Понятие и особенности развития личного страхования в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли личного страхования в финансовой системе.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие основные задачи:
дать понятие личного страхования и ознакомиться с мировым опытом его использования;
провести оценку рынка страхования жизни в Казахстане;
проанализировать страхования жизни на примере АО «БТА-банк» и «БТА-ипотека»;
изучить проблемы системы личного страхования и предложить стратегию ее совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Понятие и особенности развития личного страхования в финансовой системе………………………………………………………………………………..4
1.1 Страхование - инструмент экономической и социальной политики 4
1.2 Личное страхование– важнейший инструмент социально-экономической защиты 6
1.3 Долгосрочное личное страхование как источник инвестиций 9
2 Аналитические исследование развития личного страхования в Республике Казахстан 13
2.1 Современное состояние личного страхования в системе страхового рынка Казахстана 13
2.2 Анализ личного страхования на примере АО «БТА-банк» и «БТА-ипотека» 200
2.3 Перспективы развития личного страхования 30
Заключение 34
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 790.00 Кб (Скачать документ)

Страхование заемщиков производится в страховых организациях, программы и договора страхования которых согласованы с Компанией. Кроме того, в портфеле Компании есть ряд пакетов, по условиям которых страхование со стороны заемщика является необязательным.

Страхование жизни и28 потери трудоспособности заемщика производится на период действия кредитного договора. При этом, заемщик может выбрать по своему усмотрению либо полное страхование, когда страховым случаем является смерть или потеря трудоспособности в результате заболевания и в результате несчастного случая, либо страхование жизни и потери трудоспособности только в результате несчастного случая. Выгодоприобретателем (получателем страховой выплаты) по договорам личного страхования является Компания.

Необходимость личного страхования созаемщиков и гарантов по кредитному проекту принимается решением Кредитного комитета Компании.

Имущественное страхование недвижимости, являющейся обеспечением по кредиту, осуществляется по рискам:

    • повреждение или гибель недвижимости в результате пожара, взрыва, затопления, различных стихийных бедствий (в том числе землетрясения), противоправных действий третьих лиц;
    • потери заемщиком права собственности на недвижимость на основании вступившего в законную силу решения суда вследствие нарушения законодательства Республики Казахстан при предыдущих сделках с недвижимым имуществом, ненадлежащего оформления юридических документов.

Страхованию подлежат основной, промежуточный и дополнительный залоги, причем страхование промежуточного и дополнительного залога допускается не на весь срок кредитования, а на период нахождения данного объекта недвижимости в залоге у Компании.

При кредитовании заемщика сумма первоначального взноса может быть снижена до 10% при заключении заемщиком договора страхования ипотечного займа или при получении гарантии АО «КФГИК». Данный вид страхования (гарантирования) минимизирует риски Компании в случае дефолта заемщика.

В обоих компаниях доля ипотечного канала продаж не превышает 10–25% (в зависимости от вида страхования) от общих собираемых премий.

Тем не менее, банкострахование является главным каналом продвижения продуктов гражданам и бизнесменам.

Проведем анализ объемов банковского страхования по обоим компаниям по месяцам 1 полугодия 2010-2011гг. (таблица 7).

Анализ проводится в разрезе трех позиций:

    • показатели страхования по первому году;
    • по второму году;
    • по третьему году:
    • в целом общая сумма страхования.

Анализ показал, что в течение первого полугодия 2011 года по АО «БТА» страхование в первый год снизилось почти в 4 раза: с 768 трлн. тенге в 2010 году до 205 в 2011 году (рисунок 9).

Рисунок 9 - Сравнение  страховых премий  за 2010, 2011 и 2012 годы по финансовому каналу БТА, трлн. тенге

 

Таблица 7 –  Сравнение страховых премий по компаниям  по месяцам 1 полугодия 2010-2011-2012гг.

