Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 10:28, творческая работа

Описание

Цель данной творческой работы - выявить современное состояние присутствия иностранного капитала на российском рынке и перспективы его развития.
Основными задачами работы, является:
- дать общую характеристику современного страхового рынка России
- рассмотреть требования и обязанности в рамках Соглашения Всемирной Торговой Организации;
- определить тенденции развития российского страхового рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.Общая характеристика современного страхового рынка России…5
1.1.Иностранный капитал на российском рынке страхования…………….5
1.2..Регулирование деятельности иностранных страховщиков ……………11
Глава 2. Всемирная Торговая Организация…………………………………....16
2.1.Влияние требований ВТО на регулирование страхового рынка…….16
2.2.Обязанности, принятые странами в рамках соглашения ВТО в сфере услуг………………………………………………………………………………18
2.3.Мировая практика регулирования страховой системы………………………………………………………………………….19
Глава 3. Тенденции развития российского страхового рынка………………24
3.1. Исследование состояния и перспектив развития страхования в РФ...24
3.2. Условия, определяющие инвестиционную привлекательность рынка……………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Научная работа по страховому делу..doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

      С учетом изложенного «Сообщество профессиональных страховщиков» выступает за решительное реформирование  законодательной страховой базы, механизмов государственного регулирования, лицензирования и контроля за страховой отраслью.              

              В этой связи предлагается:             

   1. Разработать и в кратчайшие сроки принять концептуально новую Федеральную программу модернизации сферы  страховой деятельности, в основе которой пакет базовых страховых законов, представленных в виде Страхового кодекса Российской Федерации.

  2. Создать российский страховой институт в форме организационного центра, генератора идей по развитию страховой отрасли, осуществлению страховой политики, регулированию страховой деятельности, включая выдачу лицензий на добровольные виды страхования, в прямом подчинении Правительству РФ.                Соответственно из обязанностей Министерства финансов РФ исключить функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере страховой деятельности, а Федеральную службу страхового надзора (ФССН) – упразднить.             

  3. Учредить Российскую государственную страховую корпорацию (РГСК) для обеспечения серьезного увеличения емкости страхового рынка и возможности осуществления основной массы перестраховочных операций внутри страны, сократив до необходимого минимума перестрахование в иностранных  компаниях; наделить РГСК исключительным правом проведения обязательных видов страхования на территории Российской Федерации с созданием необходимого числа представительств и филиалов в регионах, а также правом выдачи лицензий на обязательные виды страхования компаниям различных иных категорий собственности.             

   4. Установить мораторий на разработку и введение в действие законов (поправок в законы)  в страховой сфере  до выработки и принятия пакета базовых законов о страховой деятельности (Страхового кодекса РФ).             

 

1.2.           Регулирование деятельности иностранных страховщиков

 

      В целом деятельность иностранных страховых компаний в странах с переходной экономикой, включая Россию, может рассматриваться как составная часть процесса формирования частного рынка страхования. По имеющимся оценкам, доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европы достаточно весома. В Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств в страховом секторе, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии – около 30%, в Польше – 17%. Однако роль иностранных компаний и их влияние на развитие страхового дела в стране не поддается однозначной оценке.

      Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты:

   1) Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлению страховых услуг и повышению их эффективности.

    2) Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опыт работы в организации с иностранным участием, при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

    3)  Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.

     4) Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.

      5) Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

     6) Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарантной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

      7)Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

      8)   Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы.

      9) Важность сохранения национального контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний.

     10) Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

     Анализ приведенных аргументов свидетельствует в пользу создания равных  условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм – важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.

      Несомненно, юридическое определение условий деятельности иностранных инвесторов должно стать важной частью общей системы регулирования в такой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработке соответствующих мер должен учитывать несколько основных целей – формирование развитого страхового рынка в России, создание ясного и понятного административно-правового режима, всемерное использование международного опыта в области страховых услуг.     

      Приведенный выше анализ возможных последствий присутствия на рынке иностранных страховщиков доказывает, что в основе законодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему. В этой связи обращает на себя внимание разработанный группой депутатов и принятый Госдумой в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об организации страхового дела в РФ”, который направлен на расширение и систематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала в страховой деятельности на территории РФ.

     Нельзя не видеть, что за внесенным законопроектом стоит обоснованное беспокойство за дальнейшее развитие страхового рынка в России и судьбу российских страховщиков, которые не готовы пока к серьезной конкуренции с крупными иностранными компаниями. С этой точки зрения вполне можно согласиться с рядом предложений, включая запрет на участие компаний, контролируемых иностранным капиталом, в обязательных видах страхования, в первую очередь, государственного; требование длительного опыта работы в сфере страховых услуг; ограничения на участие иностранных граждан в высшем руководстве компаний.

