Страхование космических рисков

Автор работы: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:57, реферат

Описание

Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности: наземной космической инфраструктуры, средств выведения (ракет-носителей, разгонных блоков) и космических аппаратов, а также рисками возникновения ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц объектами ракетно-космической техники при нештатных ситуациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные виды страхования рисков космической _____деятельности
5
2 Космическое страхование в современных условиях 10
3 Перестрахование в космическом страховании 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Система космического страхования (страхования космических рисков) направлена на возмещение ущерба при создании, производстве, эксплуатации изделий ракетно-космической техники и гарантированное  выполнение космических проектов за счет внебюджетных средств при наступлении чрезвычайных ситуаций.

     Особенности отечественной космической деятельности, ракетно-космической промышленности, происходящие экономические изменения  существенным образом повысили значимость страхования как одного из механизмов  финансовой безопасности космических проектов и деятельности предприятий  ракетно-космической промышленности.

     Необходимость космического страхования (страхования  космических рисков) обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий  промышленности в кризисных ситуациях. В большинстве своем они являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что означает не только возможность определять финансовую и производственную политику, но и отсутствие обязательств государства по предоставлению поддержки в случае аварии, финансовых или иных трудностей. В этих условиях хозяйствующие субъекты обязаны сами позаботиться о создании необходимых резервов или привлечении финансирования из других источников для ликвидации или компенсации ущербов.

     Применяемые методы и средства должны предотвращать, снижать до минимальных пределов или компенсировать ущерб, возникающий, как в процессе штатной эксплуатации изделий ракетно-космической техники, так и при возникновении происшествий и ликвидации их последствий, при наименьших издержках обеспечивать возмещение затрат в случае неудачи космического проекта, снижать влияние неблагоприятных последствий для участников проекта.

     Распространенным  способом финансовой защиты и управления рисками является страхование. В то же время, значительное место в системе управления рисками занимают организация и осуществление предупредительных мероприятий, а также самострахование. 
 

     3 Перестрахование в космическом страховании  

     В отношении космических  рисков страховщик и перестраховщик из-за недостатка статистических материалов не в состоянии оценить возможный ущерб и установить такую же объективную тарификацию, как в случае массовых рисков.

     Космические риски требуют мобилизации крупных  сумм для их покрытия, в результате чего полностью компенсировать их не в состоянии ни отдельный страховщик, ни национальный рынок страховых услуг. Это приводит национальные рынки к необходимости объединения емкостей для покрытия потенциальных рисков и вызывает потребность в выходе на мировой рынок.

     Наиболее  распространенными являются следующие  варианты увеличения страховой емкости:

     1) пул с одновременным страхованием  в нескольких страховых компаниях,  в котором каждый страховщик (перестрахователь) передает в пул долю риска,  превышающую финансовые ресурсы страховщика (перестраховщика);

     2) факультативное перестрахование.  Страховщик заключает прямые  договоры страхования и  перестраховывает  их на факультативной основе. При этом перестрахователь и  перестраховщик самостоятельно  проводят оценку риска, который может быть передан в перестрахование полностью или частично. Факультативный метод перестрахования предоставляет полную свободу участникам перестрахования в части принятия или отклонения условий перестрахования и выдвижения встречных условий. В возможности индивидуальной оценки риска заключается особенность факультативного перестрахования;

     3) облигаторное перестрахование. Страховщик  заключает облигаторные договоры  перестрахования, что позволяет  ему предлагать страхователям  более дешевое страхование. При этом перестраховщики, участвующие в таком перестраховании, лишены возможности самостоятельно оценивать риски и выдвигать дополнительные условия страхования.

     В отечественной практике страхования  космических рисков такая форма  перестрахования получила распространение в виде так называемых «открытых полисов». Существуют «открытые полисы» страхования объектов космической инфраструктуры и ответственности перед третьими лицами при пусках РКН (ракет космического назначения). При организации страхования и перестрахования космических рисков отечественными страховыми компаниями практикуются все три варианта.

     Как показывает практика, предпочтительным для страхования космических  рисков является организация страховых  пулов, что позволяет привлечь совокупный капитал многих компаний для страхования риска и обеспечить значительный запас платежеспособности каждого из его участников в случае наступления крупной страховой выплаты. После исчерпания емкости пула может осуществляться обращение на международный рынок через систему факультативного и облигаторного перестрахования.

     Обращение к международному перестраховочному  брокеру приносит значительные преимущества в получении выгодных условий  перестрахования. Брокер обладает информацией  о состоянии международного страхового рынка и может дать рекомендации по оптимальному сочетанию страховых и нестраховых методов управления риском, выбору франшизы и условий страхования.

     Исполнитель проекта выполняет обязанности  страхователя, взаимодействует со страховщиком и страхует свои имущественные интересы. При этом страхованием должны быть охвачены все этапы реализации космического проекта с тем, чтобы обеспечить непрерывную и полную страховую защиту интересов страхователя и всех участников проекта.

     Страховщик  осуществляет размещение на отечественном и зарубежном страховых рынках рисков гибели/повреждения имущества, связанного с транспортированием, наземной подготовкой и пуском РКН, вводом в летную эксплуатацию, летной эксплуатацией и утилизацией КА (космический аппарат), а также рисков ответственности в соответствии с программой страхования.

     При этом страховщик производит оценку и  размещение рисков среди российских и зарубежных страховых и перестраховочных компаний. Размещение риска на международном  страховом рынке осуществляется с привлечением международного перестраховочного  брокера.

     Риски  могут быть застрахованы как по отдельным  договорам (страхования имущества  при транспортировании и подготовке к пуску РКН; страхования имущества  при пуске РКН; страхования КА при вводе в эксплуатацию; страхования КА при летной эксплуатации; страхования объектов наземной инфраструктуры при подготовке и пуске РКН; страхования ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при подготовке и пуске РКН; страхования жизни персонала, принимающего участие в подготовке и пуске РКН; страхования жизни космонавтов при осуществлении пилотируемых программ, других), так и в рамках генеральных договоров страхования.

     Вопросы распределения рисков между участниками  проекта решаются в основном заказчиком, головным разработчиком изделия  РКТ (ракетно-космическая техника) и пусковым агентством. При этом должны быть определены условия передачи изделия заказчику (например, в виде наземной поставки (после изготовления на заводе-изготовителе или завершения наземных испытаний и подготовки КА к пуску на космодроме) или поставки КА на заданной орбите (после завершения проверочных испытаний и приема КА)) и гарантии по пуску КА со стороны организации-исполнителя работ по пуску РКН, которые могут включать гарантии возмещения ущерба от аварии при пуске по вине пускового агентства в виде возврата стоимости проведения пуска или в виде проведения бесплатного повторного пуска другого КА. Иногда гарантия пускового агентства распространяется и на возмещение ущербов, связанных с гибелью КА.

       По сложившейся практике ответственность  между участниками космического  проекта – страхователями, как  правило, распределяется следующим  образом :

     -разработчики и изготовители КА несут ответственность за  риски на этапах конструирования, производства КА, наземной подготовки КА и ввода КА в летную эксплуатацию;

     -пусковое агентство (эксплуатирующая организация) - за риски, связанные с подготовкой и проведением пуска РКН, а также за причинение ущерба КА при подготовке КА на космодроме и выводе КА на расчетную орбиту;

     -заказчик (владелец КА) - за риски, связанные с причинением ущерба третьим лицам и преждевременной потерей работоспособности (или отказом) КА при летной эксплуатации и утилизации.

     В зарубежных контрактах на поставку изделий  РКТ передача ответственности по риску повреждения и (или) гибели обычно происходит одновременно с передачей  права собственности. В случае перехода права собственности при пуске  заказчик должен убедиться в том, что изготовитель имеет соответствующее страхование для покрытия риска гибели и (или) повреждения изделий РКТ в отношении заказчика и иных выгодоприобретателей, действующее до этого момента. Если же право собственности переходит с момента заводской поставки, то для заказчика разрабатывается всестороннее предпусковое страховое покрытие, охватывающее задержку, дополнительные издержки и затраты на подготовку РКН к пуску.

     Страхование космических рисков может проводиться  по вариантам страхования «от всех рисков» или «страхования отдельных рисков» и может быть проведено  двумя способами: каждый участник проекта страхует свои риски самостоятельно; участники проекта консолидируются и страхуют свои риски совместно. Возможно использование принципов консолидации, централизации и долевой ответственности для организации страхования космических рисков.

     Применение  принципа консолидации является предпочтительным и позволяет обеспечить оптимальное  сочетание интересов всех участников проекта при объединении их усилий. Так, на практике часто применяется схема организации страховой защиты интересов участников проектов на этапах подготовки и пуска РКН, при которой в качестве страхователя выступает организация-исполнитель работ по подготовке и пуску РКН.

     Исполнитель обеспечивает страхование и возмещает  заказчику  и третьим лицам  ущерб в случае его возникновения. В основу построения общей схемы  страховой защиты также может  быть положен принцип централизации, в соответствии с которым все  вопросы страхования решаются страхователем с одной страховой компанией, которая выступает координатором пула страховых компаний, участвующих в страховании рисков. Для распределения страховых рисков среди страховщиков в отечественной практике принят принцип долевой ответственности. Страховая премия распределяется между учаcтниками страхового пула пропорционально принятым ими долям ответственности.

     Выбор конкретной схемы организации страхования  определяется головным исполнителем и  лидирующим страховщиком в зависимости  от конкретных параметров космических рисков, требований головного исполнителя и условий национального рынка:

     -размеров страховой суммы и франшиз,

     -наличия готовых страховых покрытий на рынке,

     -необходимости финансирования страховщиком предупредительных мероприятий,

     -финансовой емкости лидирующего страховщика и национального рынка,

     -дополнительных требований головного исполнителя проекта по финансированию рисков страховщиком и других.

     При решении вопросов страхования участниками  проекта должны рассматриваться  и оцениваться эффективность использования и других способов управления рисками - принятие части рисков на собственную ответственность (самострахование) и перераспределение (передача) рисков между участниками.

     При наличии неблагоприятной конъюнктуры  страхового рынка или отсутствии достаточных финансовых средств участники проекта могут обращаться к самострахованию отдельных рисков. При этом заинтересованные стороны полностью отказываются от страхования рисков и берут на себя компенсацию возможных ущербов или принимают участие в состраховании этих рисков. 
 
 
 
 
 

     4 Проблемы организации космического страхования  

     Страхование является одним из методов сбалансированного  подхода к обеспечению безопасности космической деятельности, гарантией  инвестиций в высокорисковые виды технологических процессов и  космических средств.

     Развитие  страхования в целях обеспечения  непрерывного и бесперебойного производства космической продукции в рыночных условиях является одним из путей  экономической защиты космических  проектов. При этом страхование космических рисков может выступать для предприятий ракетно-космической промышленности в качестве финансовых гарантий возмещения случайного ущерба.

     Несмотря  на высокий уровень развития современных  технологий производства космических  средств, вероятность аварии и повреждения  объектов космических средств сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.

Информация о работе Страхование космических рисков