Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание

Современный страховой рынок в России строился почти 17 лет. Сейчас очень важно, чтобы меры поддержания финансовой устойчивости страховщиков и защиты прав клиентов были приняты и заработали. Иначе банкроты дискредитируют саму идею страхования, тогда пострадает весь рынок.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Защита прав страхователей в практике страхования. 5
1.1 Понятие защиты прав страхователей и ее законодательное регулирование. 5
1.2 Значение защиты прав страхователей. Проблемы в данной сфере в современных условиях. 9
1.3 Зарубежный опыт в сфере защиты прав страхователей. 11
Глава 2. Платежеспособность страховой компании и ее значение для защиты прав страхователей. 14
2.1 Сущность платежеспособности страховой компании и ее показатели. 14
2.2 Платежеспособность страховых компаний в условиях кризиса и ее влияние на права страхователей. 20
Глава 3. Основные меры по обеспечению защиты прав страхователей в современных условиях. 23
3.1 Анализ состава и структуры активов страховых организаций. 23
3.2 Меры по преодолению неплатежеспособности страховых компаний. 24
3.3 Цели и задачи Стратегии развития страховой отрасли в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в сфере защиты прав страхователей. 29
Заключение. 32
Список литературы. 34
Приложения. 35

Работа состоит из  1 файл

Реферат Башкатова.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

     Если  говорить о показателях платежеспособности страховых компаний, то в кризис на динамику маржи страховых компаний оказывают влияние сразу две противоположные тенденции. С одной стороны, падение объемов страховых взносов приводит к снижению нормативного размера маржи платежеспособности страховых компаний. С другой стороны, убытки, понесенные страховщиками в результате обесценения их активов и иных причин, сокращают фактический размер их маржи платежеспособности.

     По  оценкам «Эксперт РА», объем российского  страхового рынка в 1-ом полугодии 2009 года по сравнению с 1-ым полугодием 2008 года упал на 7,4% (без учета ОМС). При этом усредненная величина рентабельности активов страховых компаний была положительна и составила 2,3%.

     В итоге впервые за несколько лет  средняя величина отношения фактической  и нормативной маржи платежеспособности российских страховщиков выросла: прирост  составил в среднем 16,5% за 1-ое полугодие 2009 года. Таким образом, потребность в увеличении капитализации отечественного страхового рынка снизилась.

     Тем не менее, эти расчеты не учитывают  ни качество активов, принимаемых в  покрытие собственных средств, ни возросшие  риски страховых компаний.

     В период кризиса и нарастания проблем с ликвидностью в экономике, а значит, и у собственников страховых компаний, качество активов страховщиков резко снизилось, значительно возросла доля векселей иных организаций в инвестициях страховых компаний на неотчетные даты. Кроме того, кризис сказался на росте рисков финансовой устойчивости самих страховщиков: страховых, кредитных, операционных. Если бы при расчете фактической маржи платежеспособности российских страховых компаний учитывался капитал, скорректированный на риск, то, без сомнения, отношение их фактической и нормативной маржи платежеспособности по итогам 1-ого полугодия 2009 года резко упало бы.

     В среднесрочной перспективе (2 – 3 года) возможны два сценария развития: либо кризис войдет в затяжную стадию, тогда в результате убытков снизится величина фактической маржи платежеспособности страховых компаний, либо начнется рост экономики, в таком случае возрастет размер нормативной маржи платежеспособности. В любом случае, российским страховщикам понадобится дополнительный капитал.

     Страховой сектор, в отличие от банковского, не ощутил никакой поддержки со стороны государства в период кризиса. Правда в отличие от банков, страховые компании не сталкиваются с резким ухудшением их платежеспособности вследствие кризиса (за исключением случаев обесценения их инвестиций), кризис действует на них постепенно через падение спроса, инфляцию расходов и рост числа обращений по страховым случаям.

     Однако  поддержка страховым компаниям  все-таки необходима: ведь в кризис меняются основные предпосылки, на которых был построен бизнес страховщиков – растет частота наступления страховых случаев и средняя величина страховой выплаты, повышается вероятность реализации катастрофических событий.

     Кроме того, государство должно предпринять ряд мер, направленных на развитие спроса на страхование.

     На  перспективу в 5-7 лет целесообразно  передать роль основных драйверов развития рынка вмененным и обязательным видам страхования. Страхование  должно стать одним из важнейших  элементов промышленной и торговой политики государства, в том числе в сфере поддержки малого бизнеса, субсидирования отдельных отраслей экономики, защиты собственных финансовых интересов государства.

     Фактором, обеспечивающим рост страхового рынка  со стороны предложения, должно стать повышение капитализации российских страховщиков. В этих условиях особую актуальность приобретут и субординированные кредиты, и различные меры по стимулированию рефинансирования прибыли страховых компаний.

     После восстановления докризисного объема спроса на страхование потребность российской страховой отрасли в капитале будет стремительно расти. При этом если никаких мер принято не будет, недостаточной уровень капитализации страховой отрасли станет основным фактором, сдерживающим развитие страхового рынка, и приведет к росту доли взносов, переданных в перестрахование за рубеж.

     Таким образом, в настоящее сильно возросло число жалоб граждан на страховщиков, поскольку страховщики, испытывая финансовые трудности в связи с безответственным формированием резервов и активов, стали повсеместно и в значительно большей степени, чем ранее, нарушать права и интересы страхователей. В этих условиях страховым компаниям необходима поддержка со стороны государства, которое должно предпринять ряд мер, направленных на развитие спроса на страхование, например, целесообразно передать роль основных драйверов развития рынка страхования вмененным и обязательным видам страхования.

      

 

Глава 3. Основные меры по обеспечению  защиты прав страхователей  в современных  условиях.

3.1 Анализ состава и структуры активов страховых организаций.

     В целях оценки финансовой устойчивости и платежеспособности российских страховщиков в условиях мирового финансового  кризиса Федеральная служба страхового надзора продолжает проводить мониторинг активов страховых организаций, осуществляемый с 31.08.2008 г., и представляет данные на 31.07.2009 г.

     Для получения более достоверного «среза»  страхового рынка были запрошены  данные об активах семи крупных, семи «средних» и семи «небольших»  страховых организаций по совокупному объему активов. К категории «средних» страховщиков были отнесены страховые организации, размер активов которых наиболее приближен к среднему значению по рынку, к категории «небольших» – компании, сумма активов которых варьируется около 20% от среднего значения. При запросе данных по возможности выбирались страховщики из различных федеральных округов.

     Анализ  таблицы основных изменений активов  крупных страховщиков (приложение 1) показывает, что за 6 месяцев 2009 года произошел прирост по большинству наименований активов крупных страховщиков, снижение же в большей степени пришлось на денежные средства. Достаточна возросла доля активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что говорит о повышении платежеспособности крупных страховщиков. Также произошло увеличение доли резервов страховщиков на 5,98  млрд. руб., что повышает финансовую устойчивость страховщиков и снижает риски.

     У средних страховщиков по большинству  активов практически стабильные позиции (приложение 2), увеличение также произошло среди активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Больше всего снизилась доля акций и облигаций, поскольку в связи с кризисом многие ценные бумаги обесценились.

     У небольших страховщиков доли активов  практически не изменились (приложение 3), произошло незначительное сокращение доли активов необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

     Как видно из таблицы темпов прироста величины активов (приложение 4), с кризисом лучше всего справились крупные страховщики, у которых не только сохранилась величина  их активов, но также за год произошел прирост в 10, 2%.

     Таким образом, мониторинг активов страховых организаций приобретает особую актуальность в условиях кризиса. По результатам мониторинга видно,  что крупные страховщики не только сохранили величину своих активов по истечении года, но даже смогли увеличить их долю. Я считаю, что данные о финансовом состоянии страховых компаний необходимы не только государству, но также и страхователям для борьбы за свои права, в случае если страховая компания отказывает в выплатах в связи со своей неплатежеспособностью.

3.2 Меры по преодолению  неплатежеспособности  страховых компаний.

     Вопрос  обеспечения финансовой устойчивости компаний, вывод с рынка банкротов и защита их клиентов особо актуален во время кризиса. Страховой рынок наиболее уязвим, он мгновенно реагирует на ухудшение экономической ситуации. Вследствие падения платежеспособного спроса на страхование и обесценивания активов финансовая устойчивость страховщиков пошатнулась - сбор премий резко сокращается, выплаты же производятся по уже заключенным договорам в прежнем объеме.

