Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Содержание

1. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ 3
1.1 Понятие финансовых правоотношений и их особенности 3
1.2 Структура финансового правоотношения и его функции 6
1.3 Возникновение и изменение финансовых правоотношений 7
1.4. Классификация финансовых правоотношений 10
2. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 16
2.1.Понятие валюты 16
2.2. Понятие валютные ценности 18
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВАНИЯ И ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА 23
3.1. Страхование как экономическая категория 23
3.2. Классификация страхования 27
ЗАДАЧА № 8 42
СТАТЬЯ 81. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 45

Работа состоит из  1 файл

Фин право.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

  1. Финансовые  правоотношения, их особенности и  виды

    1.1 Понятие финансовых  правоотношений и  их особенности

     Финансовые  правоотношения - это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

      Финансовое  правоотношение - разновидность правового  отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.1

      Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и характерные специфические особенности. Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений - финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений:

- во-первых, основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

-во-вторых, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

      Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

- в-третьих, следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

      Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные), денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие, общественно необходимые потребности.2

-в-четвертых, большинство финансовых правоотношений умеют субординационный характер и построены по схеме «власть – подчинение»;

-в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.3

      Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические  черты в комплексе, характеризующие  финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.4 Только в совокупности указанные черты дают полное представление о финансовом правоотношении.

      Воля  государства, его предписания по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст.65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст.159 и др. БК РФ.5

      Финансовые  правоотношения представляют собой  своеобразный синтез правовых и экономических  материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е.А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений».6 В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.

      При отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

      Таким образом, финансовые правоотношения - это являющиеся по сути экономико-правовыми  общественными отношениями, урегулированные  нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.7

    1.2 Структура финансового  правоотношения и  его функции

      Финансовое  правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

      Содержание  финансового правоотношения как способа реализации норм финансового права в финансовой деятельности выражается в следующих трех функциях:

- во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом, в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;

- во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);

- в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

    1.3 Возникновение и  изменение финансовых  правоотношений

      Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

      Юридические факты-действия - это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить.

      В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами  юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат. Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т.е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т.е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки, и т.д.

      Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как  утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

      На  основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются  индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

      Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий; смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т.е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т.п.

      Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

      Прекращение финансовых правоотношений наступает  во многих случаях.

      Из  них наиболее часто встречаются следующие:

1. Погашение  финансового обязательства в  результате уплаты суммы в  срок или взыскания;

Информация о работе Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела