Жилищное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:54, реферат

Описание

Роль страховых рынков состоит в том, что они выполняют функции специализированным кредитных и инвестиционных институтов, поэтому ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала после коммерческих банков занимают страховые организации. Аккумулируемые ресурсы страховых организаций позволяют им использовать временно свободные средства для долгосрочных производственных капиталовложений. Банки, которые опираются на сравнительно краткосрочные привлекаемые средства, не обладают такими возможностями.

Работа состоит из  1 файл

жилищное страхование.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Страхование жилищного фонда  как важнейшая  часть жилищного  страхования

Анализ  состояния жилищного страхования  в Российской Федерации показывает, что необходимо создать экономический механизм, гарантирующий гражданам возмещение ущерба при повреждении или уничтожении их жилья в результате чрезвычайных событий, а также условия для перехода к обязательному страхованию жилья.

Недостаточное количество средств, выделяемых на ремонт и содержание жилья, приводит к износу жилищного фонда и систем инженерного обеспечения и, как следствие, к росту числа аварий и пожаров в домах. Страхование является одним из механизмов возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду.

С точки  зрения повреждения или утраты жилищный фонд стал сегодня более уязвимым, хотя и более благоустроенным. Затраты, связанные с ремонтом поврежденного  жилья и содержанием жилищного фонда, оказывают негативное воздействие на ход проведения преобразований, направленных на сокращение бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунальной сферы и повышение оплачиваемой населением доли затрат на жилищно-коммунальные услуги.

Очевидная потребность в сокращении бюджетного финансирования работ по ремонту поврежденного жилья диктует необходимость использования иных источников и механизма возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду авариями, пожарами и иными событиями.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства  определяет в качестве такого механизма систему страхования, предполагая разработку и принятие соответствующего федерального закона об обязательном страховании жилья, что не исключает возможности страхования жилищного фонда на добровольной основе.

Практическое  применение механизма добровольного страхования жилья, а также использование страховых фондов для страхового возмещения ущерба и финансирования работ по предупреждению ущерба застрахованным объектам определено в качестве приоритетного направления для всех субъектов Федерации в новых социально-экономических условиях.

В ходе проводимой жилищной реформы потребность  в страховой защите имущественных  интересов и жилищных прав граждан  реально сформировалась (в частную  собственность перешло 69,8 % жилищного фонда).

В случае повреждения или уничтожения жилья в результате стихийного бедствия или иного чрезвычайного события имущественные потери должны компенсировать не органы власти, а сами собственники. Однако граждане — собственники жилья предпринимают недостаточные меры по защите своих имущественных интересов, продолжая по-прежнему рассчитывать на помощь со стороны органов власти. И органы власти, в свою очередь, из-за отсутствия рыночного механизма гарантий на случай уничтожения или повреждения жилья вынуждены принимать решения о его ремонте или замене, неся существенные бюджетные затраты.

При повреждении  жилья наниматель, как и собственник, вправе требовать, в том числе  в судебном порядке, возмещения ущерба от виновной стороны. Учитывая, что  в основном повреждения жилья  связаны с неполадками в системах инженерного обеспечения (вода, тепло, газ, канализация и т.д.) или протечками кровли, виновной стороной, как правило, являются или подрядная организация, осуществляющая по договору со службой заказчика (владельцем дома) работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, или соседи по дому.

В случаях  же повреждения или уничтожения  квартир в результате пожара или  залития водой при его ликвидации определить виновную сторону порой  невозможно. По сложившейся практике устранение ущерба производится за счет средств, выделяемых на содержание и ремонт жилья, т.е. за счет бюджетных дотаций.

Начало  формирования рынка жилья как  основного элемента рынка недвижимости в России было положено в начале 90-х гг. XX в. путем принятия законодательных актов о приватизации жилья. Интенсивный процесс приватизации создал базу для развития рынка жилья, в результате произошло изменение структуры жилищного фонда по формам собственности. Удельный вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, составил 61 % (табл. 1).

Структура приватизированных жилых помещений  в России

                                                                                                                                                             Таблица 1

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 Всего с начала приватизации по

состоянию на 1 января 2003 г.

Число приватизированных жилых помещений, тыс. 959 896 922 1302 1395 22 339
Общая площадь, млн м2 46 39 42 62 68 1098
Удельный  вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, % 5 5 4 6 7 61

В 2002 г. в результате приватизации жилых  помещений доля частного жилищного  фонда составила 69,8 % по сравнению  с 32,6 % в 1990 г. Особенно возросла доля частного жилья в городах: если в 1990 г. она составляла 20,5 %, то в 2002 г. выросла до 63,5 %. Доля государственного жилищного фонда с 1990 по 2002 г. снизилась с 41,7 до 6,5 %.

В зависимости  от правового режима использования  жилых помещений жилищный фонд приобретает совершенно новую структуру, имеющую особое значение для жилищного законодательства:

  • жилищный фонд социального использования;
  • жилищный фонд потребительского использования гражданами-собственниками и совместно с ними проживающими;
  • доходные жилые дома (жилые помещения), используемые собственниками для извлечения прибыли.

Изменение структуры жилищного фонда способствует развитию и созданию системы страховой  защиты по формам собственности. Обладание  собственностью — это не только благо, но и бремя, которое надо уметь нести, в частности бремя содержания имущества (ст. 210 ГК РФ), риск случайной гибели имущества (ст. 211 ПС РФ).

