперативного мониторинга перемещения товаров, а также в связи с разработкой Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли4;

- развитие информационных систем, резкое возрастание степени информированности коммерческих кругов об изменяющейся ситуации на рынке и в таможенной сфере, а также скорости информационных процессов;

- комплексность системы контроля, включая наличие и функционирование отработанных схем взаимодействия всех необходимых звеньев (как внутриведомственного, так и межведомственного).

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность  мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного  обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают  порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости  товара, которая используется в качестве базы налогообложения.

          В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы.

           Итак, при осуществлении контроля таможенной стоимости таможенные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенным кодексом Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости; указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации; а также рядом нормативных актов, прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости.

       Таможенная стоимость  выступает некой точкой отсчета  при исчислении таможенных платежей. Исчисляемые таможенные платежи  базируются на таможенной стоимости товаров, и суммарный эквивалент таможенных платежей находится в прямой зависимости от таможенной стоимости товаров. Именно поэтому при контроле таможенными органами достоверность таможенной стоимости имеет важнейшее значение.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

2.1.    ПРАКТИЧЕСКИЕ  ПРИМЕРЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

 

       Таможенная   стоимость   грузов,   перемещаемых   через границу  РФ,  рассчитывается  на  основе  рекомендаций, заложенных в Законе «О таможенном тарифе». За основу приняты  правила,  разработанные  в  1995  г.  Всемирной торговой   организацией,   изложенные   в   Кодексе   о таможенной   оценке.  

      Итак, таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически является налоговой базой. Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами. Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют принятым в мировой практике.

Законом   предусмотрены  шесть методов определения таможенной стоимости.5

  1. По цене сделки с ввозимыми товарами — основной метод определения таможенной стоимости, когда она определяется по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы.
  2. По цене сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
    1. проданы для ввоза на территорию РФ;
    2. ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
    3. ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность. В случае, если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
  3. По цене сделки с однородными товарами — формально его применение не отличается от метода 2, за исключением понятия однородные товары — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
  4. На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.)
  5. На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам страны-импортера.
  6. Резервный метод — применяется в случае невозможности определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

 Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5, которые могут применяться в обратном порядке.

Цена товара (продукции) является важнейшей его характеристикой  и существенным условием сделки. Цена (стоимость) товара должна быть указана  с необходимой и достаточной  точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте (договоре) и является исходной базой (основой) для определения таможенной стоимости  товара.   При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единицы измерения товара, уровень цены, базисные условия поставки (базис цены), валюта цены, способ фиксации цены, наличие скидок и/или условия платежа.  
Порядок определения единицы измерения товара зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:

- за определенную количественную  единицу (или за определенное  число единиц) товара, указанную  в обычно при меняемых в  торговле данным товаром единицах  измерения (веса, длины, площади,  объема, штук, комплектов и т.д.) или  в счетных единицах (сотня, дюжина);

- за весовую единицу,  исходя из базисного содержания  основного вещества в товаре (для  таких товаров, как руды, концентраты,  химикалии и др.);  
- за весовую единицу в зависимости от колебаний фактического веса содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного  качества и ассортимента цена устанавливается  за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое  число разных по качественным характеристикам  товаров, цены на них, как правило, указываются  в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта. При поставке комплектного оборудования цены обычно устанавливаются  по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие  части и указываются в приложении к контракту. Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер массы (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и  упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда  цена устанавливается за штуку, за комплект.

Для унификации понимания  прав и обязанностей сторон разработаны  базисные условия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Условия называются базисными потому, что они устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет. Такие базисные условия, а их 13, с соответствующими торговыми терминами и с их толкованием включены в сборник торговых терминов "Инкотермс-2000".  
Таким образом, принимая во внимания правила "Инкотермс", легко сориентироваться по структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной) цены ввозимого товара. Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте "третьей страны". При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину - в американских долларах.

Экспортер, как правило, стремится  зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы  установить цену в валюте, подверженной обесценению. Способ фиксации цены - цена может быть зафиксирована в контракте  в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. Основным методом определения оптимального уровня цен, принятым в международной  торговле, является изучение цен конкурентов  на аналогичные товары с внесением  необходимых поправок, учитывающих  различия в технических характеристиках, в коммерческих условиях сделок, а  также тенденции изменения цен  во времени. При определении уровня цен стороны контракта обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые (справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены, приводимые в  общих статистических справочниках, цены фактических сделок, цены предложений  крупных фирм и т.д.) и расчетные (применяются, как правило, в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам).  
       Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо, аккредитив о фактической оплате.  
При сдаче-приемке груза, в том числе в момент его таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

Наличие скидки в контракте  также может повлечь за собой  изменение контрактной цены товара.

При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда  поставка ввозимых товаров учитывает  кредит, предоставленный продавцом  покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен  в цену сделки и в таможенную стоимость. Однако доход по процентам на кредит не должен включаться в таможенную стоимость, т.к. он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

          Таким образом, в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (статья 19) основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

Информация о работе Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости товаров. Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент доначисления таможенн