Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – исследовать сущность собственных и заемных финансовых ресурсов предприятий, особенности и источники формирования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант», выявить проблемы мобилизации и роста финансовых ресурсов предприятий, предложить пути совершенствования системы формирования и управления финансовыми ресурсами ЗАО «Атлант», а также резервы их роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Роль финансовых ресурсов предприятия в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………
7
1.1Сущность финансовых ресурсов предприятий и источники их формирования…………………………………………………………………..
7
1.2Необходимость управления финансовыми ресурсами предприятия……... 15
2Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»…………………………………………………………………………
21
2.1Анализ состава финансовых ресурсов ЗАО «Атлант»……………………. 21
2.2Анализ формирования, распределения и использования прибыли………. 30
2.3Анализ амортизационных отчислений предприятия……………………… 39
3 Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия………………………………………..
46
3.1Проблемы формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия и управления………………………………………………………
46
3.2Совершенствование управления финансовыми ресурсами организации... 51
Заключение……………………………………………………………………… 67
Список источников и литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом, окончательный офисстарый последний.doc

— 849.50 Кб (Скачать документ)

    Цоij — оптимальная цена приобретения i-гo вида материальных ресурсов для производства единицы продукции j-гo вида;

    Нфij — фактическая норма расхода i-гo вида материальных ресурсов для производства единицы продукции j-гo вида;

    Kфj — фактическое количество выпущенной продукции j-гo вида.

    Например, благодаря исследованиям рынка  предприятием могут быть налажены контакты с новыми поставщиками сырья. В результате цена приобретения станет ниже на 15%. Следовательно, в такой же пропорции снизятся и затраты на сырье (если его покупать в том же объеме).

    Второе  направление снижения себестоимости  продукции заключается в снижении условно-постоянных затрат (сокращение расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных расходов, расходов на реализацию). Резервы снижения уровня условно-постоянных затрат выявляются и обобщаются на основе изучения их динамики, а также проведения факторного анализа по каждой статье расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных расходов, расходов на реализацию. При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, что необходимо учесть менеджерам предприятия.

    Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

    - существенное сокращение накладных  расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка; 

    -  продажу части неиспользуемого  оборудования и нематериальных  активов с целью снижения потока  амортизационных отчислений;

    -  широкое использование краткосрочных  форм лизинга машин и оборудования  вместо их приобретения в собственность; 

    -      сокращение объема ряда потребляемых  коммунальных услуг и другие.

          Что касается амортизационных  отчислений, то одной из ключевых проблем формирования и использования амортизационного фонда в Республике Беларусь является его инфляционная незащищенность, так как целевое использование амортизации посредством ее накопления ведет к замораживанию этих средств и их обесценению.

    Таким образом, накопление амортизации влечет потерю части амортизационного фонда, а отсутствие накопления – к ограничению  возможностей современного обновления основного капитала. Решением этой проблемы должна стать продуманная, взвешенная, эффективная амортизационная политика государства, важнейшей задачей которой является обеспечение сохранности средств амортизационного фонда и их целевого использования как источника воспроизводства основного капитала.

    В этом контексте главным направлением совершенствования механизма амортизации основных средств на предприятиях промышленности Республики Беларусь представляется создание на всех предприятиях эффективного механизма формирования амортизационного фонда посредством выделения из выручки от реализации продукции (работ, услуг) доли амортизационных отчислений и перечисление этих средств на отдельный расчетный счет организации. В данном случае не требуется внесения серьезных корректировок в систему национального бухгалтерского учета, так как начисленный фонд учитывается за балансом в размере возмещенной в выручке амортизации. Аккумулирование средств на отдельном счете позволяет осуществлять их детальный учет и контроль, отслеживать направления их использования, что будет способствовать формированию реального денежного амортизационного фонда.

    Ведение автономного учета формирования и использования амортизационного фонда дает возможность организации при осуществлении финансового планирования обладать достоверной информацией о наличии источников финансирования внеоборотных активов. Это поможет обеспечить непрерывный процесс воспроизводства, контроль и не допустить диспропорций в структуре источников. [52, с. 85]

    Требует также решения проблема сбережения накапливаемых ресурсов. В данном случае в качестве возможного варианта предлагается формирование объединенных амортизационных фондов (далее - ОАФ). Такие фонды, создаваемые организациями на добровольной основе, могут иметь различную направленность: территориальную, отраслевую или смешанную (территориально-отраслевую). При этом выбор должен осуществляться предприятиями также добровольно.

    Консолидированные амортизационные средства хранятся на едином счете ОАФ в банке. На этот счет организации перечисляют  амортизационные начисления, но правом перевода денег с этого счета обладает только клиент ОАФ и руководитель ОАФ. Это служит гарантией целенаправленного использования средств клиентов, а также контроля. Тем самым блокируется возможность хищения денежных средств ОАФ, так как деньги на его банковском счете появляются лишь на короткое время. Свободные денежные средства выдаются в основном в качестве беспроцентных кредитов на сумму, не превышающую размер перечисленных амортизационных ресурсов. В случае необходимости большей суммы недостающая часть выдается под проценты. Всю схему и условия кредитной деятельности формируют сами участники ОАФ, и только они могут быть кредитополучателями. Таким образом обеспечивается не только сохранность накопленной амортизации, но и ликвидность посредством кредитного обращения временно свободных денежных средств. [52, с. 86]

    Внедрение предлагаемого способа консолидации амортизационных средств позволит усовершенствовать существующий механизм амортизации и даст возможность осуществлять необходимое обновление и модернизацию основных средств всем субъектам хозяйствования.

    Предприятия в процессе деятельности совершают  материальные и денежные затраты, связанные  с расширенным воспроизводством основных фондов и покрытием потребности  в оборотных средствах, производством  и реализацией продукции, социальным развитием коллектива.

    Основой для определения необходимой  суммы оборотных средств и  основных фондов являются объем производства, размер затрат на производство, длительность производственного цикла, прирост  и выбытие фондов, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.

    Без заемных средств предприятия  должны были бы находиться полностью  на самофинансировании, что резко  ограничивало бы возможности их развития. Заемное, долговое финансирование предприятия обычно выступает в виде получения краткосрочных и долгосрочных банковских ссуд, а также облигационных займов.

    Значительную  долю необходимого финансирования предприятие  может получить за счет размещения облигационных займов. Различные виды долговых обязательств применяются при определенных ситуациях. Сумма долговых обязательств, которые может иметь предприятие, во многом зависит от имеющихся у него реальных активов. Долгосрочные долги предприятий обычно представлены в виде подлежащих погашению облигаций. Облигация является ценной бумагой, свидетельствующей о том, что предприятие заняло денежные средства и согласно их выплатить. [21, с. 31]

        Выпуск и размещение облигаций  связаны со значительными расходами  на услуги, которые оказывают  эмитенту облигаций профессиональные участники рынка ссудных капиталов. При выборе инвестиционного банка белорусскому эмитенту целесообразно придерживаться следующих принципов:

  1.   При планировании размещения ценных бумаг (например, еврооблигаций) на международном рынке ссудных капиталов необходимо выбирать зарубежный инвестиционный банк.
  2.   При планировании значительных по объему эмиссий на российском рынке на роль андеррайтера может быть назначен крупный российский инвестиционный банк. Если часть выпуска предполагается разместить среди иностранных инвесторов, тогда привлекаемый инвестиционный банк должен иметь хорошие связи с этой группой инвесторов.
  3.   При планировании осуществления средних и небольших по размеру эмиссий на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" в качестве андеррайтера может выступать крупный инвестиционный фонд нашей страны или инвестиционный банк. Следует отметить, что в настоящее время в республике нет ни инвестиционного фонда, ни инвестиционного банка. В связи с чем необходима  активная работа в данном направлении.

