Оптимизация морского страхования на примере ОАО «СОГАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:44, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по оптимизации морского страхования на примере выбранного страхового предприятия. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- иучить роль морского страхования и выявить его особенности;
- определить основные тенденции и перспективы развития международного и российского рынков страхования морских судов в современных условиях;
- проанализировать динамику финансовых показателей по данному виду страхования;
- разработать предложения по оптимизации страхования морских рисков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты страхования морских рисков……
Сущность, содержание и виды морского страхования……………
Механизм определения величины страховой премии в морском страховании…………………………………………………………….
Мировой рынок морского страхования: особенности и тенденции…
2. Анализ страхования морских рисков (на примере ОАО «СОГАЗ»)
2.1. Современный российский рынок страхования морских рисков………..
2.2. Экономическая характеристика ОАО «СОГАЗ»……………………….
2.3. Динамика финансовых показателей: страховые премии и страховое возмещение ……………………………
2.4. Факторный анализ страхования морских рисков……………………....
3. Направления развития системы морского страхования в современных условиях
3.1. Повышение финансовой устойчивости морского страхования………..
3.2. Основные направления совершенствования деятельности исследуемой организации по страхованию морских рисков……………
3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий …………………

Работа состоит из  1 файл

Б-475 морские риски-2.doc

— 4.80 Мб (Скачать документ)

Факторный анализ открывает широкие возможности в изучении доходов страховщика. Он позволяет не только выявить факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на поступление страховых премий, но и измерить величину этого влияния на финансовую устойчивость. Наглядно это иллюстрирует динамика средних показателей (по страхованию судов)  (табл.2) 

Таблица 2. Динамика средних показателей (по страхованию судов)

 

Показатели

Годы

 

2009

2010

2011

2012

Страховая сумма

51 308 898 988

56 533 308 661

150 888 616 775

80041 230 098

Количество договоров страхования, ед.

267

156

113

100

Средняя страховая сумма на один договор

192 168 161

362 393 004

1 335 297 493

800 412 300

Сумма полученных страховых премий

312 243 287

206 614 893

209 937 292

250 379 287

Средний взнос на один договор.

1 169 450

1 324 454

1 857 852

2 503 792


 

Оценивая  финансовую устойчивость страховых  операций, следует исходить из того, что при расчете страховых тарифов страховщик соблюдает главный принцип страхования - эквивалентность отношений страховых сторон. Страховщик считает, что ему необходимо собрать столько страховых премий, сколько потребуется для будущих страховых выплат. Данное равенство, указывая на точку финансового равновесия, тем самым определяет финансовую устойчивость страховых операций. Превышение объема страховых премий над объемом страховых выплат (выручка страховщика) свидетельствует об эффективности страховых операций.

Концептуально оценить финансовую устойчивость страховых операций (ФУс.о.) по рисковым видам страхования возможно путем сопоставления показателей убыточности страховой суммы (Ус.с. - норма выплат) и убыточности страховых операций (Ус.о. - уровень выплат). Убыточность страховой суммы определяется как отношение объема страховых выплат к совокупной страховой сумме по заключенным договорам страхования и является основой нетто-части страховых тарифов по видам страхования. Убыточность страховых операций определяется как отношение объема страховых выплат-нетто к объему страховых премий-нетто (расчет производится с точностью до сотых). Следовательно, должно соблюдаться условие Ус.с ≥ Ус..о. Если уровень выплат (фактическая убыточность) превышает норму выплат (расчетную убыточность), значит страховые тарифы рассчитаны неверно и страховые операции убыточны, т.е. финансово неустойчивы.

 

3.2. Основные  направления совершенствования  деятельности исследуемой организации по страхованию морских рисков

 
 Морское страхование достаточно убыточный вид деятельности несмотря на то, что спрос на услуги морских страховщиков имеется постоянный и по сравнению с другими видами страхования суммы страховой премии здесь огромные, но и убытки также очень велики. Поэтому, «СОГАЗ», как и другие крупнейшие страховщики стремится к созданию сбалансированного и хорошо диверсифицированного страхового портфеля.

При изменении  величины страхового портфеля возможен пересмотр и его структуры. Ужесточился контроль за условиями исполнения договоров страхования, проведены мероприятия по стабилизации портфеля с целью его последующего развития, активизирована деятельность в области страхования ответственности судовладельцев и фрахтователей, судов в постройке.