Канал реализации

Год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Итог 

Прямые продажи

2010 год

56 895 711

38 816 186

66 476 100

62 347 791

78 884 538

52 560 037

355 980 363

2011 год

45 451 576

88 034 332

67 723 813

58 921 332

107 273 314

81 312 520

448 716 887

2012 год

48 365 862

86 365 254

69 856 596

60 596 365

101 745 567

98 475 575

562 775 256

БТА

1 год  2010

86 840 011

93 680 486

113 860 792

154 728 485

156 519 176

162 513 390

768 142 340

1 год 2011

27 322 575

25 544 047

31 063 384

47 246 709

36 463 684

37 874 836

205 515 235

1 год

2012

26 235 589

27 368 258

30 693 456

48 258 658

37 489 856

39 589 856

209 258 687

БТА

2 год  2010

8 896 567

10 052 538

14 656 800

18 953 762

20 002 991

19 333 713

91 896 371

2 год 2011

40 744 487

39 952 584

31 666 143

50 266 902

54 600 688

53 444 559

270 675 363

2 год

2012

41 895 489

40 896 489

30 489 258

52 258 147

56 200 589

56 258 456

289 369 148

БТА  Итог 2010

95 736 578

103 733 024

128 517 592

173 682 247

176 522 167

181 847 103

860 038 711

БТА Итог 2011

68 067 062

65 496 631

62 729 527

97 513 611

91 064 372

91 319 395

476 190 598

БТА Итог 2012

70 259 032

66 489 369

63 159 835

99 259 346

92 126 545

93 123 236

496 156 259

БТА Ипотека

1 год  2010

15 492 243

17 134 975

21 946 031

21 074 855

21 628 921

21 924 046

119 201 071

1 год 2011

1 973 048

2 820 942

1 519 698

4 360 646

5 663 421

4 224 628

20 562 383

 

2 год

2012

2 329 256

3 291 156

1 963 569

5 256 145

6 256 145

5 158 020

21 126 555

 

2 год  2010

18 044 988

17 639 470

20 320 119

24 217 706

26 873 778

32 325 462

139 421 523

2 год 2011

19 750 743

21 405 663

20 214 146

23 417 692

23 832 998

22 452 311

131 073 553

2 год

2012

20 789 589

22 400 459

21 254 459

24 489 254

24 589 156

23 489 369

132 058 459

БТА Ипотека  Итог 2010

26 941 555

27 692 008

34 976 919

43 171 468

46 876 769

51 659 175

231 317 894

 БТА Ипотека  Итог 2011

60 495 230

61 358 247

51 880 289

73 684 594

78 433 686

75 896 870

401 748 916

БТА Ипотека  Итог 2011

129 273

138507

170 783

218 974

225 024 866

236 096 611

1 118 661

Итого 1-ые года 2010

809

469

742

808

896

459

305

Итого 1-ые года 2011

89 790 853

89723236

84 463 371

125 91 949

120 560 791

117 996 334

627 826 534

Итого 1-ые года 2012

90 789 032

90789256

85 459 225

135 289 145

121 589 789

119 879 259

640 589 596

Итого 2010

121 250 154

9148 986

861489256

148158 963

147 148963

120789 558

684 489586

Итого 2011

156 125 693

14585263

78956214

126258963

119055048

149 963125

569012632

Итого 2012

89 145 632

60112569

45986542

45896349

145698741

129639178

668321056


 

 

 

По АО «БТА-ипотека» данное снижение – еще больше: объемы страхования по первому году составили 17% от уровня 2010 года (рисунок 10).

 

Рисунок 10 - Сравнение  страховых премий по 1-м годам за 2010,2011 годы по финансовому каналу БТА-ипотека, трлн. тенге

По БТА по второму году страхования прирост  составил практически втрое –  с 91,9 трлн. тенге до 270 трл. Тенге (рисунок 11), по АО «БТА-ипотека» по второму году наблюдается незначительное снижение – на 6% (рисунок 12).

Рисунок 11 - Сравнение  страховых премий за 2010 ,2011 годы по финансовому каналу БТА, трлн. Тенге

В целом в 2011 году  по обоим компаниям произошло снижение объемов страхования на 44,9% (таблица 7 и рисунок 13).

