Методы и технологии измерения природных рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотрение основных методов и технологий измерения природных рисков.

Задачи работы:

1. Дать определение понятию природных рисков, определить их сущность, привести классификацию.

2. Охарактеризовать основных методы и технологии измерения природных рисков.

3. Рассмотреть практический опыт управления природными рисками в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….…...3
Понятие и сущность природных рисков……………………...…………..4
Методы и технологии измерения природных рисков……………...…...10
Опыт управления природными рисками в Российской Федерации…...13

Заключение…………………………………………………………………...…18

Список использованной литературы……………………………………….....19

Работа состоит из  1 файл

Природные риски.docx

— 48.82 Кб (Скачать документ)

     Ураганные ветры имеют скорость 32 м/с и более. Такие скорости часто регистрируются при тайфунах в Приморском крае, сопровождающихся проливными дождями. Наибольшую опасность представляют примерно на 21% площади [10, с. 209].

     -  Пожары

     Пожары обычно разделяются на лесные, степные, тундровые, кустарниковые, торфяные и т. д. Наибольшую опасность они представляют для 44,6% территории России, покрытой лесом. Несмотря на принимаемые меры по предупреждению природных пожаров, их общее количество и площадь в последние 30 лет ежегодно увеличивалась даже на активно охраняемых территориях.

     Пропорционально площади пожаров происходил и  рост экономических потерь от их проявлений. В настоящее время эти потери составляют, в среднем, 136,1 млн. долл. в год. В отдельные годы эта цифра может быть превышена в 4-5 раз [10, с. 209-210]. 

  1. Методы  и технологии измерения природных рисков

     Оценка  риска — это расчет степени  влияния всех потенциально вредных  воздействий и вероятности того, что они могут произойти в  настоящее время или в ближайшем  будущем.

     Оценка  риска должна включать обработку  неопределенностей, так как все  применяемые методы имеют ограничения  и неопределенности. Все решения или сравнения рисков всегда будут предприниматься в условиях неопределенности [6].

     Основными объектами оценки природных рисков на локальном уровне являются различные  по занимаемой площади и объему природно-технические  системы (ПТС), включающие все, расположенные  в их пределах здания, сооружения и  другие объекты хозяйства, от отдельных  строительных объектов до их систем в  пределах небольших муниципальных  образований и населенных пунктов. К неотъемлемым составляющим таких ПТС, обособленных для целей риск-анализа, относятся также постоянно и временно в них находящееся население, а также животный и растительный мир (окружающая природная среда).

     Локальные ПТС занимают сравнительно небольшую  по площади территорию, обычно картируемую при решении градостроительных, проектных и других задач в масштабе 1:10000 и крупнее. Поэтому для них характерны относительная однородность инженерно-геологических, гидрометеорологических, техногенных, экологических, социальных и других условий, а также развитие двух-трех, реже большего числа обычно взаимосвязанных опасных природных и техноприродных процессов, являющихся источниками риска. Все это определяет специфику и детальность локальной оценки природных рисков в различных сферах, которая рассматривается применительно к отдельным, типичным для территории России объектам и действующим природным и техно-природным опасностям [9].

     Измерение природного риска  может быть количественным, качественным или смешанным в части вероятности наступления события и его возможных последствий. Например, последствия с точки зрения угроз и возможностей могут быть измерены как  высокие, средние и низкие.  Вероятность так же может быть высокой, средней и низкой, однако требуются различные определения для угроз и возможностей.

     Из  всего многообразия вариантов оценки рисков в целом для измерения природных рисков подходит малочисленная группа определенных приемов и методов.

     Среди них выделим следующие:

  • Анализ развития различных сценариев. Этот метод эффективно применяется для управления событиями с высоким уровнем неопределенности, которые протекают в окружающей среде. При этом дается набор детальных описаний последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести к возможным исходам, при рассматриваемых сценаристом вариантах развития;
  • Анализ угроз. Этот метод позволяет заранее спрогнозировать потенциально опасные природные явления, заблаговременно провести ряд мероприятий по предотвращению природных рисков, или, если это невозможно, принять меры по сокращению возможных потерь;
  • Анализ инцидентов и аварий предполагает выявление причин и неблагоприятных тенденций, а также оценку понесенного ущерба;
  • Метод «спонтанного» определения / выявления возможных рисков;
  • Дерево ошибок – графический метод, цель применения которого показать, в чем заключаются причины нарушений управления рисками и какие контрмеры могут быть применены. Контрмеры по обеспечению безопасности направлены на достижение следующих эффектов: уменьшение вероятности происхождения инцидента и/или уменьшение последствий, если инцидент все равно случается. Меры, снижающие вероятность, называются профилактическими, а меры, снижающие последствия, называются лечебными.
  • Метод ожидаемых потерь базируется на вычислении потерь от потенциальных природных рисков и их сравнении с инвестициями в безопасность, направленными на предотвращение нарушений. Метод ожидаемых потерь основан на эмпирическом опыте и статистике опыта прошлых лет.
  • Метод построения деревьев событий — это графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, с оценкой  вероятности каждого из промежуточных событий и вычисления суммарной вероятности конечного события, приводящего к  убыткам. Дерево событий строится, начиная с заданных исходных  событий, называемых инцидентами. Затем прослеживаются возможные пути развития последствий этих событий по цепочке причинно-следственных связей. Анализ "дерева событий" (АДС) - алгоритм построения последовательности событий, исходящих из основного события (аварийной ситуации). Используется для анализа развития аварийной ситуации. Частота каждого сценария развития аварийной ситуации рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события.
  • Методы индексов опасности. Основная идея — оценить некоторым числовым значением (индексом) степень опасности рассматриваемого события. Довольно часто применяется при оценке пожаро- и взрывобезопасности [8, с. 312-321]. 
 
  1. Опыт управления природными рисками в Российской Федерации

     По  некоторым данным, с 1985 по 1993 год  на территории России в соответствии с критериями МЧС РФ ежегодно происходило 130–140 чрезвычайных ситуаций природного (геофизического) характера. Основные материальные потери в нашей стране приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы и смерчи (14%).

     По  статистике и природно-географическому  расположению территории России наиболее опасными природными явлениями для  нашей страны являются землетрясения (потенциально подвержено более 20% территории) и склоновые процессы (этим опасным  природным явлениям подвержено также  более 20% территории) [4, с. 183-184].

     При тенденции снижения общего количества природных бедствий и количества погибших в них в России за последние годы, численность пострадавших в целом растет, а материальные потери увеличиваются еще более быстрыми темпами (по некоторым оценкам, на 10-15% в среднем в год). Экономический ущерб от стихийных бедствий составляет около 70% совокупных материальных потерь от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, среднегодовая величина которых в конце 1990-х - начале 2000-х гг. оценивалась в от 3% до 7% ВНП.

     Кроме того, в России в полной мере и  весьма ярко проявляется контраст между  различными социальными группами с  точки зрения уязвимости к природным  опасностям. Это наглядно демонстрируют  последствия природных бедствий последних лет (наводнений в Якутии и Краснодарском крае в 1998-2002 гг., сильных морозов в Корякском  округе в 2004 г. и на большей части территории страны в начале 2006 г.). При этом анализ показывает, что факторы подверженности отечественной экономики природным опасностям, хотя в целом неблагоприятны, но, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами мира, по данному критерию Россия не испытывает какой-то особой, исключительной угрозы. Более того, по сравнению с основным массивом стран бывшего "третьего мира" Россия находится в относительно более благоприятном положении.

     В тенденциях управления природными рисками  в Российской Федерации за последние  годы можно отметить постановку ряда крупных научных исследований и проектно-изыскательских работ по количественному анализу природных опасностей и рисков в различных районах России и сопредельных стран. За этот же период по различным аспектам проблемы были опубликованы сотни статей и около десяти монографий. В их числе 6-й том уникального монографического издания «Природные опасности России», непосредственно посвященный оценке и управлению природными рисками (под редакцией А. Л. Рагозина), а также монография «Стратегические риски России: оценка и прогноз» (под общей редакцией Ю. Л. Воробьева). В последней из указанных работ природные риски отнесены к числу наиболее существенных для нашей страны на современном этапе ее развития.

     Из  достижений последних лет необходимо также отметить дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы количественного  анализа природных рисков, обязательность которого зафиксирована теперь в  федеральном законе РФ «О техническом  регулировании» от 27.12.2002, № 184-Ф3, а также  в Инструкции по инженерно-геологическим  и геоэкологическим изысканиям в г. Москве.

     Согласно  упомянутому закону, безопасность любой  продукции, включая здания, сооружения и другие площадные объекты хозяйства  вместе с прилегающими к ним территориями должна определяться через риск ее нарушения. Таким образом, количественная оценка риска постепенно становится основным механизмом принятия научно обоснованных решений по уменьшению и предупреждению негативных последствий  природных и техногенных катастроф.

     В этой ситуации особую актуальность приобретает  скорейшее решение ряда теоретических  и практических проблем риск-анализа геологических и других природных опасностей.

     В России также реализуется стратегия устойчивого развития и снижения природных рисков в форме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая за сравнительно непродолжительный срок своего существования доказала свою результативность.

     Вместе  с тем, процесс институционализации  управления природными рисками в  России далек от завершения и носит  противоречивый характер. Это выражается в пробелах действующего законодательства, патернализме государства при оказании социальной помощи пострадавшим от бедствий при одновременном невнимании законодателя к важным деталям оказания такой  помощи и ее чрезмерной бюрократизации; в неполноте организационной  и правовой базы регулирования деятельности применительно к конкретным видам  природных опасностей и бедствий (например, наводнений и землетрясений). 

     Отмеченные  проблемы серьезно ограничивают эффективность  формальных институтов, включая РСЧС, особенно в части предупреждения и снижения риска природных катастроф. Они также отрицательно сказываются на реализации уже имеющихся возможностей по снижению природных рисков, не говоря уже о перспективе.

     Активное  и непосредственное вмешательство  государства необходимо и в процесс  формирования действенного экономического механизма снижения природных рисков. В этом реализуется приоритетная роль государства в управлении указанными рисками не только как субъекта нормотворчества и контроля выполнения норм, но и одновременно как экономического (рыночного) субъекта. Наиболее очевидна потребность в финансово-экономическом вмешательстве при природных бедствиях, когда масштабы ущерба превосходят совокупные возможности индивидов по его покрытию и требуют значительной социальной помощи пострадавшим.

     Вмешательство государства должно осуществляться по трем взаимосвязанным основным направлениям:

  1. Проведение социально ориентированной экономической политики, направленной на снижение бедности и степени социального, включая региональное, расслоения, на что должны быть направлены основные ресурсы бюджета (в частности, в рамках недавно предложенных социально ориентированных национальных проектов). Это должно уменьшить уязвимость общества не только к социально-экономическим конфликтам, но и природным опасностям. При этом не отрицается, а предполагается усиление государственной поддержки развитию науки и образования, без которой невозможен переход к экономике знаний, незаменимость которой в обеспечении устойчивого и безопасного развития отмечалась выше;
  2. Усилением перераспределительных функций государства. Прямое государственное финансирование мер по снижению природных рисков покрывает не более 10% их общего ущерба, основная часть которого обусловлена явлениями и процессами долгосрочного характера и чрезвычайными ситуациями местного и регионального уровня. Поэтому представляется необходимым не только увеличение государственных расходов, но и реаллокация бюджетных ресурсов в самой рассматриваемой сфере.
  3. Участие одновременно в качестве экономического субъекта и регулятора деятельности в сфере страхования от природных опасностей. При этом данный вопрос актуален не только для России, учитывая зачаточный уровень развития в ней страхования, но и для наиболее развитых стран, где за счет страховых премий покрывается основная часть экономического ущерба от природных опасностей, но доля страхового покрытия в случае крупномасштабных природных бедствий имеет четкую тенденцию к снижению.

 

Заключение

     Характерной чертой общемирового развития последних  десятилетий является значительный рост экономического ущерба от природных  опасностей и бедствий. В генезисе последних возрастающую роль играет хозяйственная деятельность человека, поэтому они все чаще являются, по сути, природно-антропогенными (природно-техногенными) бедствиями.

     Увеличение  количества природных катастроф в мире связано с рядом глобальных процессов в социальной, природной и техногенной сферах, которые обусловливают интенсификацию развития опасных природных явлений и снижение защищенности людей на Земле. Ускоренный рост критических ситуаций, связанных с природными явлениями, связан не только с бесконтрольным увеличением человеческой популяции, но и с ростом техногенных воздействий на окружающую природную среду.

Информация о работе Методы и технологии измерения природных рисков