Следующим направлением в части диверсификации рисков стало  страхование судов в постройке с последующим их страхованием после окончания строительства. Кроме того, Группа «СОГАЗ» и Российский морской регистр судоходства (РС) подписали договор об оказании экспертных информационно-консультационных услуг. В соответствии с договором РС по заказу страховщика будет проводить осмотр застрахованного и заявляемого на страхование в «СОГАЗ» имущества, в частности, судов различного назначения, плавучих буровых установок и иных объектов морской инфраструктуры. Благодаря почти вековому опыту и членству в Международной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО) РС будет осуществлять квалифицированную экспертную оценку рисков на этапах строительства, ремонта, переоборудования и эксплуатации подлежащих страхованию объектов. РС уполномочен проводить оценку компаний, выступающих страхователями, для определения уровня безопасности управления имуществом, а также оказывать другие экспертные и информационно-консультационные услуги, относящиеся к компетенции РС. Наличие действующего классификационного свидетельства и техническое наблюдение классификационного общества – обязательные условия принятия на страхование морских объектов, поскольку страховщику необходима своевременная и достоверная информация об их техническом состоянии.  Высокий профессиональный уровень специалистов и наличие у РС более 50 представительств по всему миру гарантируют получение «СОГАЗом» качественных сюрвейерских отчетов, как на этапе страхования морских объектов, так и на этапе урегулирования убытков. 

Следующим элементом  совершенствования страхования  морских рисков является перестрахование. Это инструмент повышения финансовой устойчивости операций в данном секторе.  «СОГАЗ» планирует расширение перестраховочной защиты.  В данном случае компания старается заключать договора на эксцедентное перестрахование, то есть такие, в соответствии с которыми, страховщик обязуется полностью оплатить все возможные убытки до оговоренного заранее денежного предела, ущерб сверх которого возмещает перестраховщик.

Еще одним направлением является снижение сумм страхового возмещения, и уменьшение расходов на ведение дела. Соответственно, построение грамотной системы андреррайтинга, основной целью которого является формирование рентабельного страхового портфеля, заключающегося в принятии на страхование или отклонении объектов или группы объектов на основание, оценки присущих им индивидуальных рисков, а также в определении условий страхования для заявленного на страхование объекта или группы объектов (франшизы, лимиты, формулировки в договоре и т.д.).

Кроме этих моментов также необходимо уделить внимание квалификации и уровню подготовки сотрудников компании по урегулированию убытков, с целью повышения качества урегулирования убытков и, соответственно, качества обслуживания клиентов компании.

 

 3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий

 

С точки зрения экономики, проведение каких-либо мероприятий, указанных выше, базируются на устойчивости и сбалансированности страхового портфеля. Поэтому, для начала рассчитаем коэффициент сбалансированности страхового портфеля по операциям страхования, иным, чем страхование жизни и за минусом перестрахования. 

Исходя из формулы  указанной в п. 3.2, данной работы,

К с.п. = 43065835/ 65216414 + (13715567) = 83%

Исходя из этого, можно сказать, что доля поступлений  над выплатами  составляет 83 %. Данный показатель свидетельствует о том, что выплаты компании в значительной степени обеспечены резервами. Страхование  морских рисков достаточно убыточно, хотя технически вполне возможно покрытие одного  убыточного вида страхования за счет прибыли по другим видам. И в принципе это видно из расчета по вышеуказанной формуле.

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности величина собственных средств страховщика должна соответствовать объему его страховых операций. Обязательства, превышающие возможности страховой организации, должны быть переданы ею в перестрахование. Суть перестрахования состоит в перераспределении части обязательств по страховым выплатам, принятых на себя страховщиком по договорам страхования, между другими организациями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Компания в будущем планирует также расширять перестраховочную деятельность. Поскольку для осуществления страхования морских рисков требуется значительное резервирование свободных средств.

 О совершенствовании в  части перестрахования можно сказать, что собственное удержание на данный момент выгоднее было бы увеличить, что позволило бы снизить расходы на перестрахование, но т.к. всегда есть вероятность, что может произойти крупный убыток, вследствие чего результат деятельности окажется отрицательным. А каждая компания хочет получить прибыль сейчас, а не в последующих периодах, как получится в данном случае.

Следующее направление это корректировка  тарифных ставок.

