Венчурное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономика и предпринимательство
1.1. Экономические и социологические теории предпринимательства
1.2. Понятие и сущность предпринимательства
1.3. Виды и формы предпринимательства
Глава 2. Рисковое (венчурное) предпринимательство
2.1. Понятие рискового (венчурного) предпринимательства и его роль в экономике
2.2. Механизм создания венчурных фирм. Плюсы и минусы венчурного предпринимательства
2.3. Современное состояние венчурного рынка России: проблемы и пути решения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Глава 1. Экономика и предпринимательство

     1.1. Экономические и социологические  теории предпринимательства

     1.2. Понятие и сущность предпринимательства

     1.3. Виды и формы предпринимательства

     Глава 2. Рисковое (венчурное) предпринимательство

     2.1. Понятие рискового (венчурного)  предпринимательства и его роль  в экономике

     2.2. Механизм создания венчурных  фирм. Плюсы и минусы венчурного  предпринимательства

     2.3. Современное состояние венчурного  рынка России: проблемы и пути  решения

     Заключение

     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

      Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной  собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные  предприниматели близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

      В современных условиях и предприниматели, непосредственно выступающие инициаторами новых проектов, и крупные промышленные компании, и государство отчетливо осознают, что отказ от инвестиций в освоение нововведений означал бы на практике, куда большие финансовые потери. Поэтому они идут по пути создания экономических механизмов, которые, с одной стороны, содействовали бы внедрению в производство новейших достижений НТП, а с другой – позволяли бы сводить к минимуму финансовый риск отдельных инвесторов.

      Одним из таких механизмов является рисковое (венчурное) финансирование нововведений. Венчурный механизм сыграл важную роль в реализации многих крупнейших нововведений в различных областях деятельности.

      Венчурный бизнес – вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Этот вид бизнеса связан с большим риском, поэтому венчурный бизнес часто называют рисковым.

      Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние  частные предприятия без предоставления ими какого - либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами – физическими или юридическими лицами. 
 
 

      Глава 1. Экономика и предпринимательство.

      1.1. Экономические и  социологические  теории предпринимательства

      Первым, кто стал изучать предпринимателя  как ключевую фигуру социально-экономической  системы, является Р. Кантильон, который  фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.

      Важное  место в создании теории предпринимательства  сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.

      Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.

      С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя  и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.

      Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».

      По  мнению В. Зомбарта, предприниматель  оценивается по своему успеху. Иметь  успех, значит опередить других, стать  больше, чем другие. Предпринимателя  характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.

      Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский  ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что  предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

      Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал  понятие «предпринимательство»  как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель  – человек, который затрачивает  на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

      Исследования  предпринимательства в современной  России опираются на основные достижения мировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.  

      1.2. Понятие и сущность  предпринимательства

      Предпринимательство как процесс включает поиск новых  идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

      Предпринимательство представляет собой свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами – кредиторами.

      Предпринимательство – это принципиально новый  тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Предпринимательство – это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха.

      Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, "доводить" до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

      Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия – это: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки: избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

      На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, величина заемных  средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

      Всем  этим занимается множество разнообразных  организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции.

      Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут  меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

      Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

      В процессе исторического развития в  способы ведения предпринимательской  деятельности включались все новые  формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом.

      Предпринимательская деятельность – по законодательству Российской Федерации – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В Российской Федерации регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

      Предпринимательство как процесс включает поиск новых  идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

      Основная  функция предпринимательства в  России должна состоять в том, чтобы  производить, "доводить" до конкретных потребителей товары, услуги, работы и  получать за это материальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

      На  всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. 

Информация о работе Венчурное предпринимательство