     Однако целесообразность принятия ряда других предложений вызывает серьезные сомнения. Так, ограничения на участие иностранных инвесторов в страховании жизни мотивируются необходимостью воспрепятствовать оттоку страховых резервов за рубеж с тем, чтобы направить их в качестве долгосрочных инвестиций в реальный сектор. Мировой опыт, равно как и российский, показывают, что при наличии благоприятного инвестиционного климата любой инвестор, в том числе и иностранный, будет реинвестировать средства в стране, где они получены. Если же такого климата нет, то капитал будет уходить за границу, а потенциальные страхователи откажут в доверии любым страховщикам, независимо от их национальности.

      Россия явно нуждается в приходе на рынок квалифицированных страховых организаций с длительным опытом работы. Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Но предлагаемые в законопроекте количественные ограничения оттолкнут от рынка крупные надежные компании, которые ограничат свою деятельность небольшим кругом операций. К чему это может привести – наглядно показывает опыт российской банковской системы. Отсутствие иностранной конкуренции и надежных иностранных банков серьезно затормозило развитие устойчивого банковского сектора в России. Учитывая это, приоритетной задачей должно стать развитие страхового рынка, а не защита национальных компаний любой ценой.

 

Глава 2. Всемирная Торговая Организация

2.1.Влияние требований ВТО на регулирование страхового рынка

 

         Генеральное соглашение в сфере услуг и финансовых операций содержит  Приложение с перечнем финансовых услуг, включая страхование и связанные с ним услуги:

        прямое страхование (страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни);

        перестрахование;

        деятельность страховых посредников (страховые агенты и брокеры);

        услуги, сопутствующие страхованию (консультации, актуарные расчеты, аудит, услуги по урегулированию претензий).

      Генеральное соглашение впервые определило возможность регулирования торговли услугами в соответствии с международными правилами. Генеральное соглашение не предписывает формы регулирования, которое страны-участницы могут применять на внутреннем рынке. Соглашение содержит общие принципы, которые должны соблюдаться при разработке регулирующих мер, затрагивающих международную торговлю. Это касается, прежде всего, доступа на рынок иностранных поставщиков услуг (режим наибольшего благоприятствования), и предотвращение дискриминации против тех, кто уже представлен на рынке (национальный режим). Сектор страхования включен в обязательства по открытию рынков, принятые членами Генерального соглашения в рамках Соглашения по финансовым услугам ВТО, заключенного в декабре 1997. Документы, содержащие эти обязательства, были распространены ВТО 26 февраля 1998 года.

Общие принципы Генерального соглашения в сфере услуг, включая страховые услуги.

       Генеральное соглашение в сфере услуг распространяет международные принципы на торговлю услугами. Наряду с режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом, прозрачностью законодательства и регулирования, Генеральное соглашение предусматривает:

        обеспечение надлежащей внутренней процедуры в отношении контроля за деятельностью страховых компаний (включая арбитраж и процедуры обращений);

        разработку механизмов признания лицензий, удостоверения профессиональной квалификации, которые предоставляются в других странах-участницах;

        гарантии того, что монополисты и другие эксклюзивные поставщики не нарушат принцип наибольшего благоприятствования и другие обязательства Генерального соглашения на внутреннем рынке.

        В момент заключения Генерального соглашения от стран-участниц требовалось обеспечить график принятия определенных обязательств в отношении доступа на рынок в одиннадцати секторах, среди которых и сектор финансовых услуг, включая страхование. Эти графики формируют неотъемлемую часть соглашения и, таким образом, являются юридически обязательными. Обязательства, данные в одностороннем порядке, то есть по собственному усмотрению страны-участницы, но упомянутые в процессе заключения соглашения, являются “провозглашенными” и не могут быть изменены в течение трех лет. Для начала в качестве исключения Статья II разрешала странам-участницам выделить сектора, в которых принцип наибольшего благоприятствования не будет распространяться на поставщиков услуг других участников. Согласно соответствующему Приложению к Статье II, такое “освобождение от принципа наибольшего благоприятствования” возможно на срок до пяти лет после вступления в силу Генерального соглашения, или, с согласия Совета в сфере предоставления услуг ВТО, на десять лет.

Информация о работе Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития