Анализ состояния рынка добровольного страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание

СТРАХОВАНИЕ, ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СТРАХОВЩИК, СТРАХОВАТЕЛЬ, ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬ, СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ, ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ДМС, ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ, СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДСАГО.

Содержание

Введение………………………………………………….............………………………………….4
I. Понятие добровольного страхования……………………….................................................…5
1.Теоретические основы………………………………………...………................................5
2. Виды добровольного страхования…………………………………………………...........8
2.1 Личное страхование.…………………………………..................................…...........8
2.2. Добровольного медицинское страхование...................………………………........10
2.3. Страхование имущества……………………………………………….....................13
2.4. Страхование ответственности...................................................................................15
2.5. Добровольного страхование автогражданской ответственности ..........................18
II. Анализ состояния рынка добровольного страхования………………………………….......19
1.Анализ финансового состояния российских страховых компаний………...............19
2.Анализ деятельности российских страховых компаний по личному страхованию.22
3.Анализ деятельности российских страховых компаний по ДМС………….............24
4.Анализ деятельности российских страховых компаний по ДСАГО………….........28
III. Перспективы развития рынка добровольного страхования…………………………….......34
Заключение………………………………………………………………………………….........41
Библиографический список…………………………………………………………….…............42

Работа состоит из  1 файл

Страхование добровольное.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)
 

4. Анализ  деятельности российских страховых  компаний по ДСАГО (АвтоКАСКО).

  По  итогам 2009 года рынок страхования  автокаско упал на 20,5%, в 2010 году объем  премий останется на уровне 2009 года (прогнозируемые темпы прироста – 0%) и составит 138 млрд. рублей.

  В 2009 году наибольшими темпами сократились  взносы по страхованию автокаско, получаемые через банковский и дилерский  каналы продажи. Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение  взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли.

  В 2010 году объем взносов по страхованию  автокаско, получаемых через банки  и автосалоны, останется на уровне 2009 года, премии, собираемые через агентский  канал продаж, несколько снизятся, в том числе за счет роста взносов в прямом страховании и кризиса доверия к страховым компаниям.

  Выделяются 4 негативные тенденции, способствующие развитию кризиса на рынке автокаско  в 2010 году:

  1. В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.
  2. Демпинг, усилившийся на рынке автокаско с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 года. И только в конце прошлого года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.
  3. Наиболее серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат политику «оптимизации издержек», начатую еще в 2009 году и предполагающую все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и окажет негативное влияние на динамику добровольного спроса на услуги страховых компаний.
  4. В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех групп участников страхового рынка (страхователей, страховых посредников и самих страховых компаний). В 2010 году эта тенденция только усилится.

  Выделяются 4 позитивные тенденции, проявившиеся на рынке автокаско в период кризиса.

  1. Если ранее основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, то теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, сделали ставку на увеличение свих ремонтных емкостей. В результате в период кризиса основным направлением взаимодействия дилеров со страховыми компаниями стало получение от страховщиков ремонтного ресурса. А требования по размерам комиссии ушли на второй план.
  2. Опасаясь проиграть в ценовой конкуренции, многие страховщики сделали ставку на разработку новых страховых продуктов, содержащих различные виды франшиз («скрытые», «персональные» франшизы, франшизы, применяемые со второго страхового случая) и неполное покрытие по рискам (например, защита только от угона и гибели машины).
  3. В условиях снижения надежности всей страховой отрасли и увеличения числа случаев неплатежей, значительно возросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами. В результате агентские продажи полисов автокаско у надежных компаний не только не упали, но даже выросли.
  4. Некоторые компании отмечают рост спроса на страхование подержанных автомобилей в 2009 году. Автовладельцы делают осознанный выбор в пользу страхования как инструмента управления рисками и фиксации расходов.

  По  итогам 2009 года объем рынка автострахования (автокаско+ДСАГО+ОСАГО) составил 227,2 млрд. рублей, сократившись по сравнению  с 2008 годом на 10,9%.

  Падение рынка автострахования было связано  со значительным снижением взносов по автокаско на 20,5%, тогда как премии, полученные по ОСАГО и ДСАГО, наоборот, выросли – на 6,9 и 118,2% соответственно (без учета программы «Зеленая карта» взносы по ДСАГО увеличились на 24,1%). Рынок страхования автокаско – лидер роста за последние несколько лет, в период кризиса стал лидером падения.