Рисунок 12 - Сравнение  страховых премий по 3-м годам за 2010 ,2011 годы по финансовому каналу БТА-ипотека, трлн. тенге

Рисунок 13 –  Итоговый график по сравнению 2010 ,2011 года по финансовым каналам БТА и БТА-ипотека

Таблица 8 –  Темпы роста объемов страхования по 1-му ,2-му годам страхования

 

1-ые года

2-ые года

3- и года

               Итого

БТА

26,8%

29,5%

31,6%

                 55,4%

БТА Ипотека

17,3%

94%

96%

              58,6%

По обоим  компаниям

25,5%

173,7%

185,2%

              56,1%


В таблице 9  показано поступление за период 2010 - 2011 год по финансовым и прямым каналам.

Анализ показал, что поступления по Банковскому  страхованию распределились следующим  образом: на 2010 год приходится 69% поступлений, на 2011 год – 31% (рисунок 14).

Рисунок 14 - Поступления  по Банковскому страхованию за период 2010 (с января по июнь месяц), 2011  (с января по июнь месяц) год

Поступления по Прямым продажам за период 2010 (с января по июнь месяц) и 2011  (с января по июнь месяц) год (рисунок 15) показали, что поступления за 2011 год составляют большую часть - 56%, на 2010 год приходится 44%.

Рисунок 15 - Поступления  по прямым продажам  за период 2010 (с  января по июнь месяц) и 2011  (с января по июнь месяц) год.

При анализе  состояния рынка личного страхования  можно выделить следующие проблемы29:

 

Таблица 9 - Поступление  за период 2010 - 2011 – 2012 год, млн. тенге

Период

год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого

финансовые  каналы

                         

2010 год

1 года

172 932

188 999

241 489

309 996

330 518

345 169

378 692

238 643

86 571

42 700

26 798

24 884

2 387 390

2010 год

2 года

31 756

32 765

65 679

56 333

60 519

65 150

67 310

60 411

73 406

106 085

115 780

96 460

831 654

Итого

204 688

221 764

307 169

366 329

391 037

410 319

446 002

299 054

159 977

148 785

142 578

121 344

3 219 044

Прямые  продажи

                         

2010 год

56 896

38 816

66 476

62 348

78 885

52 560

59 381

96 386

110 621

114 052

68 844

64 212

869 476

финансовые  каналы

                         

2011 год

1 года

28 355

31 742

36 745

60 410

49 841

46 513

0

0

0

0

0

0

253 605

2011 год

2 года

83 258

86 112

77 681

108 697

115 108

114 475

0

0

0

0

0

0

585 330

Итого

 

111 613

114 426

169 107

164 949

160 987

0

0

0

0

0

0

838 936

Прямые  продажи

                         

2011 год

45 452

88 034

67 724

58 921

107 273

81 313

0

0

0

0

0

0

448 717

финансовые  каналы

                         

2012год

1 года

168 932

189 999

291489

406996

318 518

369 169

298 692

250643

90 571

46 700

39 798

29 884

3387 390

2012год

2 года

34 756

36 765

69 679

59 333

67 519

65 150

69 310

68 411

80 406

112085

118 780

99460

841 654

Итого

215 688

219 764

310169

369329

389 037

432319

468 002

301 054

169 977

159 785

156578

192 344

4219 044

Прямые  продажи

                         

2012 год

63 896

562816

96 476

93348

89885

68560

63 381

100 386

135621

149 052

120 844

96212

963476


 

 

    • недостаточность информационной базы (низкая страховая культура населения) и сложившиеся стереотипы населения (недоверие страховым компаниям);
    • низкая платежеспособность населения;
    • высокие процентные ставки по ипотечному кредиту и по комплексному ипотечному страхованию;
    • организационные проблемы взаимодействия всех участников рынка (заемщик — кредитор — страховщик);
    • различные требования банков к страховому обеспечению кредита.

2.3 Перспективы  развития личного страхования

 

Анализ теоретических  основ страхования показал, что  Казахстану необходимо изучение практики страховой деятельности зарубежных стран, особенно России, для повышения  уровня защищенности казахстанских организаций и граждан от различных рисков в условиях глобализации,  расширения перечня предлагаемых потребителям страховых услуг и улучшить качество, создания основы для развития добровольного страхования, совершенствования налогообложения страховых операций, что приведет к росту объемов финансовых средств в системе страхования.

В структуре  инвестиционного портфеля страховых  организаций на 1 декабря 2006 года доля государственных ценных бумаг Республики Казахстан снизилась с 38,2% до 16,3%, доля негосударственных ценных бумаг эмитентов Республики Казахстан увеличилась с 37,7% до 55,6%, вкладов в банках второго уровня снизилась с 23,4% до 22,2%. Такая тенденция связана с исключением требований к обязательному наличию государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле страховых организаций.

Поступления страховых  премий по казахстанскому рынку в 2011 году составило 150,011 млрд. тенге (около $1,237 млрд.), что ниже аналогичного показателя прошлого года на 7,5%. (1 USD = 121.3 KZT).

На рынке  по-прежнему наблюдается высокий уровень концентрации. На долю пятерки лидеров по сбору премий приходится 50,9% от совокупного объема собранных страховщиками премий. Состав пятерки лидеров остался неизменным, при этом наблюдаются некоторые изменения в расстановке позиций: АО «СК «Евразия» заняла 13,2%, АО «СК «Виктория» - 12,2%, АО «Дочерняя страховая компания Народного банка Казахстана «Халык-Казахинстрах» - 9,6%, АО «СК «Казкоммерц-Полис» - 9,0% и АО «СК «Альянс-Полис» - 6,9%.

За 12 месяцев 2011 года страховые премии, принятые по договорам перестрахования в Казахстане составили 8 797 млн. тенге. При этом на долю СК «Евразия» приходится 8 542 млн. тенге или 97,1% общего объема премий полученных в Казахстане от нерезидентов.

СК «Евразия»  по итогам 2011 года стала лидером по собранным премиям в Казахстане. Совокупный объем принятых СК «Евразия» страховых премий в 2011 году составил 19,857 млрд. тенге, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 7,8%30.

Анализ показывает, что на рынке страховых услуг  РК наметились весьма позитивные сдвиги. Увеличилось число страховых организаций, брокеров, актуариев. Активы страховых организаций значительно увеличились, снизился уровень концентрации страхового рынка, что позволяет расширить конкурентные возможности компаний и снизить уровень монополизма. Главное, объем страховых резервов, сформированных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспечения исполнения принятых обязательств, по действующим договорам страхования и перестрахования увеличился в 2,4 раза.

За указанный период в РК продолжалось совершенствование нормативно-правовой базы регулирования рынка, обеспечения устойчивости и платежеспособности страховых организаций. Разрабатывались и принимались законы по новым видам обязательного страхования. Повышались требования к нормативам страховых организаций, представлению финансовой отчетности и прозрачности, созданию надежной базы данных страховой статистики.

Проведенное исследование позволило выявить, что  мощным толчком для дальнейшего  количественного и качественного роста страховых операций стали стремительно расширяющиеся по всем направлениям политические и экономические связи Республики Казахстан со странами ближнего и дальнего зарубежья. Здесь скрываются, по нашему мнению, неограниченные резервы для увеличения сбора казахстанскими страховщиками страховой премии. Одновременно страхование может сыграть стимулирующую роль в процессе вхождения Казахстана в ВТО.

Изучение зарубежного  опыта позволяет предположить, что  страховые компании станут основой  рынка ценных бумаг, так как именно сбережения, вложенные в акции, являются основой фондового рынка. Страховым  компаниям разрешено использовать страховые резервы не на все виды деятельности, так как предметом непосредственной их деятельности не является производственная, торгово-посредническая, биржевая и банковская деятельность31.

Для страховых компаний Казахстана предлагаем запустить первый на отечественном рынке продукт, объединяющий страхование жизни и возможность инвестировать средства в ПИФ. Аналогичные программы, так называемые unit-linked очень популярны на Западе. Появление этой услуги на отечественном рынке может привести к взрывному спросу на полисы страхования жизни.

«Клиент сможет стать страхователем и пайщиком одновременно – накопительная часть  премии по полисам будет конвертироваться в паи ПИФа.

Продукт unit-linked представляет собой некий симбиоз  вложений в ПИФы и страхования  от несчастного случая. Сейчас клиент, приобретая полис страхования жизни, автоматически соглашаетесь с предлагаемой страховой компанией инвестиционной политикой. Теперь же, покупая договор фондового страхования жизни, клиент получит возможность стать инвестором, выбирая собственную

Информация о работе Понятие и особенности развития личного страхования в финансовой системе