Место и роль добровольного медецинского страхования на страховом рынке в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:58, контрольная работа

Описание

В настоящее время в России задействована система организации медицинского страхования, в которой обязательное и добровольное медицинское страхование существуют параллельно, дублируя друг друга. Несмотря на то, что все население застраховано по программе обязательного медицинского страхования, на рынке страховых услуг появляется добровольное медицинское страхование как реакция на возникновение спроса населения на дополнительные или более качественные услуги.

Содержание

1.Введение 2

2.Добровольное медицинское страхование 5

2.1История развития добровольного медицинского страхования в России 5

2.2Сущность добровольного медицинского страхования 10

2.3Особенности добровольного медицинского страхования 13

2.4Договор добровольного медицинского страхования 16

2.5Правила добровольного медицинского страхования 17

2.6Проблемы добровольного медицинского страхования 28

2.7Перспективы развития добровольного медицинского страхования в России 32

3.Заключение 35

4.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дмс.rtf

— 311.72 Кб (Скачать документ)

     Содержание.

 

1.Введение                                                                                                                2

2.Добровольное медицинское страхование                                                          5

2.1История развития добровольного медицинского страхования в России     5

2.2Сущность добровольного медицинского страхования                                 10

2.3Особенности добровольного медицинского страхования                            13

2.4Договор добровольного медицинского страхования                                    16

2.5Правила добровольного медицинского страхования                                    17

2.6Проблемы добровольного медицинского страхования                                28

2.7Перспективы развития добровольного медицинского страхования в России                                                                                                                     32

3.Заключение                                                                                                         35

4.Список использованной литературы                                                                37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В соответствии с «Основами законодательства Российской федерации» от 22 июля 1993 № 5487-1 с изменениями и дополнениями граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     В 2008 году гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», утвержденной Постановлением Правительства Российской федерации от 15 мая 2007г. № 286.

     Граждане имеют право также на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ . медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

     Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

     Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

     Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РСФСР и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

     Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.

     Кратко рассмотрим возможности добровольного страхования физических лиц. Постепенно расширяется слой населения, которое имеет как потребность в страховой защите своего и своих родственников здоровья и жизни, так и средства для оплаты страховой защиты.

     Второй сегмент страхового поля физических лиц образуется в результате того, что на некоторых предприятиях поощряют сотрудников посредством страхования их жизни, здоровья, медицинских расходов (частично с оплатой страховой премии из себестоимости).

     Стало привычным страхование медицинских и некоторых других расходов граждан, выезжающих за границу, которого требует большинство принимающих государств.

     В настоящее время в России задействована система организации медицинского страхования, в которой обязательное и добровольное медицинское страхование существуют параллельно, дублируя друг друга. Несмотря на то, что все население застраховано по программе обязательного медицинского страхования, на рынке страховых услуг появляется добровольное медицинское страхование как реакция на возникновение спроса населения на дополнительные или более качественные услуги. Наличие у страхователя полиса добровольного медицинского страхования не накладывает ограничений на доступ к услугам по программе обязательного страхования. Программы обязательного и добровольного медицинского страхования не конфликтуют между собой, в связи с тем, что обязательное медицинское страхование предоставляет гражданам гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг, а добровольное страхование - сверх этого минимума, что позволяет значительно расширить спектр предлагаемых медицинских услуг.

 

      2. ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 

     Ограниченность базовой программы обязательного медицинского страхования, отсутствие мотивации у медицинских работников, недоступность современной клинической и лабораторной базы в условиях ухудшения финансирования здравоохранения привели к обострению проблем, связанных с получением квалифицированной медицинской помощи.

     В связи с этим единственно возможной системой предоставления медицинских услуг на качественном уровне остается система добровольного медицинского страхования.

     2.1История развития добровольного медицинского

     страхования в России

 

     Впервые в России медицинское страхование появилось более 100 лет назад. Первые проекты медицинского страхования рабочих относятся к 80-м годам 19 века. В 1912 году после принятия 3 Государственной Думой Закона об обязательном медицинском страховании в нашей стране начала действовать система страхования рабочих крупных промышленных предприятий в виде системы больничных касс. Больничные кассы создавались по профессиональному и территориальному принципам и были предназначены для компенсации потерь заработной платы в случае болезни и оказания медицинской помощи работающим и членам их семей.

     ДМС вновь появилось на российском рынке страховых услуг только в 1991 г.

     Сначала рассмотрим развитие договоров ДМС и вносимые в них изменения.

     В период 1991-1993 гг. основу ДМС составляли договора, предусматривающие:

     -уплату страхователем страховой премии, включающей в себя стоимость гарантированного договором лечения, а также расходы на ведение дела;

     -прикрепление застрахованного контингента к выбранному страхователем лечебному учреждению или учреждениям;

     -оплату фактически оказанных в рамках программы услуг;

     -возврат страхователю (застрахованным) неизрасходованного на оплату лечения страхового взноса.

     В указанных договорах ответственность страховщика ограничивалась размером уплаченного взноса, иногда за минусом расходов на ведение дела. В силу специфики налогообложения договоры ДМС стали использоваться страхователями - юридическими лицами не столько для обеспечения застрахованным гарантий получения предусмотренной договором медицинской помощи, сколько в основном для выплат дополнительных средств своим сотрудникам через возврат неизрасходованного взноса.

     В период с 1993 по 1994 г. появляются договора ДМС, предусматривающие предел ответственности страховщика по оплате застрахованным медицинских в размере страховой суммы, превышающей величину страхового взноса. Эти виды договоров появились в силу постепенного развития страхового рынка и в результате усиления требований в отношении соблюдения принципов страхования со стороны Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Данные виды страхования возврат страховых взносов уже не предусматривают. Достаточно распространенными становятся варианты, предусматривающие страхование на предоставление медицинской помощи по монополису в виде оказания услуг по госпитализации или разового оказания медицинской услуги. Однако размер страхового взноса зависит в большей степени от стоимости медицинской услуги и не отражает реальной стоимости риска.

     Третий этап развития ДМС начался с 1995г., когда страховщикам было запрещено проводить операции ДМС по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования. С этого момента становится актуальным вопрос о необходимости проведения медицинского страхования как одного из классических рисковых видов страхования, позволяющего страховой компании брать на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи без лимита.

     Теперь рассмотрим этапы развития услуг ДМС.

     Со времени принятия закона «О страховании» страховые программы отечественных страховщиков или страховые продукты получили существенное развитие.

     Первыми страховыми продуктами стали так называемые «полисы прикрепления». Основой появления такой услуги стала исторически существующая разница в качестве и оснащенности медицинских учреждений, имеющая корни в системе привилегий. «Полис прикрепления» на платной основе выполнял 4 функции: пропускную, контрольную, расчетную и сберегательную. Он обеспечивал доступ, как правило, в одно из элитных лечебных учреждений, позволял клиенту переложить на страховщика предварительный отбор и анализ услуг лечебных учреждений, получение скидок на тарифы ЛПУ, контроль за обоснованностью выставляемых к оплате счетов за медуслуги и частично мог помочь сберечь средства от инфляции на базе механизма предоплаты лечебному учреждению за будущие услуги.

     Такие полисы достаточно широко применяются и в настоящее время. Их существованию способствует запрет на прямую продажу своих услуг медицинскими учреждениями.

     Полисы прикрепления принципиально делятся на два вида, что надо хорошо понимать страхователю.

     В первом случае полис предусматривает предоставление неограниченного объема услуг из состава предусмотренных прейскурантом лечебного учреждения и содержащихся в договоре страхования или в договоре между ЛПУ и страховщиком. В этом случае, как правило, страховщик, получив страховой взнос от страхователя, сразу же направляет его в виде предоплаты ЛПУ за весь период страхования. Риск, связанный с возможным перерасходом средств на оказание медуслуг, берет на себя ЛПУ. Действие такого полиса сродни абонементу. Страховщик в этом случае не выполняет важнейшую функцию страхования - рисковую. В связи с этим и контрольная функция страховщика за качеством и ассортиментом услуг сводится к минимуму.

     Во втором случае полис предусматривает предоставление услуг в пределах оговоренного лимита, который часто не вполне корректно называют страховой суммой. ЛПУ в рамках действия такого полиса предоставляет страховщику ежемесячный отчет о предоставленных услугах и счета на их оплату. В случае исчерпания установленного лимита договор страхования предусматривает уплату страхователем дополнительного взноса. В противном случае, когда к окончанию страхования лимит не выбран, договор может предусматривать обязанность страховщика вернуть остаток либо зачесть при расчете очередного годового взноса.

     Оба типа «полисов прикрепления» имеют ряд недостатков или пороков:

     -с точки зрения закона отсутствие рисковой функции у страховщика делает такие договоры спорными для их классификации в качестве страховых, что грозит серьезными последствиями (признание сделки ничтожной);

     -с точки зрения потребителя «полис прикрепления» слишком ограничивает выбор медуслуг по составу и территории получения. Это может быть неудобно. К тому же в современной медицине нельзя все лучшее собрать в одном даже элитном лечебном учреждении;

     -с точки зрения экономической «полис прикрепления» не позволяет страховщику накапливать существенные страховые резервы, эффективно выполнять контрольную функцию, добиваться повышения качества услуг в расчете на единицу затрат. В возникающих экономических отношениях доминирует ЛПУ.

     В целях выбора нельзя отдать предпочтение ни первому, ни второму типу - это зависит от конкретных условий, поскольку второй тип полисов, как правило, дешевле или предполагает обслуживание в более элитном ЛПУ.

Информация о работе Место и роль добровольного медецинского страхования на страховом рынке в РФ