     Развитие  страховой отрасли определяется в ряде нормативных документов. Например, Основные направления развития национальной системы страхования, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, Концепция развития страхования в Российской Федерации, Стратегия развития финансовых рынков, где страхованию, как составной части финансового рынка, отводится определенная роль. По результатам рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации мер по совершенствованию законодательства о страховании Минфину России поручено подготовить стратегию развития страховой отрасли на среднесрочную перспективу. Стратегия будет являться продолжением реализации тех мероприятий, которые были намечены в последние три года, в то же время рассматриваются новые направления в развитии отрасли. Основной упор в данном документе делается на открытость и прозрачность деятельности страховых компаний и их финансовую устойчивость. Важная роль отводится вопросам защиты прав потребителей

     В этом направлении предусматривается  создание гарантийных фондов, которые  позволяли бы страховщикам в случае отзыва лицензии и неплатежеспособности исполнить обязательства перед клиентами. А также создание системы внесудебного урегулирования споров по страхованию, по аналогии с комиссией по трудовым спорам, которая создана в целях урегулирования трудовых споров и выработке согласованной позиции спорящими сторонами.

     Чтобы не допустить из-за банкротств отдельных  компаний негативного отношения  к идее страхования в целом, госорганам нужно усовершенствовать законодательство, а участникам рынка заняться управлением  рисками и объединить усилия для  защиты прав клиентов.

     Для обеспечения выплат в России функционирует  только один гарантийный фонд - в  рамках Российского союза автостраховщиков (РСА) по ОСАГО. В случае финансовой несостоятельности страховая компания передает документы по заявленным убыткам  в РСА, и он производит выплаты потерпевшим. Фонд формируется за счет взносов страховщиков, участвующих в системе ОСАГО.

     По  другим рискам всю ответственность  перед страхователями несет только страховщик. Для обеспечения финансовой устойчивости компания обязана формировать страховые резервы, которые временно размещаются в различные активы. Направления и структура инвестиций строго регламентированы законом. Наибольшую долю страховых резервов (до 50%) компания может направлять в векселя и на депозиты в банках. Доля акций для ограничения рискованности вложений не должна превышать 15%, инвестиционных паев ПИФов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления - 10% от величины резервов по страхованию жизни и 5% по иному страхованию. Создание и размещение страховых резервов контролирует ФССН. В случае нарушения законодательных норм лицензия страховой компании может быть приостановлена или отозвана.

     В условиях стабильно развивающейся  экономики особых проблем с обеспечением выплат нет: объема поступающих премий и сформированных резервов хватает. Но в связи с кризисом многие активы, в которые по требованию государства были размещены страховые резервы, обесценились (как ценные бумаги) или стали неликвидными (как недвижимость). Поэтому сегодня сложно сказать, достаточны или недостаточны страховые резервы для выплат.

     В апреле 2009 года был принят приказ Минфина  РФ «Об утверждении порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни». Правила формирования страховых резервов по страхованию жизни заполняют правовой вакуум, существующий в описании методик расчета резервов по страхованию жизни, существовавший с начала 90-х годов. Сам факт появления правил формирования резервов для компаний, занимающихся страхованием жизни,  – это важный шаг на пути развития рынка страхования жизни, который сделает его более открытым и прозрачным. Законодательство должно  и в дальнейшем развиваться в этом направлении, потому что в конечном итоге все подобные меры на руку страховым компаниям: они дают дополнительные гарантии их клиентам. Однако, несмотря на принятие данного приказа, у страховых компаний все равно недостаточен объем страховых резервов, причиной этого может быть демпинг, ошибки в актуарных расчетах. Также вследствие финансового кризиса обесцениваются активы, принимаемые в покрытие страховых резервов.

       Чтобы оставаться на плаву,  сохранять резервный фонд, компании  должны изменять стратегию инвестирования. Согласно законодательству, все  деньги, начисленные на страховые  резервы, должны быть размещены  в высоколиквидных активах, из которых можно быстро извлечь необходимые средства для своевременного и полного погашения долгов. Сейчас опасно иметь дело с высокорисковыми инструментами фондового рынка типа корпоративных акций и облигаций. В 2009 года РОСНО ужесточило требования к финансовой надежности банков-партнеров, в результате список доступных банков сократился в несколько раз. Для диверсификации вложений и снижения зависимости от банковского сектора страховщики инвестирование в инструменты с фиксированной доходностью, в частности облигации государства или крупных и надежных корпоративных эмитентов, которые могут рассчитывать на господдержку.

Информация о работе Защита прав потребителей в случае неплатежеспособности страховой компании