Венчурное предпринимательство как новая форма инвестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:27, контрольная работа

Описание

Цель работы - рассмотреть экономическое понятие венчурного предпринимательства, для этого необходимо выявить его сущность, формы, особенности на современном этапе, а также его роль в развитии национальной экономики.

Содержание

Введение

1. Венчурное предпринимательство как новая форма инвестирования. Понятие и сущность венчурного предпринимательства

2. Венчурное предпринимательство в России и его особенности.

2.1 Создание венчурных фондов

2.2 Формы венчурных фирм

3. Проблемы становления венчурного сектора в российском малом предпринимательстве

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

предпринимательская деятельность реферат - копия.doc

— 24.91 Кб (Скачать документ)

Затем наступает новая стадия, носящая название "hands-on management" или "hands-on support". Представитель венчурного фонда входит в состав Совета директоров компании и принимает участие в разработке судьбоносных решений.

Заключительная стадия процесса инвестирования состоит в выходе компании на биржу, иными словами преобразование ее из закрытой частной фирмы в открытую акционерную компанию ("exit"). Критерием успеха является увеличение стоимости компании в несколько раз в течение 5-7 лет с момента инвестирования. 

2.2 Формы венчурных фирм

В России существуют две организационные формы венчурных фирм: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий.

Инвесторы имеют право на соответствующее получение прибыли финансируемой фирмы; средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 35 лет, чтобы убедиться в перспективности вложений; активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой, так как он лично заинтересован в успехе венчурного предприятия, поэтому рисковые инвесторы часто не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие консультативные и прочие деловые услуги венчурной фирме, но при этом не вмешиваются в оперативное руководство ее деятельностью. Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей.

При отборе идей, на базе которых может быть создан «рисковый» наукоемкий проект, обязательно учитываются два момента: во-первых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т. е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций. Во-вторых, при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%.

Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка «молния», кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое. В США венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях в производстве полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта.

В некоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» или управляющим, оказывающим свои услуги фонду.

Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию, обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частные лица, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер могут рассчитывать на так называемый «carried interest» - процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. В случае создания ограниченного партнерства основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения. Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства. 
 
 

3. Проблемы становления венчурного сектора в российском малом предпринимательстве.

Для формирования венчурного сектора промышленности требуется создать много экономических предпосылок, но, по крайней мере, три из них абсолютно необходимы. Это во-первых, средства инвестирования (венчурный капитал), во-вторых, компании, привлекательные для инвестирования и, наконец, ликвидность инвестиций.

В настоящее время в России действует 20 венчурных фондов, у которых под управлением находится около 2 млрд. долларов США. Примерно 25 % от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долларов должны быть инвестированы в ближайшее время.

Внешне ситуация выглядит вполне удовлетворительно, однако если ее проанализировать глубже, то она представляется уже не такой благополучной. В течение последних нескольких лет в России не было образовано ни одного нового венчурного фонда; более того, все организационные изменения, которые претерпевали управляющие компании, не привели к увеличению капиталов под их управлением. Если в странах с развитой венчурной индустрией около 50 % венчурного капитала имеет национальное происхождение, (причем в тех западных странах, где венчурное инвестирование стало развиваться недавно, национальный капитал значительно превалирует), то в России в венчурной индустрии национального капитала просто нет, что существенно тормозит ее развитие.

Так, в Великобритании на национальный капитал приходится 55%, на зарубежный - 45%, в Финляндии - 86,9 и 13,1% соответственно, в России - 0 и 100%. Если проанализировать, кто инвестирует в венчурные фонды Европы и России, то мы увидим, что это совершенно разные инвесторы.

В России реально существуют два основных инвестора - ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития) и Правительство США. В странах ЕС более 50 % инвестиций в венчурные фонды поступает из банков и пенсионных фондов; далее идут страховые компании, крупные компании, частные лица и государственные органы.

В России же пенсионным фондам юридически разрешено инвестировать только в недвижимость, банковские депозиты, акции квотируемых предприятий, государственные ценные бумаги. Венчурные фонды не входят в этот перечень.

В связи с исчезновением или сокращением многих финансовых рынков, страховые компании и банки испытывают в последнее время давление свободных денежных средств, но относятся к прямым инвестициям через венчурные фонды с большой осторожностью, так как венчурное инвестирование в России еще не получило широкой известности и практического распространения, а механизмы его реализации юридически не разработаны.

Таким образом, меры государственной поддержки венчурного инвестирования должны быть направлены на совершенствование законодательной базы, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции и определяла механизм их реализации.