    Сегодня многие эмитенты часто самостоятельно выполняют функции андеррайтера, включая структурирование сделок, подготовку необходимой документации, размещение ценных бумаг. Это помогает существенно сократить расходы, связанные с выпуском последних.

    Белорусские эмитенты могут размещать свои облигации  по трем направлениям:

  • выпуск эмиссии на национальном рынке ссудных капиталов;
  • выход на российский рынок ссудных капиталов;
  • выход на международный рынок ссудных капиталов.

    В этой связи рассчитаем общие расходы эмитента на 100 тыс. долл. США в зависимости от объема и рынка размещения (примечание В). В качестве объема размещения рассмотрим варианты от 1 до 500 млн. долл. США. Среднерыночная доходность облигаций была выведена как относительная величина, характерная выбранному в данном случае рынку для эмитентов с кредитным рейтингом "В", так как большинство белорусских банков имеют рейтинги указанного уровня. За период с 2006 г. по 2007 г. на российском рынке ссудных капиталов она составляла 9,42% годовых, на международном — 8,34% , на белорусском — 12,19%. [21, с. 32]

    При небольшом объеме эмиссии (до 2 млн. долл. США) затраты на размещение на национальном рынке для белорусских эмитентов будут минимальными. При увеличении объема эмиссии до 5 млн. долл. США российский рынок будет предпочтительнее. Однако при размещении облигаций на сумму, превышающую 5 млн. долл. США, затраты на международном рынке, составляющие 100 тыс. долл. США, существенно ниже. Это достигается низкой ставкой по доходам инвестора, несмотря на существенные расходы по обеспечению выхода на данный рынок. Так, процентная ставка при размещении облигаций на международном и российском рынках ниже, чем на белорусском.

    Следует также отметить, что белорусский рынок имеет ограничения по максимальному объему размещения ценных бумаг. Это объясняется тем, что отечественный рынок обладает сравнительно низкой ликвидностью и не сможет найти достаточное количество инвесторов для реализации больших объемов эмиссии.

    Российский  рынок ссудных капиталов привлекателен для отечественных компаний с точки зрения доверия инвесторов, многие из которых хорошо знакомы с потенциальными белорусскими эмитентами, удобства ведения операций. Кроме того, российское законодательство во многом унифицировано с белорусским. Процентная ставка по привлекаемым средствам на российском рынке ниже, чем в Беларуси, а объем ликвидности обычно определяют на уровне 20—50 млн. долл. США.

    Прежде  чем принять решение о выпуске  и размещении облигаций на международном рынке, отечественные субъекты хозяйствования должны удовлетворять следующим основным критериям: эмитент облигаций должен получить кредитный рейтинг, привести свою бухгалтерскую отчетность в соответствие с мировыми стандартами, работать прибыльно в течение трех последних лет и быть хорошо известным широкому кругу потенциальных инвесторов. Кроме того, эмитент должен иметь конкретную инвестиционную программу, на реализацию которой планируется направить привлеченные средства. При соблюдении всех условий и правильном прогнозе компания может осуществить эффективное размещение облигаций как на национальном, так и на международном рынках.

    
  • Рассмотрим  примерные затраты компаний при публичном размещении облигаций на американском рынке (таблица 2).
  • Данные таблицы 2 показывают, что затраты эмитента зависят прежде всего от объема эмиссии, поэтому очень важно определить, при каких объемах выгодно выходить на отечественный рынок ссудных капиталов, при каких — на российский и международный.В этой связи необходимо рассчитать общие расходы эмитента на 100 тыс. долл. США в зависимости от объема и рынка размещения (таблица 3). В качестве объема размещения рассматривались варианты от 1 до 500 млн. долл. США. Среднерыночная доходность облигаций была выведена как относительная величина, характерная выбранному в данном случае рынку для эмитентов с кредитным рейтингом "В", так как большинство белорусских банков имеют рейтинги указанного уро

Информация о работе Основные направления совершенствования формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия