Виды предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя в Казахстане оно находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть
1. История возникновения и сущность предпринимательства……………….7
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности.………..7
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство»….10
2. Виды предпринимательства………………………………………………….18
2.1. Производственное предпринимательство……………………………….18
2.2. Коммерческое предпринимательство…………………………………….24
2.3. Финансовое предпринимательство……………………………………… ..28
3. Формирование предпринимательской деятельности в Республике
Казахстан………………………………………………………………………..30
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан...34
Заключение…………………………………………..…………………………… 40
Список использованной литературы……………..……………......................... 42
Приложения…………………………………………..…………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

     Второй  этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

     Третий  этап связан с принятием законодательных  актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

     Один  из первых законов, действовавших в  Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР" (1990).

       В законе определялось само понятие предпринимательства – "это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

     Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

     Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

     Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных  действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило  о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

     И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской  деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством.

     Закон допускает различные формы участия  в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.

     Регистрация – начальный и необходимый  этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положении о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

     Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами  хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься  всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".

     Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии).

     Частное предпринимательство нуждается  в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

     Но  в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

     21 июня 1991г. принимается закон "О  хозяйственных товариществах" (в  настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О  защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей.

     Они определяют основные формы и способы  защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

  3.1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан.

  В сегодняшнем Казахстане предпринимательство  уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается поддержать его развитие. В частности в канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан было принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого закона была уже очень давно. Незаконные придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения - это факт, который питает коррупцию. Государство осуществляет поддержку следующим образом:

  *создание  льготных условий использования  субъектами предпринимательства  государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

  *установление  упрощенного порядка государственной  регистрации субъектов предпринимательства,  лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

  *устранение  правового режима благоприятствования  для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

  *создание  системы привлечения и использования  инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

  *принятие  специальных программ кредитования  субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

  *предоставление  преференций субъектов предпринимательства  при размещении государственных  закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

  *поддержка  внешнеэкономической деятельности  субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

  *организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для субъектов  предпринимательства.

  Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.

  Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

  Объективные трудности связаны с общим  кризисным состоянием экономики  и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

     Написав эту работу, я выявила следующие  типы основных проблем, с которыми сталкивается развитие предпринимательской деятельности в Казахстане. (Таблица 1.) 
 

  1. Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению
Существующие  трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые  способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые:

отсутствие  основного

капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие

или недостаток оборотных средств.

  • Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
  • Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
  • Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
  • Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
  • Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
  • Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
  • Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
  • Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
  • Развитие микрокредитования предпринимательства
  • Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.
2. Институциональные: 

отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая

рыночная  инфраструктура.

  • Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
  • Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
  • Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
  • Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
  • Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
  • Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
  • Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
  • Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные:

недостаток систематических знаний, навыков и опыта

организации и управления бизнесом в рыночных

условиях.

  • Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
  • Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
  • Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
  • Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
  4. государственные:

  бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.

  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
  • Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные:

слабый  уровень отражения проблем предпринимательства и распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества, экономическая, правовая и налоговая культура.

  • Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
  • Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
  • Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства.
 

  В нашей стране роль предпринимательства  постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

  -значительно  и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

  -создать  условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся  на крупных предприятиях;

  -ускорить  научно-технический прогресс;

  -составить  позитивную альтернативу криминальному  бизнесу и многие другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Предпринимательство существует везде, где люди по собственной  воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как её добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной  жизни в бизнесе.

      Знание  видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

      Периодом  зарождения в стране цивилизованного  бизнеса можно смело назвать 1997г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное его развитие является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.   

      Становление рыночной экономики в Казахстане ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К  предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах.

Информация о работе Виды предпринимательства