Страховой рынок Российской Федерации и проблемы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его в финансовой системе;
изучить структуру рынка страховых услуг;
разобрать государственное регулирование страховой деятельности;
исследовать современное состояние страхового рынка Российской Федерации;
изучить становление рынка страховых услуг в Российской Федерации;
проанализировать проблемы и перспективы развития страхового деятельности в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы функционирования рынка страховых услуг
1.1 Понятие, функции и место страхового рынка в финансовой системе
1.2 Структура рынка страховых услуг
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
2 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации
2.1 Становление рынка страховых услуг в Российской Федерации
2.2 Современное состояние российского страхового рынка
2.3 Проблемы и перспективы развития страхового деятельности в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
3
6

6
12
16
21
21
26

33
40
44

Работа состоит из  1 файл

Страовой рынок - Голубев И.Л..doc

— 399.00 Кб (Скачать документ)

д) разработка нормативных  и методических документов по вопросам страховой деятельности;

е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для исполнения возложенных  обязанностей федеральный орган  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой  деятельности, информацию об их финансовом положении. Многие сведения поступают  от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также  от граждан;           

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений  страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а  в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный  суд с иском о ликвидации страховщика  в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых  организаций постановлением Правительства  РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора»18 предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

Таким образом, из данной главы можно сделать следующие выводы:

1. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г. 19 под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

2. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.

3. Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

4. По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др. По зоне обслуживания различают местные, региональные, национальные и международные (транснациональные) страховые организации.

5. Основным источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Вышеизложенные выводы определяют страховой рынок как  самостоятельную финансовую структуру  в экономике страны. Для определения  особенностей функционирования данной системы в Российской Федерации следует более детально российский рынок страховых услуг.

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Становление  рынка страховых услуг в Российской  Федерации

 

Организация государственного страхования перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами финансовых отделов. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответственности по операциям Госстраха.

В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило большую оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в административном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с населением в городских и сельских местностях привлекались страховые агенты20.

Отсутствие жесткой  государственной монополии сыграло  положительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стране развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном порядке "Положения о Наркомфине СССР", где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии на страхование

В 1925 г. законодательно было закреплено, что "страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР". Проведение налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой необходимость изменения государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше.

В отечественной литературе данный период в истории страхования  характеризуется как период извращения в страховой работе на селе.   Долгое время это объяснялось  штампами сталинской пропаганды, кознями  кулацких элементов, деятельностью  классового врага, массовым вредительством, далекими от истины. Главными виновниками запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах формировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена21.

Большое внимание уделялось укреплению организационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о  главном управлении государственного страхования СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.

Положением были установлены основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью  Госстраха СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования. В положении закреплялась монополия Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность страховых органов, особенно низовых звеньев – районных и городских инспекций.

Значительно изменены были организационные  основы органов государственного страхования  в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.

В положениях 1958 г. не упоминалось  о наличии в стране государственной  страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто государственная  страховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация "не осмеливались" нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.

К числу организационных недостатков  этого времени следует отнести  дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г ., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.

Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с  явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.

Распад СССР в 1991 г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

Государственным страховым органам  России в целом пока не угрожает банкротство, однако, отношение к  ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью  и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное страхование.

В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Государственное  страхование – это не только часть  финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния трудящихся, сбалансированности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка, которое  продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового  регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации"22, которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 году разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование страхового рынка продолжается.

2.2 Современное  состояние российского страхового рынка

 

Число страховых компаний в России, зарегистрированных в Едином госреестре, сократилось на 13% (83 компании) в 2010 г. относительно 2009 г. и составило 660 организаций.

Другой важный показатель рынка - общий объем страховых  премий - в 2010 г. вырос на 5,6% в годовом выражении и составил 521,1 млрд. руб. Объем страховых выплат увеличился на 4,3% по сравнению с прошлым годом до 367,2 млрд. руб. В минувшем году наблюдался рост премий по всем видам страхования за исключением премий по имущественному страхованию (-1,3%). Зафиксировано также снижение выплат по добровольному страхованию, страхованию жизни и имущества. Рост рынка был обеспечен увеличением объема как добровольных, так и обязательных видов страхования.

Информация о работе Страховой рынок Российской Федерации и проблемы его развития