Внутрифирменное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 12:30, реферат

Описание

В данной работе рассмотрим понятие, цели и сущность внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства), его элементы и основные особенности.

Работа состоит из  1 файл

1 ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

   ВВЕДЕНИЕ 

     В развитой рыночной экономике в последнее  время наблюдается становление  внутрифирменного предпринимательства, сущность которого состоит в организации  в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий  на основе всемерного проявления творческой предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.

     Интрапренерство представляет собой развитие духа предпринимательства  внутри существующего предприятия. Впервые термин «интрапренерство» в 1985 году ввел в научный оборот американский ученый Г. Пиншот. Неологизм «интрапренерство» образован от двух слов: «антрепренерство» (предпринимательство) и латинского префикса «интра» (внутренний). Таким образом, «интрапренерство» можно перевести как внутрифирменное предпринимательство.

     В данной работе рассмотрим понятие, цели и сущность внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства), его элементы и основные особенности. Сделаем выводы по проделанной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

   1.1 Понятие и цели внутрифирменного предпринимательства 

   Изучение  практики регулирования предпринимательства  в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию.

   Первый  этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую  деятельность и созданием для  нее соответствующих условий. Это  оказалось достаточным для включения  в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

   В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации. 1

   В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

   Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей:

  • выделяются ресурсы - интракапитал - для их реализации;
  • оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

   Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров  и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия. 2

   Интрапренер - это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

   Целью интрапренерства является повышение  эффективности предприятия за счет:

  • активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
  • повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
  • быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
  • быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);
  • создание основы для дальнейшего развития производства.3
 
 
 

      1.2 Элементы  и особенности интрапренерства

      Элементы  внутреннего предпринимательства - интрапренерства – можно представить в виде таблицы ( См. Рис.1, Рис.2)

    Рисунок 1 -. Элементы интрапренерства  

     Таблица 1 –  Особенности интрапренерства  на различных стадиях жизнедеятельности  предприятия предпринимательского типа

Стадии  жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия - учредителя и предпринимательской структуры
1. Зарождение  предпринимательской идеи  Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия  и подхватывается им с учетом своего потенциала
2. Реализация  предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур Предприятие и  автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими  свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских  хозяйственных структур
3. Устойчивая  работа, прибыльность  Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской  структурой и получает определенные дивиденды 
4. Затухание  Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

     Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими  для многих становятся социальные аспекты  мотивации деятельности человека, когда  люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (Рис.2). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия. 4

     Другой  причиной интереса к интрапренерству  стала тенденция появления новых  технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность. 5 

     

      Рисунок 2 - Потребности, формирующие предпосылки  для возникновения интрапренерства 

     На  крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

     На  предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и  новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста (Рис.3). 6

     

      Рисунок 3 – Условия для становления  интрапренерства  

     С социально-психологических позиций  предпринимательская деятельность - это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.  
 

      1.3 Проблемы, препятствующие развитию  интрапренерства в России 

     Понятие «интрапренерство» отсутствует  в российском законодательстве, вместе с тем какие-либо объективные причины, препятствующие появлению аналогичных отношений, например, законодательные ограничения и запрещения, отсутствуют. Однако отношения интрапренерства в России пока еще не получили достаточного распространения.

     Основными проблемами, препятствующими развитию интрапренерства в России, являются: финансовые трудности и трудности  в обеспечении ресурсами, ограниченная свобода деятельности инициатора и  реализатора предпринимательской  идеи, непонимание руководителями предприятий выгодности внедрения интрапренерства.7

     Для успешного становления и развития интрапренерства на российских предприятиях необходимо обеспечить поддержку и  стимулирование его внедрения. Система  поддержки и стимулирования внедрения интрапренерства на предприятии должна включать следующие элементы:

     - обеспечение интрапренера необходимыми финансовыми ресурсами;

     - ориентация на передовые технологии;

     - поощрение внедрения новых идей;

     - поощрение экспериментирования  и связанный с ним метод проб и ошибок;

     - стимулирование творческого решения проблем;

     - поощрение работы специалистов  разных профессий в одной команде;

     - развитие духа интрапренерства  на добровольной основе;

     - создание системы вознаграждения и поощрения интрапренера;

     - поддержка со стороны высшего руководства.

     В условиях перехода России на инновационный  путь развития интрапренерство можно  рассматривать как один из путей  повышения инновационной активности российских предприятий. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Из  проделанной работы можно сделать следующие выводы:

     1. Интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей.

     2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.

     3. В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.

     4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИМОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской  деятельности. Учебное пособие/ Г.Л.  Багиев, А.Н. Асаул – СПб.: Изд-во  « СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.

     2. Горфинкель, В.Я. Организация предпринимательской  деятельности/ В.Я. Горфинкель –  М.: - Изд-во «Проспект», 2010. – 544 с.

     3. Попков, В.П. Оганизация предпринимательской  деятельности/ В.П. Попков, Н.В. Естафеева  – М.: Изд-во «Питер»,2007. – 252 с. 

Информация о работе Внутрифирменное предпринимательство