Виды предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя в Казахстане оно находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.
Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть
1. История возникновения и сущность предпринимательства……………….7
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности.………..7
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство»….10
2. Виды предпринимательства………………………………………………….18
2.1. Производственное предпринимательство……………………………….18
2.2. Коммерческое предпринимательство…………………………………….24
2.3. Финансовое предпринимательство……………………………………… ..28
3. Формирование предпринимательской деятельности в Республике
Казахстан………………………………………………………………………..30
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан...34
Заключение…………………………………………..…………………………… 40
Список использованной литературы……………..……………......................... 42
Приложения…………………………………………..…………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

     После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили свою деятельность на предприятиях и частных лицах, стремящихся обезопасить себя от различных форс – мажорных обстоятельств (непредвиденных обстоятельств, ведущих к банкротству предприятий или составляющих угрозу жизни частного лица). Не менее прибыльными на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компании. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкою акций прибыльных фирм. Холдинговыми (держательскими, от англ. слова hold – "держать") называют компании, владеющих контрольным пакетом акций других фирм. Холдингом может быть как промышленная или торговая корпорация, так и банк или страховая компания.

     Через систему участий в акционерном  капитале организуемых или контролируемых фирм холдинги имеют возможность диктовать своим дочерним фирмам такую стратегию развития, которая в максимальной степени соответствует, прежде всего, интересам самого холдинга.

     Пирамиду  разновидностей бизнеса венчают  гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК), среди которых известные автомобильные гиганты, как "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер" (США), "Тойота"(Япония), "Вольво"(Швеция), лидеры электронной промышленности "Ай-Би-Эм", "Моторола", "Диджитал"(США), "Хитачи", "Сони"(Япония), "Сименс"(Германия), уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании этого слова. ТНК – это практически бизнес – государства, для которых нет второстепенных вопросов ни в области финансового положения страны их базирования, ни в сфере государственной политики, ни в кругу проблем, стоящих в целом перед мировой экономикой. Не зря известный афоризм одного из основателей компании мира "Дженерал Моторс": "то, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо и для США" всё чаще перефразируется следующим образом: "Всё, что выгодно ТНК, хорошо для государства".

     1.2. Эволюция термина  «предприниматель» и

     «предпринимательство»

     Что же такое "предпринимательство" и кто такой "предприниматель"?

     Эти понятия впервые употребил английский экономист конца 17- начала 18 вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который определяют действительную стоимость экономических благ.

     Позже известный французский экономист конца 18 – начала 19 вв. Ж.Б. Сэй (1767- 1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство, и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

     К сожалению, надо отметить, что классики - основатели экономической науки не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А.Смит (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своём основном труде "исследование о природе и причинах богатства народов"(1776) А.Смит уделил внимание характеристики предпринимателя. Предприниматель, по мнению А.Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определённой коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.

     Книга А.Смита была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США. По мнению Р. Хайлбронера, Л.Тароу и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет большее историческое значение. Декларация, они считают, прозвучала как призыв к созданию общества, основанного на "жизни, свободе и стремлении к счастью". Труд А.Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.

     Всё участники рынка, пишет А.Смит, подгоняются стремлением "сделать деньги" для себя, улучшить свое положение. Каким же образом рыночное общество не позволяет заинтересованным только в выгоде, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Может ли на такой антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

     А.Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным механизмом рыночной системы – механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Итак, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

     Рынок выдает те товары, полагает А.Смит, который  желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А.Смит показал, что рыночная система – могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А.Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, представленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

     Д.Рикардо  видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйства. В основу экономической теории К.Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте – эксплуататоре.

     Лишь  на рубеже 19-20 вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

     Американский  экономист Дж.Б.Кларк (1847-1938) несколько видоизменил "триединую формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

    1. капитал;
    2. капитальные блага – средства производства и земля;
    3. деятельность предпринимателя;
    4. труд рабочего;

           При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля произведенной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту, предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату.

     Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 – 1950) в книге "Теория экономического развития", которая вышла в 1911г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществления новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент.

     По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих Фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.

     Предпринимательство органически связано с экономической  свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги "Предпринимательство – это свобода", следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативность, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору.

     Свободное общество признаёт эти права не только потому, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности.

     Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться  на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

     Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без необходимости произвольного вмешательства властей, диктата более сильного или фаворитизма режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях экономической демократии, которую осуществляет общество посредством рынка. С этим вполне можно согласиться.

     Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие "предпринимательство" шире понятия "управленческая деятельность", с другой, эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю.

     Основное качество менеджера – способность "внести организованность в неструктурированную организацию" – далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю – новатору приходит хороший управляющий – менеджер.

     Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних  условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них - собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

     Вплотную  к понятию "предприниматель" примыкает  понятие "предпринимательство". Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказания услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

     Интересно проследить эволюцию терминов "предприниматель" (в средние века – антрепренер) и "предпринимательство".

    • 1725г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.
    • 1579г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
    • 1876г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
    • 1934г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.
    • 1961г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
    • 1964г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.
    • 1975г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально- экономические механизмы. Действуя в условиях умеренного риска, он несёт полную ответственность за возможную неудачу.
    • 1985г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего- то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это всё необходимое время и силы, берёт на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Информация о работе Виды предпринимательства