Учения о предпринимательстве 18-20 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:25, реферат

Описание

На наш взгляд, новое цивилизованное предпринимательство должно иметь социальную ответственность, которая состоит в том, чтобы своей деятельностью не способствовать обострению социальных противоречий, не усиливать такие неизбежные негативные последствия рыночной экономики, как нарастание безработицы, бедности, дискриминации в сфере занятости и оплаты труда, загрязнение окружающей среды и т.п. Как показывает современная практика, именно в этих областях новое российское предпринимательство пока мало себя проявило, и именно в таком направлении должна развиваться его социальная деятельность.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII—XIX вв.
2. Выводы из учения классиков экономической теории о предпринимательстве
3. Развитие учения о предпринимательстве в XX в.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Пензенская ГСХА»

Кафедра: «Предпринимательство и право» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: 

Учения  о предпринимательстве 

XVIII – XX в. 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат выполнил:

Студентка 541 группы

Данилина  И.В.

Реферат проверил:

 Колганова  Н.В. 
 

Пенза, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 Введение

  1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII—XIX вв.
  2. Выводы из учения классиков экономической теории о предпринимательстве
  3. Развитие учения о предпринимательстве в XX в.

Заключение

Список  литературы

 

Введение 

     Важнейшей предпосылкой продвижения экономики  по общецивилизованному пути является развитие и совершенствование предпринимательства как особого вида хозяйственной деятельности. Российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Более того, предпринимательство является предпосылкой инновационного типа экономического роста, который базируется на предпринимательской инициативе в сфере научно-технической и организационно-экономической деятельности.

     Предпринимательство, концентрируя в себе наиболее характерные  свойства рыночных отношений, выступает  движущей силой жизнедеятельности  и развития рыночной экономики. Содействуя росту общественного благосостояния, создавая условия для реализации экономических интересов, способностей, талантов людей, предпринимательство способствует также национальному единению, возрождению национального самосознания.

     Предпринимательство, будучи явлением, чрезвычайно богатым по содержанию и многосторонним, заслуженно привлекает внимание ряда различных научных направлений. Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного времени активно занималась теорией и практикой предпринимательства. Изучение проблемы развития и сущности предпринимательства в России возродилось в 90-х гг. ХХ в., к сожалению, в

советский период ни теоретики, ни практики не уделяли  должного внимания этой теме.

     На  сегодняшний день еще не сложилась  общепринятая экономическая теория отечественного предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.  

  1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII—XIX вв.
 

     Анализ  учений классиков экономической  мысли в XVIII— XIX вв. позволяет сделать  один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко исследуется в XX столетии, особенно во второй его половине.

     Рассмотрим  точки зрения отдельных ученых-экономистов  на сущность предпринимательства и предпринимателей. По мнению Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает. Как утверждают Хизрич и Питере, первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска (1725 г.). Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

     Значительный  вклад в разработку теории предпринимательства  внес А Смит (1723—1790 гг.). В классическом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика —это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуумов. А. Смит считал, что труд есть истинный источник богатств. Он разработал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйства, утверждал, что помещение капитала в стране наиболее благоприятно для национального благополучия, особенно при капитализации прибыли в отрасли материального производства.

     Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить заговор против покупателей или принять какое-нибудь соглашение для повышения цен. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях. А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, поскольку «правительства — всегда и без исключения величайшие расточители...». Но невмешательство государства у А. Смита является общим принципом, а не абсолютным правилом, поэтому государство должно устанавливать размер процента, стоимость (минимальную) банковских акций и др. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий, полагая, что «потребление — единственный конец и единственная цель всякого производства...».

     А. Смит — первый из ученых-экономистов  наиболее комплексно исследовал вопросы  предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в  середине XVIII в. Важное значение для  развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах.

     Интерес представляет мнение Ж. Бодо (1797 г.) о  том, что предприниматель — это  лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот  человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.

     Значительный  вклад в становление теории предпринимательства  внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767—1832), который, изучив фундаментальный  труд А. Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет со страниц экономической теории». Он разработал теорию трех факторов производства (земля, труд, капитал), которые являются источником богатства общества. Согласно этой теории в создании стоимости продукта (товара) равноправно участвуют труд, земля и капитал (отождествляемый со средствами производства), которые соответственно и являются источниками богатства общества — заработной платы, ренты и прибыли. Сэй рассматривал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя — промышленный предприниматель. По его мнению, именно промышленники, а не капиталист в собственном смысле слова, не земледелец или рабочий, «почти всегда пассивный», ведут производство и господствуют в области распределения богатства. «Значительное влияние на распределение богатств, — пишет Сэй, — оказывает способность индустриальных предпринимателей. В одной и той же области промышленности предприниматель — умный, деятельный, человек знаний и порядка — приобретает богатство, между тем как другой, не одаренный такими же качествами или натолкнувшийся на неблагоприятные обстоятельства, разоряется».

     Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это, считает он, экономический  агент, который комбинирует факторы  производства, «перетаскивает» ресурсы  из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов. По мнению Сэя, человек, капиталы и земля поставляют то, что он называет производительными услугами. Вынесенные на рынок, эти услуги обмениваются в форме заработной платы, процента и ренты. На рынке существует спрос на эти услуги со стороны промышленных предпринимателей (фабрикантов, земледельцев, негоциантов), которые комбинируют производительные услуги с целью производства товаров и удовлетворения спроса на продукты (товары), предъявляемого потребителями. По мнению Сэя, предприниматель стоит в центре классической концепции распределения богатств. «Предприниматели — пишет он, — являются лишь, так сказать, посредниками, ищущими необходимые производительные услуги для изготовления продукта в меру спроса на него». Но из этого следует, что предпринимателями являются те субъекты, которые используют (приобретают) производительные услуги для производства и реализации продуктов в соответствии со спросом на них. Спрос на производительные услуги и является «одним из оснований ценности этих услуг» для предпринимателей. «С другой стороны, агенты производств, люди и вещи, земля, капиталы или промышленники в большей или в меньшей степени, по разным соображениям предлагают свои услуги...» для конкретных потребителей. Благодаря предпринимателю ценность продуктов распределяется между «различными производительными услугами», а различные услуги распределяются между потребителями сообразно их потребностям.

     Сэй, как и А. Смит, был сторонником  свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, особенно И. Шумпетера, П. Друкера и др.

     Попытаемся  сформулировать краткие выводы из учений классиков экономических теорий, имеющих решающее значение для развития современного российского предпринимательства, выбрав из множества точек зрения наиболее значимые (существенные). 

  1. Выводы  из учения классиков экономической  теории о предпринимательстве
 

     Важнейшее значение для развития современного предпринимательства имел вывод  ученых-экономистов XVIII—XIX вв. о том, что предприниматель — это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного капитала (дела), собственнические функции с личным производительным трудом.

     Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям с учетом спроса — можно рассматривать как основы общеэкономической функции предпринимательства.

     Особенно важно для российских предпринимателей, сотни миллиардов долларов которых «уплывают» за границу, положение классиков о необходимости капитализации прибыли в национальную экономику как непременном условии экономического роста. Не менее актуально и определение предпринимателя как хозяйствующего субъекта, принимающего на себя все виды рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления предпринимательской деятельности и прежде всего из-за неопределенности исхода этой деятельности.

     Таким образом, классики экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств предпринимательства — рисковый характер этой деятельности. Поэтому, чтобы добиться успехов при реализации предпринимательских проектов, необходимо научиться предвидеть риск и заранее разработать меры по предупреждению его последствий. Вот почему столь важно мнение ученых о том, что добиться успехов в предпринимательской деятельности может индивидуум, обладающий необходимыми знаниями. Ученые-классики предупреждают, что предпринимательского успеха могут добиться только специалисты в определенной отрасли экономики, люди знающие, умные, деятельные, дисциплинированные, обладающие личностными качествами, которые позволяют справляться с неизбежно возникающими неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. умеющие преодолевать сопротивление окружающей среды (особенно внешней, которая зачастую бывает по отношению к предпринимателям весьма агрессивной).

     В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной  функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. В связи с этим большое значение приобретают указания ученых о развитии конкуренции предпринимателей, о необходимости ограничения монополистической деятельности, а также вмешательства государства в свободную предпринимательскую деятельность, о роли таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др. 

Информация о работе Учения о предпринимательстве 18-20 в