Маркетинг страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель контрольной работы - рассмотреть маркетинг страховых услуг.

Содержание

Введение 3
Маркетинг страховых услуг 4
1. Маркетинг и страхование 4
2. Исследование рынка страховых услуг 9
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

С-7130 Маркетинг страховых услуг.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

Маркетинг страховых услуг

1. Маркетинг и страхование

2. Исследование рынка страховых услуг

Заключение

Список литературы

 


Введение

Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховых компаний, а также исследования рынка страховых услуг появился в России сравнительно недавно, в начале 90-х гг. Примерно в это же время идеи маркетинга стали проникать и в область страхования.

Страховая услуга - это товар, в котором страховщик продает свое обязательство возместить возможный ущерб страхователю при наступлении страхового случая. Страхователь платит страховщику за это обязательство определенную сумму в виде страхового взноса (платежа, премии), которая выражается в величине страхового тарифа. Маркетинг как интегральный метод исследования и воздействия на страховой рынок используется в основном при рыночной экономике с целью получения максимальной прибыли (в отличие от социального страхования). 

В настоящее время наибольшее распространение получили два смысловых значения маркетинга. Первое определяет его как одну из основных функций страховой компании - сбытовую. Второе рассматривает маркетинг как комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой компании. При такой интерпретации термин «маркетинг» может быть определен как ряд функций страховой компании, включающих планирование, рекламирование, аквизицию, реализацию страховых полисов и т.п. Анализ деятельности страховой компании в условиях рыночной экономики показывает, что целый ряд направлений и функций маркетинга является общим в деятельности различных страховщиков. К ним относятся: ориентация страховой компании на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий страхования к отдельным его видам и потенциальным страховым интересам (страхование в туризме, экологическое, уфологическое, инфляционное и др.). 

Цель контрольной работы - рассмотреть маркетинг страховых услуг.

Маркетинг страховых услуг

1. Маркетинг и страхование

Маркетинг предполагает ряд мероприятий, направленных на изучение рынка и воздействие на спрос, дабы увеличить уровень сбыта. 
В качестве метода управления коммерческим родом деятельности в сфере предоставления страховых услуг и метода исследования страхового рынка маркетинг появился в начале ХХ века, то есть сравнительно недавно. 
Под услугой страхования понимают товар, продаваемый страховщиком и содержащий обязательство компенсирования возможного вреда страхователю в случае возникновения ситуации по страхованию, а страхователь, в свою очередь, осуществляет за это выплаты конкретной суммы, охарактеризованной как взнос страхования, выраженный в размере тарифа по страхованию. 

Как и использование рекламы, использование маркетинга в качестве методов исследования и воздействия на рынок страхования в основном характерно для условий рыночной экономики в целях получения оптимального уровня доходов.[1] 

На сегодняшний момент наиболее распространены два вида интерпретации маркетинга в страховании. В первом случае маркетинг выступает в роли функции сбыта, во втором - в роли управленческой функции, подразумевая ценообразование, планирование, реализацию рекламы, аквизицию и т.д. 

Исследование и оценка деятельности страховых компаний (СК) в рамках экономики рыночного типа свидетельствует о том, что значительная часть ряда маркетинговых направления и функций является общей для деятельности различных страховых организаций. Сюда входят: ориентация СК на рыночную конъюнктуру, максимальная степень адаптированности разрабатываемого комплекса правил и условий страхового обеспечения к обособленным вида страховых услуг, а так же потенциальным интересам в этой области, представленным в виде космического, уфологического, экологического, инфляционного и других.[2] 

Таким образом, процесс маркетинга можно свести к двум функциям, подразумевающим формирование спроса на услуги в сфере страхования и осуществление удовлетворения интересов страхования.

В рамках экономической теории понятие формирования спроса понимается как целенаправленное осознанное осуществление воздействия на потенциальную клиентуру в целях увеличения спроса. В данных целях СК используют целенаправленную рекламу, метод дифференциации тарифов на предоставление услуг страхования, организуют выставки, всевозможные презентации, осуществляя предложение своих услуг в комплексе различных форм технического, совместного торгового, юридического обслуживания. 
Характеристика стратегии и тактики маркетинга предполагает осуществление завладением рынком страхования, реализацию стабильного контроля формирования спроса в целях возможности перестройки стратегических программ и тактики борьбы с конкурентами. 
Реализация удовлетворения интересов страхования осуществляется посредством высокого культурного уровня страхового обслуживания, тщательной организации деятельности СК, постоянного поддержания статуса и имиджа СК.

Культура в области страхового обеспечения в момент обслуживания начинает проявляться с момента встречи и начала беседы сотрудника СК с потенциальным потребителем, в процессе заключения и оформления договора о купле-продаже полиса страхования. 

Основным принципом преобладающей части СК выступает отношение к посетителю как к потенциальному клиенту. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что высокий уровень обслуживания, бесспорно требует соответствующих немалых расходов. 

В случае снижения спроса на услуги страхования, маркетинговая служба занимается выявлением причин и принятием соответствующих мер на их устранение. К подобным мерам относят совершенствование имиджа СК, осуществление пересмотра размера тарифов, улучшение качества сервиса и др. в силу того, что одним из главных принципов деятельности маркетинговой службы является реализация купли-продажи полисов страхования и содействующий этому промоушн, маркетингу необходимо быть в курсе следующего перечня знаний: 

- точного перечня потребностей потенциального потребителя; 

- конкретной ситуации, сложившейся в раках рынка услуг страхования; 

- регионального социально- экономического положения и его тенденций. 

Таким образом, оценивая сложившуюся на рынке услуг ситуацию, маркетингом должно учитываться количество региональных действующих страховых организаций, характеристика предлагаемой ими сферы услуг, преобладаемая социальная категория и ее благосостояние.

При оценивании потенциального поля страхования, предполагающего оптимальное количество объектов, например, автотранспорта, дач и т.п., способного быть охвачено системой страхования, маркетинговая служба должна установить социо-демографические, экономические и психологические региональные особенности. Кроме того, в область выяснения попадает уточнение семейного дохода, количества детей, детей школьного возраста, численности ожидаемых бракосочетаний и т. д. В силу этого, маркетинг подразумевает собой осуществление учета сложившегося уровня спроса на услуги страхования, и его формирование обособленных отраслях страхования, таких, как имущественное, личное, автогражданское и т.д. 

Одной из составных частей маркетинговой деятельности является проведение социо-демографических и социальных опросов, которое может осуществляться в сплошном, выборочном порядке, посредством анкетирования или устного опроса. 

Система маркетинговой организации представляет сбой структурное управление деятельностью маркетинга с установлением подчиненности и ответственности за осуществление того или иного рода мероприятий. 
Маркетинговая структура подразумевает под собой определенную совокупность его компонентов для достижения поставленной цели. Система маркетинговой организации может основываться на видах страхования, комплексах услуг данной сферы, рыночной сегментации и т.д. 

На сегодняшний момент в большинстве развивающихся государств создаются маркетинговые системы, предполагающие собою наличие информации на основе техники вычислительного типа и автоматизированных мест деятельности в сочетании с применением всевозможных экономико-статистических и экономико-математических методов. Основываясь на обработанной информации, создается научно- обоснованный концепт учета и анализа потребительских требований, в соответствии с чем создается система сбыта. 

Применимо к практике менеджмент СК опирается на ряд следующих основных принципов: 

- детального изучения рыночной конъюнктуры; 

- выделения рыночных секторов, посредством классифицирования; 

- четкой реакции на запросы клиентов; 

- адаптирования новых услуг в страховании к требованиям бизнеса. 

Исходя из исследований ряда ведущих экономистов в сфере предоставления страховых услуг, определяется традиционный тип разделения СК на отделы, функциональные управления ит. д. не всегда соответствует роду требований, предъявленных к СК современными методами управления. Исходя из этого, предложено производить модификации служб СК посредством системы «оперативной цели», характеризующийся своей направленностью на продажу полисов страхования с преобладанием центра координирования в руках маркетинговой службы. При этом, среди основных функций маркетинга должны выделяться: 

- изучение рынка услуг страхования; 

- осуществление рекламы в сфере страхования; 

- реализация организационно-массовых работ по аквизиции полисов страхования.[3] 

Таким образом, маркетинговая служба должна обеспечивать проведение сбора, обработки, анализа информации о положении страхового рынка, состоянии спроса на его услуги, регулирование соотношения спроса и предложения посредством прогнозирования рыночной конъюнктуры на страховое обслуживание, анализ потенциала СК и т.д. 

Наиболее ответственным и значимым направлением в маркетинге является определение рынка страхования, осуществляемое за счет анализа спроса и мотивации в страховании. 

Среди направлений сферы маркетинга в страховании наиболее важным выступает определение ринка услуг в страхобеспечении, анализ и изучение которого следует начинать с определения мест спроса на услуги страхования, мотивации интересов в страховом обеспечении, уровня удовлетворенности данного спроса со стороны конкурирующих компаний. Определение вероятного спроса на услуги рынка страхования следует начинать с анализа местного рынка услуг, далее на региональном, областном, государственном и ближнезарубежном уровне, после чего следует анализировать ситуацию тенденции рынка страховых услуг мирового масштаба. 

В основу деятельности маркетинговой службы входит так же прогнозирование рыночной конъюнктуры и анализ потенциала конкурентов.

Рыночная конъюнктура подразумевает под собой ряд взаимосвязанных условий и факторов, способствующих выявлению состояния рынка страховых услуг на данный момент. В целях изучения потенциала конкурентов на каждую, расцениваемую в качестве конкурентоспособной компанию посредством системы оперативной цели заводится определенное досье, осуществляется сбор сведений официальной статистики. На основании имеющихся сведений эксперты делают прогнозы в отношении поведения конкурентоспособных компаний на рынке услуг страхования, выявляют степень освоения рынка в видах страховых услуг.[4] 

Основываясь на полученных при аналитико-прогностической деятельности данных, СК производит выработку стратегических действий, направленных на завоевание рынка страхования, предполагающего, в свою очередь, установление стратегии на данный отрезок времени, выбор наиболее успешных видов страховых услуг, и каналов их оказания, инструментов конкуренции и т.д.

 

2. Исследование рынка страховых услуг

Для исследования рынка страховых услуг, было предложено руководителям ведущих российских страховых компаний представить свое видение текущей ситуации на рынке, определить главные тенденции и сделать прогноз на будущее. Также было предложено руководителям крупнейших российских страховых компаний ответить на серию вопросов, связанных с текущим состоянием рынка и его дальнейшими перспективами. Представленный анализ проведен на основе полученных ответов.

Компании, участвовавшие в исследовании, в совокупности занимают 45 % рынка (по сравнению с 40 % в прошлогоднем исследовании) по объему собранных премий за 2010 год.

В 2010 году российский страховой рынок начал восстанавливаться после кризиса, и сейчас можно с уверенностью сказать, что у него имеется необходимый потенциал для дальнейшего роста, чему могут поспособствовать законодательные инициативы по введению новых обязательных видов страхования и применению МСФО. Кроме того, на фоне общего восстановления экономики после кризиса широкие возможности для развития получили и виды страхования, отличные от автострахования.

Однако, несмотря на оптимистичный прогноз для страховой отрасли в 2011 году, в данный момент компании ощущают серьезные последствия кризиса, в особенности значительное снижение рентабельности. Пересмотр стратегии, внутренней структуры и процессов управления рисками является важнейшим условием сохранения позиций на рынке для всех компаний.[5]

Рост рынка

В 2011 году компании ожидают рост рынка в среднем на 6-10%. Темпы роста значительно различаются для компаний, входящих в топ-10, и прочих игроков рынка.

 В сегменте «топ-10» две трети респондентов ожидают роста сборов премий более чем на 10 %.

 В то же время в отношении компаний, не входящих в топ-10, лишь 31% ожидают роста на 10 %.

 83 % опрошенных прогнозируют более высокие темпы роста компаний, входящих в топ-10, по сравнению с остальными участниками рынка.

 Среди факторов, которые окажут значительное влияние на рост страхового рынка, респонденты выделили увеличение объемов банковского кредитования (89 % указали на значительное влияние данного аспекта) и введение новых обязательных видов страхования (83 %).

Информация о работе Маркетинг страховых услуг