Кроме того, на совершенствование своих изделий и технологий (т.е. НИОКР) малые компании тратят относительно своего оборота примерно в 6 раз больше, чем крупные предприятия. Таким образом, для венчурного инвестора именно малые и средние предприятия являются идеальными объектами инвестирования, т. к. рост стоимости этих компаний, а значит и заработки инвесторов адекватны тому риску, который инвестор на себя принимает.

Проблема заключается в том, что снижается средняя численность работающих на одном предприятии, вместо динамичного развития предприятий наблюдается их стагнация. Возможно и такое объяснение - уход малого бизнеса в теневую экономику.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, на предприятиях малого бизнеса реальная занятость выше, чем официально зафиксировано, на 70%, реальный фонд заработной платы выше на 90%, оборот занижен на 70%. До 50% МСП не имеют государственной регистрации. По существующей системе налогообложения малые предприятия не доплачивают в бюджет 60 % - 70 % от сумм, которые они должны платить.

Имеющиеся ограничения по числу сотрудников в определении малых предприятий заставляют руководителей компаний либо усложнять структуру предприятия, деля его на несколько компаний, либо извращать официальную отчетность. И то, и другое не способствует получению инвестиций. Второе требование приводит к тому, что малые предприятия после получения инвестиций сразу же не могут рассматриваться как малые.

Излишнее бюрократическое давление ощущает на себе весь российский бизнес. Однако, если Газпром или Лукойл его выдерживают, то малое предприятие просто погибает под напором организаций, которые на основании своих внутриведомственных инструкций могут закрыть любое МП. Если предприятие проверяется одним из контролирующих органов раз в три года, то с учетом числа проверяющих это означает, что фирму проверяют ежемесячно. Частые проверки не столько улучшают положение вещей, сколько являются дополнительным источником дохода для бюрократии разных уровней и ведомств. Зарегистрировать предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, в России - месяцы.

Еще один аспект негативного вмешательства государства в дела компаний - это ряд положений Постановления Правительства РФ о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении. Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке: НИОКР, закупка нового оборудования, расходы по продвижению товара на рынок - не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

Венчурные инвесторы преимущественно инвестируют в молодые быстрорастущие малые и средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета, что вызывает недоумение, т. к. приобретение акций компании даже с оборотом 10 -15 млн. долларов США никоим образом не ограничивает конкуренцию в отрасли и не может создать предпосылки для монополизации какого-либо сегмента российской экономики.

С другой стороны, Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства вопиюще халатно относится к серьезнейшим нарушениям равных условий конкуренции - основного правила развития рынка.

Прежде всего, это невыполнение закона о банкротстве - вместо закрытия неэффективно действующих предприятий и оказания содействия молодым и работоспособным структурам, крупным «советским» предприятиям постоянно оказывается помощь - скрытая в виде налоговых послаблений и снижения цен на энергоносители или явная в виде финансовых вливаний.

Это приводит к тому, что потенциально эффективные производства, которые исправно пополняют бюджет и за все платят по рыночным ценам, не только не могут развиваться, но иногда погибают, т. к. они не в состоянии конкурировать с предприятиями, которые не платят налоги, имеют ценовые льготы и значительно устойчивее к бюрократическому прессу. Другая сторона этой проблемы - государственные заказы, доступ к которым фактически закрыт для МСП. Тендеры по госзаказам проводятся недобросовестно: либо информация о них недоступна, либо результаты тендера заранее предопределены.

Отсутствие равных условий конкуренции - еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии в России. Более того, Россия могла бы увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

Итак, очевидна необходимость изменения формального определения малого предприятия в РФ. Государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, сколько тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Меры государственной поддержки должны содержать действия, направленные на:

- ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в т.ч. и в учетную политику);

- снижение налогового бремени;

- фискальная политика должна быть ориентирована на стимулирование и развитие бизнеса;

- предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы (в т.ч. и в области НИОКР);

- принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.

В чем преимущества инвестиций в Россию? Россия - это развитая страна с многочисленным, образованным населением и значительным научным потенциалом. Она располагает всем необходимым, чтобы превратиться в крупнейший рынок сбыта технологичных продуктов, соответствующих мировым стандартам, а также стать крупным разработчиком новых технологий. 

Россия располагает огромными запасами нефти, угля, газа, минералов, металлов и древесины. Она является самым крупным поставщиком металлических ископаемых, а по запасам никеля занимает первое место в мире. По оценкам экспертов, объем топливных запасов в России сегодня составляет 25% от мирового уровня.

Информация о работе Венчурное предпринимательство как новая форма инвестирования