Страховая премия. Договор страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:02, лекция

Описание

1. Страховая услуга как специфический товар
2. Структура страховой премии.
3. Особенности ценообразования в страховании.
4. Методические основы расчета страховых премий.
5. Договор страхования.

Работа состоит из  1 файл

Конспекты по страхованию.docx

— 430.67 Кб (Скачать документ)

Страхование как финансовая услуга

Понятие страхования определено Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. В соответствии с законом страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование является частью системы финансовых отношений общества, так как связано с формированием и использованием страховых денежных фондов. Предоставление страховой защиты — это

вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые организации. Вместе с тем страхование имеет ряд особенностей, отличающих его от других элементов финансовой системы.

Во-первых, экономическая природа страховых фондов неоднозначна и по-разному трактуется в разных странах. В экономической теории существуют две альтернативные точки зрения поданному вопросу: амортизационная и перераспределительная. Первая точка зрения является исторически более ранней и естественной. Согласно ей,

страховой фонд имеет амортизационную природу. Подобно тому как амортизационный фонд служит для целей простого воспроизводства основных средств, утрачивающих свою потребительную стоимость в результате физического износа, страховой фонд обеспечивает восстановление материальных ценностей общества, утраченных вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других рисков. Таким образом, страховой фонд является фондом простого воспроизводства. По этой причине затраты на страхование, так же как амортизационные отчисления, изначально относились на издержки производства. Никто не ставит под сомнение экономическую природу фондов амортизации, хотя известно, что они реально выполняют функции не только простого восстановления выбывающих основных фондов, но и их расширенного воспроизводства на новой качественной основе.

Проблема решается государственным регулированием норм и правил амортизации.

Страховой фонд по своей экономической природе является более сложным элементом воспроизводственного процесса, он более универсален и, на первый взгляд, менее обязателен, чем фонд амортизации. Различия амортизационного фонда и страхового фонда проявляются в следующем:

• предприятие не может нормально функционировать, если не обеспечивает воспроизводство своего основного капитала через формирование амортизационного фонда. Однако страхование фондов предприятия от всякого рода рисков может показаться излишним ввиду вероятностного характера страховых событий;

• амортизация касается только основного капитала, а страхование охватывает все элементы материального богатства как в производственной, так и в непроизводственной сфере;

• амортизационный фонд — это фонд индивидуального воспроизводства, существующий на каждом отдельном предприятии. Страховой фонд не является фондом индивидуального воспроизводства, это всегда коллективный фонд, формируемый многими субъектами, и выплаты из него идут тем, кто попал в соответствующие обстоятельства.

Самой главной особенностью страхования является неочевидность его необходимости для отдельного субъекта. Как следствие, возникла перераспределительная концепция страхового фонда, рассматривающая его как продукт отношений вторичного перераспределения национального дохода.

Особенностью страхования является перераспределение или выравнивание ущерба по территории и во времени. Динамика ущербов неравномерна, ими не затрагиваются в равной степени все территориальные единицы. Это обстоятельство создает возможности раскладки ущербов по территории и расширяет финансовые возможности страхования. Неравномерность наступления ущербов во времени порождает необходимость резервирования части страховых платежей для возмещения чрезвычайных ущербов в неблагоприятные годы.

Для успешного выравнивания рисков страховые организации значительное внимание уделяют обоснованию размеров страховых взносов, уплачиваемых страхователями (страховых премий). Размер ущерба и его предполагаемого размера. В рамках страховой техники используются такие инструменты выравнивания риска, как страховые надбавки при калькуляции премий, схемы совместного страхования и перестрахования.

Главными предпосылками страхования как финансовой услуги являются:

• наличие рискового сообщества;

• осуществление страховой выплаты  только при условии наступления  страхового случая;

• страхование только определенных рисков, ущерб от наступления которых подлежит денежной оценке.

Рисковое сообщество — это определенное количество лиц или хозяйственных единиц, подверженных одному и тому же риску. Например, домовладельцы данного населенного пункта образуют рисковое сообщество, находящееся пол угрозой риска пожаров, стихийных бедствий и т.д. Лица, принадлежащие рисковому сообществу, являются потенциальными страхователями.

Вторая предпосылка означает, что  право на страховую выплату клиент страховой компании получает только при наступлении страхового случая. Это условие точно фиксируется правилами и договором страхования и обеспечивает сохранение страхового фонда в интересах всех его участников.

Третья предпосылка означает, что далеко не все риски могут быть застрахованы. Страхуются только тс риски, ущерб от наступления которых можно оценить в денежной форме. Сюда относятся все виды имущественного ущерба и потери дохода. Не страхуются риски, для оценки которых отсутствуют объективные предпосылки.

Страховая деятельность основана на принципах эквивалентности и случайности.

Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами и расходами страховой компании. Риск угрожает многим физическим и юридическим лицам, однако лишь немногие из них действительно затрагиваются страховыми случаями. На этом факте основана деятельность страховщика. Выплаты по страховым случаям покрываются из взносов многочисленных страхователей, которые не затронуты данным риском.

Принцип случайности состоит в том, что страховаться могут только события, имеющие случайный, непредвиденный характер. Понятие случайности означает, что, хотя исходя из жизненного опыта с наступлением данного события, необходимо считаться, в каждом отдельном случае неизвестно, будет ли вообще иметь место данное событие или в какой момент времени оно наступит.

3. История страхования в России

Дореволюционный период

Страхование в России стало развиваться  несколько позднее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и  постоянно возникавшими препятствиями на пути развития частнокапиталистистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них —Рижское общество взаимного страхования от пожаров — было организовано в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться иностранные страховые компании, предлагавшие свои услуги более или

менее состоятельным гражданам. В  результате отток денег за границу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.

В 1786 г. при Государственном заемном банке создается страховая экспедиция, на которую возлагается обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан.

В дальнейшем с разрешения российского  правительства создаются еще  два крупных страховых общества: в 1835 г. — «Второе российское от огня страховое общество», а в 1846 г. —  «Саламандра».  В 1835 г. было создано  страховое общество «Жизнь», которое  начинает заниматься личным страхованием.

Спокойствие на российском страховом  рынке нарушается после отмены крепостного  права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области  земельных отношений, местного самоуправления, денежно-кредитной системы. Начинается период бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании.

Образуются новые страховые  компании в форме акционерных  обществ, открываются представительства  страховых компаний западноевропейских стран в Москве, Петербурге и других крупных городах.

В результате накануне Первой мировой  войны в России сложился достаточно развитый страховой рынок . В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые существовали в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового

распространения: им было охвачено только 0,25% всего населения. На страховом  рынке, как и в других сферах хозяйственной  жизни, были сильны тенденции монополизации. Так, общества, занимавшиеся имущественным  страхованием, заключили между собой  в 1875 г. конвенцию о применении единых страховых тарифов. Однако многообразие форм страховой защиты позволяло  сохранять достаточно высокий уровень  конкуренции на страховом рынке.

Традиционно сильны были связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Кроме того, западные страховщики непосредственно  присутствовали на российском рынке  и участвовали в акционерном  капитале страховых обществ.

С началом рыночных реформ в 1991 —1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята принятием в мае 1988 г. Закона СССР «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.

Принятое в июне 1990 г. Советом Министров СССР Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний в данных организационно-правовых формах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. Был принят Закон РСФСР «О страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка.. За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997 г. их число выросло до 2,7 тысячи. Особенностью формирования российского страхового рынка являлось массовое появление новых компаний, не связанных ранее со страховым делом. Это объяснялось весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными

требованиями к их финансовым ресурсам. Процессы приватизации играли здесь гораздо меньшую роль, чем в других отраслях. В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежал государству. «Росгосстрах» является правопреемником имущественных прав и

обязанностей Правления государственного страхования РФ, Это означает, в частности, что в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» на нем лежит обязанность восстановления сбережений по 55 млн. договорам в сумме 29,4 млрд. руб. по состоянию на 1 января 1992 г. В состав «Росгосстраха» вошло 80 дочерних предприятий, созданных по территориальному принципу и ведущих свою деятельность на началах полного хозрасчета и самофинансирования.

4. Современный страховой рынок России.

Состояние российского страхового рынка характеризуется несколькими основными тенденциями.

1. Существенные изменения в структуре страховой деятельности.

До сих пор, по признанию самих  страховщиков, их деятельность в значительной мере строилась на схемах так называемого зарплатного страхования, позволявших предприятиям-страхователям экономить на налогах. По оценкам специалистов, «зарплатное» страхование составляет 70—80% всего объема договоров личного страхования. Возвратные схемы страхования широко практикуются также и в других видах страхования, включая имущественное страхование от огня и стихийных бедствий. Несмотря на то что страхование традиционно и во всех странах используется как инструмент налогового планирования, преобладание этой функции в нем нельзя считать нормальным явлением. Страхование должно служить целям финансирования реальных рисков, и в этом своем качестве оно становится все более востребованным.

Введение главы 25 Налогового кодекса РФ способствует формированию финансовых предпосылок выгодности страхования, прежде всего для юридических лиц, которые получают возможность относить соответствующие затраты на издержки. В частности, прироста поступлений по имущественному страхованию только за первое полугодие 2002 г. составил 66% . С другой стороны, внесенные поправки к главе 25 закрывают возможности применения «зарплатных» схем. В частности, выплаты по полису страхования жизни в течение первых пяти лет его действия будут облагаться налогом. В целом отмечается тенденция сворачивания «зарплатного» страхования. Лидеры страхового рынка заявляют о принципиальном отказе от использования подобных схем. В страховании жизни возникает устойчивый спрос на накопительные виды страхования. Важным фактором роста объемов и изменения структуры страхового рынка станет введение в середине 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Информация о работе Страховая премия. Договор страхования