Маркетинг страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы - рассмотреть маркетинг страховых услуг.

Содержание

Введение 3
Маркетинг страховых услуг 4
1. Маркетинг и страхование 4
2. Исследование рынка страховых услуг 9
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

С-7130 Маркетинг страховых услуг.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

Рис. 1. Рост рынка

Темпы роста рынка после кризиса будут увеличиваться, в том числе благодаря восстановлению спроса на страхование и вводимым законодательным нормам. Ожидается, что в будущем именно компании, входящие в топ-10, будут расти более высокими темпами, так как занимаемая ими позиция на рынке гораздо устойчивее, а объемы бизнеса существенно превышают показатели других игроков.

Рентабельность

Рентабельность остается низкой, и ее существенного увеличения в ближайшее время не ожидается. Страхование иное, чем автострахование, остается наиболее прибыльным.

 Более 80 % компаний отметили, что наибольшее влияние на снижение рентабельности оказывают демпинг, высокие расходы на ведение дела и аквизиционные затраты.

 Половина опрошенных руководителей не ожидают изменения рентабельности страхового бизнеса в России в 2011 году.

 Лишь 5 % респондентов предполагают, что рентабельность, вероятнее всего, вырастет в 2011 году.

 Большинство опрошенных предсказывают, что в 2011 году комбинированный коэффициент убыточности превысит 100 % для автострахования, и будет находиться на уровне 90 % для остальных сегментов.

Рис. 2. Неблагоприятное влияние на рентабельность российского страхового бизнеса

 

Полагается, что рентабельность останется низкой, по крайней мере, до конца 2011 года в силу следующих причин:

 в будущем в основе конкуренции на рынке будет лежать качество, а не цена, поэтому основным преимуществом станет эффективность бизнеса, повышение которой потребует затрат на начальном этапе;

 с высокой степенью вероятности произойдет новый виток ценовой конкуренции среди компаний, входящих в топ-10;

 потенциальная нехватка резервов и демпинговые цены, имевшие место в 2009–2010 годах, в перспективе могут свести на нет благоприятный эффект от восстановления сборов премий.[6]

Каналы продаж

Компании планируют снижение издержек на внешних агентов, развитие собственной сети продаж, а также возлагают надежды на банковский канал.

 83 % респондентов планируют активно использовать банковский канал продаж.

 78 % полагаются на прямые продажи.

 89 % согласились с тем, что банковское страхование будет играть значительную роль в росте страхового рынка.

Рис. 3. Каналы продаж

Предполагается, что страховщики продолжат снижать зависимость от внешних посредников, особенно в сегменте массового страхования. Значительным потенциалом обладает банковское страхование: для компаний, не являющихся лидерами, - это одна из главных возможностей удержаться на рынке и создать успешную бизнес модель. В перспективе среди компаний, вероятно, развернется борьба именно за данный сегмент. Не исключено, что этот этап будет длиться 3–4 года, после чего может начаться реальное объединение банковских и страховых услуг.

Операционная эффективность и профессионализм

Компании планируют оптимизацию внутренних процессов и ИТ-систем, а также повышение квалификации сотрудников.

 Большинство руководителей собираются активно внедрять или модернизировать ИТ-технологии и процессы.

 Основные области, в которых компании планируют провести оптимизацию - это операционные (83 %) и аквизиционные расходы (67 %).

 В 2011 году 72 % респондентов намереваются провести централизацию некоторых процессов, а 61% оптимизацию процесса закупок.

 Для 78 % высокий приоритет будет иметь управление развитием сотрудников.

 89 % руководителей планируют сфокусироваться на развитии отношений с клиентами.

Рис. 4. Значение комбинированного коэффициента убыточности

Несмотря на то, что кризис поставил многие компании перед необходимостью пересмотреть качество своих операционных процессов, большинство из них не имели возможности отыскать необходимые для этого средства. В дальнейшем внутренние процессы станут еще более значимыми в силу повышения общей культуры потребителей и возросшей необходимости улучшения операционной эффективности.[7]

Консолидация рынка, слияния и поглощения

Руководители ожидают усиления консолидации вследствие жесткой конкуренции и изменений законодательства. Участники рынка также полагают, что в 2011 году не предвидится активных действий по слияниям и поглощениям.

Рис. 5. Консолидация рынка, слияния и поглощения

 Из основных тенденций, ожидаемых в 2011 году, были названы: увеличение крупными игроками своей доли на рынке вследствие потери бизнеса мелкими компаниями (95 %); отзыв лицензий у финансово неустойчивых организаций (83 %); уход с рынка игроков, не соответствующих новым требованиям к уставному капиталу (78 %).

 Более 70 % компаний не планируют никаких действий по слияниям и поглощениям в 2011 году.

 90 % респондентов считают, что коэффициент «рыночная стоимость компании/объем собранных премий» не превысит 2,0 в 2011 году.

Консолидация является одним из ключевых трендов российского рынка, и ожидается ее продолжения. Тем не менее, темпы ее будут не настолько быстрыми, как ожидалось, в связи со следующими причинами:

 В целом компании оказались устойчивы к кризису, и процент страховщиков, ушедших с рынка в 2010 году, составил 13 %, что лишь немногим выше 11 % в 2009 году (по данным ФССН).[8]

 Начавшееся восстановление может помочь дольше удержаться на рынке страховщикам, финансовые позиции которых менее стабильны.

 Процедура отзыва лицензий у компаний, уставный капитал которых не удовлетворяет новым минимальным требованиям (вводимым с 1 января 2012 года), будет оспариваться и может занять больше времени, чем ожидалось.

Что касается сделок со стороны зарубежных компаний, то можно отметить, что иностранные инвесторы провели переоценку рисков российского рынка и настороженно относятся к выходу на него вследствие еще пока сохраняющейся волатильности экономики. Кроме того, квота на долю иностранного капитала в совокупном уставном капитале страховых компаний находится на уровне 22,42 % по состоянию на 1 января 2011 года, в то время как максимальная допустимая доля составляет 25 %.[9]

Законодательство

Компании положительно воспринимают новые законодательные меры и высказываются за приведение российского страхового законодательства в соответствие европейским нормам.

Рис. 6. Выигрыш от введения обязательного предоставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО

 

 78 % респондентов согласны с тем, что от введения МСФО выиграют все участники рынка.

 61 % участников исследования считают, что с проведением этой инициативы стоит подождать до 2013–2015 гг., чтобы дать компаниям больше времени для подготовки.

 61 % руководителей полагают, что введение новых обязательных видов страхования окажет благоприятное воздействие на рынок, но не станет движущим фактором для его развития.

 Лишь 6 % согласились с тем, что действующее законодательство не нуждается в существенных изменениях.

 По мнению 61 % опрошенных, российское страховое законодательство необходимо привести в соответствие европейским требованиям к платежеспособности в обозримом будущем.

 Многие респонденты высказались против чрезмерного регулирования тарифов для новых обязательных видов страхования.

Ведение отчетности по МСФО в скором будущем станет обязательным для всех страховщиков, подготавливающих консолидированную отчетность. Это сделает финансовый учет более прозрачным, а также будет способствовать пониманию и сопоставлению финансовых показателей между различными компаниями. В то же время, предстоящее введение новых обязательных видов страхования поможет увеличить спрос на страхование и станет сигналом о желании государства в дальнейшем развивать эту отрасль в России. Полагается, что вследствие данных мер в страховом бизнесе произойдут существенные положительные изменения, которые в долгосрочной перспективе перевесят возможные проблемы, например, сомнения относительно прибыльности новых обязательных видов страхования.

Страхование в России

Основным фактором, влияющим на степень проникновения страхования в России, был назван общий экономический рост.

 Более 80 % респондентов указали, что для увеличения степени проникновения страхового бизнеса на российском рынке необходимы общий экономический рост и экономические реформы, а также законодательные требования к организациям и предприятиям по страховому покрытию рисков, связанных с их деятельностью.

 В дополнительных комментариях руководители также отметили, что хотели бы видеть увеличение налоговых вычетов и введение дополнительных налоговых льгот

В сегменте коммерческих и промышленных рисков, связанных с быстрорастущими отраслями российской экономики, отечественный страховой рынок имеет большой потенциал для роста и увеличения степени проникновения. Кроме того, на рынке в целом остается огромное число возможностей для доработки существующих продуктов и расширения спектра предоставляемых услуг.

Развивающийся российский страховой рынок за время своего существования достиг значительных масштабов и в 2008–2009 годах занимал 11 место в мире по объему собранных премий (по данным Lloyd's).[10] По состоянию на 1 января 2011 года на рынке присутствует 625 страховщиков, однако основные объемы бизнеса сконцентрированы вокруг компаний, входящих в топ-20 и топ-10, которые занимают 69 % и 54 % рынка соответственно, и тенденция концентрации долей рынка у лидирующих игроков набирает обороты.

Спад в страховой отрасли (исключая ОМС) за кризисные 2008–2009 годы составил 12 % с поправкой на инфляцию и оказал достаточно серьезное влияние на бизнес. Нехватка ликвидности также заставила компании искать возможности для снижения затрат, и в то же время, чтобы сохранить бизнес, страховщики были вынуждены чрезмерно увеличивать аквизиционные расходы.

В 2010 году общее восстановление экономики повлекло за собой и восстановление страхового рынка, который в номинальном исчислении (без поправки на инфляцию) превысил уровень докризисного 2008 года. Однако, чтобы продолжить устойчивый рост и в реальном исчислении (с поправкой на инфляцию), в течение ближайших трех лет ему потребуются темпы роста в среднем более 10 % в год.

В скором времени планируется принять несколько законодательных мер (более подробно они рассмотрены далее), которые будут способствовать росту рынка до 2013 года:[11]

 четырехкратное увеличение минимального допустимого уставного капитала с 1 января 2012 года;

 введение нормы об обязательном составлении отчетности по МСФО для страховых компаний, которая, как ожидается, вступит в силу в 2012–2013 гг. и послужит дополнительным стимулом для повышения прозрачности и устойчивости рынка, а также для привлечения инвестиций;

 введение новых обязательных видов страхования (опасных производственных объектов, противопожарного страхования и страхования ответственности перевозчиков);

 увеличение лимитов выплат по ОСАГО и соответствующее изменение тарифов.


Заключение

Подводя итог вышесказанному, сделаем следующие выводы по данной теме работы. Маркетинг в страховании - это комплекс мероприятий, направленных на формирование и постоянное совершенствование деятельности страховщика, а именно:

а) разработка конкурентоспособных страховых продуктов (услуг) для конкретных категорий потребителей (страхователей);

б) внедрение рациональных форм реализации этих продуктов по должности сервиса и рекламы;

в) сбор и анализ информации об эффективности деятельности страховщика.

Обзор функциональных задач, которые решаются указанным комплексом мероприятий, показывает, что практически ни один из основных видов уставной деятельности страховщика не остается без внимания службы маркетинга. Первоочередная ее задача - поиск или выбор потенциального клиента страховщика, формирования потребностей этого клиента в страховой защите и выяснения его платежеспособности. Далее служба маркетинга определяет параметры страхового продукта, предложения по его реализации, собирает информацию в среде фактических потребителей страховых продуктов, разрабатывает рекомендации, направленные на совершенствование работы страховщика с целью закрепления и развития категорий клиентов, поиск новых потенциальных сегментов рынка.

Маркетинг - это замкнутый цикл действий, который постоянно находится в активной динамике и продуцирует информационно-консультативную помощь прежде, высшим должностным лицам страховщика, подразделениям андеррайтинга, аквизиции и связей с общественностью. Такой комплекс действий выполняется по программам трех элементов маркетинга: стратегического, оперативного и организационного.

К мероприятиям стратегического маркетинга относятся: исследования страхового рынка и его сегментация; определение индикативных показателей страховой продукции; разработка предложений и проектов по стратегии дальнейшего развития страховщика.


Список литературы

1.   Карпов В.Н. Выбор целевого рынка // Маркетинг. - 2010. - №3.

2.   Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2009. - № 1.

3.   Ткачева Т.Н. Рынок страховых услуг России // Международный бизнес России. - 2011. - №2.

4.   Федорец М. Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2009. - №1.

Информация о работе Маркетинг страховых услуг