В современных  условиях появилась реальная необходимость  перехода к новой системе страховых, организационно-правовых и хозяйственно-финансовых отношений в сфере владения, пользования и распоряжения жилищным фондом.

В соответствии с нормами статей 210, 211 ГК РФ и  ст. 158 ЖК РФ в случае повреждения  жилого помещения, находящегося в частной  собственности, имущественные потери и расходы на содержание принадлежащего собственнику помещения должны компенсироваться этим собственником. Обслуживание и ремонт жилых зданий и занимаемых по договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится за счет бюджетных средств, а домов и квартир государственного жилищного фонда — за счет средств предприятий и учреждений, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении они находятся.

Жилищный  фонд России составляет более 20 % всего воспроизводимого недвижимого имущества страны и насчитывает 2,8 млрд м2 общей площади. Более 290 млн м2 (11 % всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте, переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения, 250 млн м2 (9 %) — в реконструкции.

Около 20 % городского жилищного фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн человек.

Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около одной четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн м2.

Потребность в жилищном страховании в современных  условиях насущна. Изношенные коммуникации способствуют подтоплению зданий. Вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость развития жилищного страхования обусловливается ухудшением состояния жилья.

Как показывают выборочные обследования, проводимые эксплуатационными организациями и общественными объединениями квартиросъемщиков, в среднем за год риску повреждения из-за неполадок в системах инженерного обеспечения подвержена каждая девятая квартира в многоквартирном жилом доме. Кроме того, от огня страдает 270 тыс. квартир ежегодно. Если добавить в этот список наводнения, землетрясения и прочие неприятности, получается, что все мы находимся в зоне риска.

Большинство домов, построенных при советской  власти, является зоной повышенного  риска для живущих в них  людей. Ветшают сами здания, ржавеют коммуникации, на плановый ремонт которых десятилетиями не находится средств. В результате из бюджета ежегодно тратятся миллионы рублей на ликвидацию последствий разного рода аварий и возмещение ущерба пострадавшим людям. Размер этих выплат не может компенсировать серьезные потери.

Дефицит выделяемых средств из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного  фонда приводит к его старению и обветшанию. Из года в год увеличивается  подлежащий сносу ветхий и аварийный  жилищный фонд с износом более 70 %.

По состоянию  на 1 января 2000 г. суммарная площадь  ветхих и аварийных жилищ составляет 49,622 млн м2 (около 1,8 % всего жилищного фонда страны).

Основная  доля жилья, не пригодного для проживания, расположена в городской местности  — более 78 % всей площади аварийных и ветхих строений. Площадь аварийных и ветхих строений в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов.

Большая часть жилищного фонда, созданного в процессе массового жилищного  строительства в 60-х гг., морально устарела и требует реконструкции. В среднем за год выбывает по ветхости 4—5 млн м2.

Физический  износ жилых зданий представляет собой утрату потребительной стоимости  в процессе эксплуатации, что проявляется  в потере конструктивными элементами первоначальных свойств. На развитие физического износа воздействуют: потеря механических качеств, например коррозия металлов; гниение и разрушение конструкций; потеря прочности. Таким образом, ухудшение эксплуатационных качеств, появившееся в конструктивных элементах зданий, есть проявление физического износа.

Количество  ветхих и аварийных жилищ в  разных субъектах Федерации распределяется неравномерно.

Наиболее  высокий уровень ветхого и  аварийного жилья (6—13 %) наблюдается в Астраханской, Кемеровской, Магаданской, Сахалинской областях, в Ямало-Ненецком и Корякском автономных округах, в Республике Тыва.

В общей  структуре жилищного фонда небольшой (0,1—0,5%) удельный вес аварийного и  ветхого жилья — в Белгородской, Брянской, Курской, Волгоградской областях.

Распределение ветхого и аварийного жилищного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них имеет общие тенденции для большинства регионов. Наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. В основном это малоэтажное жилье (до трех этажей) послевоенной постройки, сборно-щитовые дома 1950-х гг., построенные для временного проживания шахтеров, нефтяников, железнодорожников и т.д. Существенную долю занимает также частный индивидуальный фонд и наименьшую — жилье в многоэтажных (свыше трех этажей) жилых зданиях.

Содержание  аварийного и ветхого жилья обходится  государству в 2—3 раза дороже, чем  жилья, находящегося в технически исправном  состоянии. Это приводит к завышению уровня федерального стандарта на содержание 1 м2.

Значительный  удельный вес в общей структуре  ветхого и аварийного жилья занимает ведомственный жилищный фонд, переданный на баланс муниципальных образований.

В Кемеровской  области около 80 % ветхого и аварийного жилищного фонда приходится на жилье шахтерских городов и поселков.

Органы  местного самоуправления не в состоянии  решить проблемы, связанные с передачей  в муниципальную собственность  жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.

Площадь ветхого и аварийного жилищного  фонда постоянно увеличивается.

В настоящее  время в России более 2 млн граждан  проживают в ветхих и аварийных домах, которые попадают под категорию жилых помещений (домов), не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям. Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 49 и 51 ЖК РФ), однако законодательное определение ветхого и аварийного жилья на федеральном уровне отсутствует.

Информация о работе Жилищное страхование