Здесь важна  грамотная андеррайтерская политика — это деятельность страховой  организации, связанная с заключением  договоров страхования. В целях  обеспечения финансовой устойчивости страховщики должны тщательно оценивать степень страхового риска по заключаемым договорам, рассчитывать вероятность наступления страховых случаев, максимальные суммы ожидаемого ущерба и исходя из этого принимать решения о возможности или невозможности страхования данного объекта и условиях такого страхования. С этой целью проводится первичный и специализированный андеррайтинг.

Специализированный  андеррайтинг осуществляется в случае:

- заключения  нетиповых, комплексных или сверхлимитных  договоров страхования;

- несоответствия  договора типовой форме;

- в случае  если для осмотра судна привлекается  сюрвейерская компания;

- в случае невозможности организации осмотра судна по причине нахождения судна в рейсе

- в случае  заключение договора на срок превышающий 3 календарных года;

- в случае  внесения в Договор страхования  условия о непропорциональной выплате страхового возмещения;

- в случае  включения в объем страхового  покрытия рисков пиратских действий;

- в случае  изменения размера франшизы или  страхового тарифа в период действия договора страхования.

Политика в области  установления тарифных ставок сводится к тому, чтобы величина страховых  тарифов соответствовала степени  страхового риска по заключаемому договору. Роль такой политики для финансовой устойчивости страховщика состоит в том, что основным источником финансовых ресурсов страховщика являются страховые взносы, объем которых зависит от числа договоров страхования, размера страховой суммы по ним и величины страховых тарифов. Таким образом, от размера страховых тарифов во многом зависит величина доходов страховой организации. В данном случае, видно, что страховщик в целях привлечения страхователей не производил  значительных занижений тарифных ставок.  Поэтому на конец анализируемого периода мы видим рост собранных взносов, а так же видна динамика снижения выплат, что снизило убыточность. По сравнению с самым убыточным годом, а это был 2009, взносы выросли  на 21 % , суммы оплаченных убытков снизились на 89%. Но завышать тарифные ставки в связи с высокой конкуренцией на рынке морского страхования компании также невыгодно.  При завышении размера тарифных ставок страховщик может лишиться части клиентов, которые застрахуются в других страховых организациях, а тем более что сейчас у страхователей наметилась тенденция к организации тендеров на возобновление договоров.

В данном случае тарифные ставки компании рассчитаны оптимально находятся на приемлемом уровне, что позволяет компании получать прибыль по договорам страхования морских судов, а в случае необходимости, например, скорректировать их не только в большую сторону (относительно новых, еще непроверенных клиентов, но и в меньшую (для, уже зарекомендовавших себя, надежных клиентов, договора которых имеют низкий уровень убыточности).

В дальнейшем, с целью повышения финансовой стабильности, компания намерена расширить страховой портфель, включив туда более молодые и менее убыточные суда и увеличить долю страхования судов постройке, тем более, что у компании есть вполне реальные возможности в части коррекции тарифных ставок как в сторону повышения относительно новых клиентов, так и в сторону снижения для уже проверенных стабильных клиентов.

Целевой задачей  также является рост премий и числа  договоров страхования, а также уменьшение количества выплат. Проверить - убыточен данный вид страхования или нет можно с помощью коэффициента выплат страхового возмещения (нормы убыточности). В отчетном периоде рост премий был получен, несмотря на то, что количество договоров уменьшилось (произведена санация страхового портфеля в целях укрепления его финансовой устойчивости), при росте средней страховой суммы и снижении тарифной ставки. Что говорит об экономической эффективности проведенных мероприятий в части стабилизации страхового портфеля.

Оценим эффективность  выбранной стратегии по прогнозу 2013 г.

Таблица 3.1

Финансовые  результаты деятельности ОАО «Согаз» в 2013 г.

Виды страхования

Премии

Выплаты

Доход-ность 

Уровень выплат, %

Страхование имущества  и ответственности

818

324

494

39,61

Страхование автотранспорта

2856

2018

838

70,66

Страхование морских  рисков

61

14

47

22,95

Страхование грузов

173

46

127

26,59

Добровольное  медицинское страхование

1115

903

212

80,99

Страхование граждан  выезжающих за рубеж

84

21

63

25,00

Страхование от несчастного случая

58

16

42

27,59

Всего

5165

3342

1823

64,70

Информация о работе Оптимизация морского страхования на примере ОАО «СОГАЗ»