  В 2009 году основными тенденциями на рынке страхования автокаско  были резкое сужение спроса и демпинг

  В зоне риска оказались компании, делавшие ставку на банковский канал продаж или продажи через автодилеров. В 2009 году они столкнулись с проблемой резкого и внезапного сокращения взносов, что привело, в свою очередь, к разрыву ликвидности и росту конкуренции за оставшихся страхователей. Для переориентации бизнеса на другие каналы продаж или страховые продукты был необходим запас прочности, который имелся далеко не у всех компаний.

  Демпинг, усилившийся на рынке автокаско  с конца 2008 года в результате обострения уровня конкуренции, достиг невероятных  размеров в середине 2009 года. И только в конце 2009 года было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут соскочить с нее, так как повышение тарифов для них будет означать потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.

  В 2010 году следует ожидать рост случаев  мошенничества, неплатежей и ухода  с рынка автостраховщиков.

  Наиболее  серьезные последствия демпинга на рынке автострахования проявятся с лагом в год, то есть в 2010 году. По прогнозам в 2010 году с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из топ-50. Кроме того, многие оставшиеся страховые компании продолжат ведение политики «оптимизации издержек», начатой еще в 2009 году и предполагающей все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и сокращению добровольного спроса на услуги страховых компаний.

  В период кризиса резко увеличилось число случаев страхового мошенничества со стороны всех участников страхового рынка. В 2010 году эта тенденция только усилится:

  • Со стороны страхователей (как автовладельцев, страхующих машину после аварии, так и организованных преступных групп, разрабатывающих сложные схемы по выкачиванию денег из страховых компаний).
  • Со стороны страховых посредников (агентов, брокеров, исчезающих с собранными взносами).
  • Со стороны самих страховых компаний (строящих страховые пирамиды, необоснованно отказывающих в выплатах).

  По  прогнозам, в 2010 году по сравнению с 2009 годом темпы прироста премий по страхованию автокаско окажутся на нулевом уровне, по ОСАГО –  на уровне 8%.

  Темпы прироста страховых взносов по ДСАГО (по программе «Зеленая карта»), во многом зависящие от изменения курса евро к рублю, составят минус 8%. В то же время внутрироссийский сегмент ДСАГО продолжит расти (до 20% в год).

  В итоге объем премий, полученных по автострахованию в 2010 году, составит 234,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 3,2%.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 2. Динамика премий по автострахованию.

График 3. Динамика премий по видам автострахования.

 
 
 
 
 
 

График 4. Динамика годовых темпов прироста премий по видам автострахования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Перспективы  развития рынка добровольного  страхования.

  Основа  рынка страховых услуг и резерв его развития — добровольное страхование. Приоритетными направлениями в  развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.

  Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту  экономики. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.

  Стимулом  для развития долгосрочного страхования  жизни должно стать создание системы  гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных  сумм по договорам страхования. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков, должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

  В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным  видам страхования страховщики могут объединяться в простые товарищества. Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

  Необходимо  выработать меры по расширению сферы  и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного  страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим сотрудникам. Это предполагает совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении данных видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

  Дальнейшее  развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ, учитывающих специфику  данного вида страхования, способствующих совершенствованию норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, отражающих особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию.

  После принятия мер по развитию обязательного  и добровольного страхования  значительно возрастут объемы страховых  операций, а значит, повысится ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение требует принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков, формирование которого осуществляется в денежной форме. Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг.

  Следует выработать меры по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций и капитализировать полученную прибыль для повышения размеров уставных капиталов. В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме.

  В целях повышения емкости рынка  страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

  Большинство страховщиков не располагают значительными  финансовыми средствами и не могут  осуществлять страхование крупных  рисков, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. Однако для обеспечения таких гарантий необходимо выработать законодательные нормы, устанавливающие лимиты обязательств страховщика, стандартные положения договоров перестрахования, а также определить правила делового оборота российского рынка перестрахования.

Информация о работе Анализ состояния рынка добровольного страхования в РФ