Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является: усвоение необходимого объема знаний о законодательстве, регулирующем деятельность субъектов предпринимательства, различать виды и процесс осуществления деятельности
Задачами курсовой работы являются:
1) Изучить общетеоретические основы понятия и виды субъектов предпринимательства, правовой статус предпринимателя, понятие субъекта малого предпринимательства, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
2) Провести по результатам социологического исследования анализ современного состояния малого предпринимательства в Республике Татарстан, а также выявить проблемы и тенденции их развития;
3) Показать на примере нефтедобывающей компании ЗАО «Татех» современный уровень развития в положение юридического лица и проблем требующих решения.
4) Изложить вывод и разработать предложения по совершенствованию предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…....5
1.1 . Физические лица − субъекты предпринимательства……………....5
1.2. Юридические лица − субъекты предпринимательства…………..…....... 7
1.3. Права и обязанности предпринимателей………………………….…..... 10
Глава 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ………………….14
2.1. Условия ведения бизнеса……………………………….………………....15
2.2. Проблемы и планы предпринимателей………….………………..….......21
Глава 3.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…..………………………26
3.1. Предпринимательская деятельность генерального директора ЗАО «Татех» в качестве юридического лица..………………………………..……26
3.2. Перспективы развития ЗАО «Татех»………..…….……………….…….16
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..……28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Субъекты предпринимательской деятельности понятие виды и характеристика.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

     После перехода на единый налог на вмененный доход, по мнению 28,7% опрошенных в 2004 году, сумма уплаченных ими налогов стала меньше, 19,6% респондентов считают, что стали платить больше, 51,7% опрошенных не находят изменений в этой области. Динамика числа ответивших на данный вопрос в период обследований 2001-2004гг. носит неустойчивый характер. При этом количество респондентов, свидетельствующих об уменьшении налоговых сумм варьируется от 24% до 47%, об увеличении - от 9% до 24%. Стабильно около половины предпринимателей не ощущают на себе влияния налоговых нововведений. (Рис. 3)

     Рис. 3

     Оценка  респондентами изменения условий  налогообложения для своего предприятия  после перехода на единый налог на вмененный доход, % 

 

     По  поручению Президента России Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса, в котором разработан специальный режим применения единого налога на вмененный доход. Первый вариант -8% налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников). Второй вариант - 20% налог с чистой прибыли (все доходы минус расходы, связанные с извлечением этой прибыли). [6, с. 19]

     Мнения  предпринимателей на вопрос о предпочтении одного из вышеуказанных вариантов налогообложения разделились поровну, с незначительным перевесом (в 2004 году на 2 процентах пункта) в сторону 20% налога с чистой прибыли. При этом предпочтение 8% налогу с выручки отдают предприниматели, занятые на транспорте (70,6%). В сфере торговли и общественного питания картина обратная: 71,4% считают наиболее приемлемым 20% налог с чистой прибыли. Предприниматели сферы материального производства (промышленность, строительство) показал и одинаковое отношение к обоим вариантам налогообложения.

     В результате налоговых нововведений по оценкам предпринимателей механизм представления отчетности органам  государственной власти существенно  не упростился. В обследовании 2004 года, в среднем по предложенной номенклатуре органов власти, 1/3 респондентов заявила об упрощении процедуры отчетности, оставшиеся 2/3 признают механизм предоставления отчетности неизменным. Наибольшие оценки об упрощении отчетное™ (35,4%) высказаны относительно налоговой инспекции. Опрос 2001 года носит более оптимистичный характер и насчитывает около половины положительных оценок. Неизменной в плане сложности предоставления отчетов в 2001-2004гг. отмечается ситуация по отчетности Татарстанстату и фонду социального страхования. [6, с. 19]

     Производственные  площади и вопросы аренды. Следующая проблема, стоящая на сегодняшний день перед предпринимателями республики - нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2001-2004гг. не снижается: если в 2001 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2004 году - 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь, по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств, и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, предпринимателей-промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (30%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно-складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.

     Однако  результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем  аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение  аренды не подают. Остальные - высказывают недовольство существующими условиями аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены.

     По  данным опросов 2001-2004гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2004 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие годы. Наличие желающих арендовать объекты менее, чем на год, в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, с другой - о мобильности и динамичности предпринимательских действий. [6, с. 19]

 

      2.2. Проблемы и  планы предпринимателей 

     Отмеченный  в ходе обследования 2004 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.

     По  результатам обследований 2001-2004гг. особо насущными проблемами для  предпринимателей традиционно являются недостаток финансовых средств (17,5% а 2004г.), высокий уровень налогообложения (15,8%), неплатежеспособность потребителей (11,7%), отсутствие рекламы (7,5%), сложности со сбытом продукции (7,4%), юридическая незащищенность (5,6%), а также многие другие, представленные на Рис. 4.

     Рис. 4

     Наиболее  значимые проблемы предпринимательства  в 2004 году, количество ответивших в % от числа опрошенных 

недостаток  финансовых средств высокий уровень  налогообложения неплатежеспособность потребителей отсутствие рекламы своей  деятельности затруднения со сбытом продукции

недостаток  квалифицированных кадров трудности  с получением кредита

     уменьшение  спроса на продукцию юридическая  незащищенность

      недостаток  информации о рынке 

     При этом актуальность одних проблем  из года в год нарастает, других - снижается, однако основная их масса остается неизменной.

     Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:

     − недостаток финансовых средств;

     − отсутствие рекламы своей деятельности;

     − уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию.

     Ослабление остроты проблемы наблюдается по критериям:

     − высокий уровень налогообложения;

     − юридическая незащищенность;

     − поиск инвесторов. [6, с. 20]

     Помимо  социально-экономических проблем, представители  малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. А именно, существуют разногласия с предприятиями коммунальных служб в плане оказания услуг, а также с органами, выдающими сертификаты и лицензии. Так, данные исследования 2004 года показывают, что с коммунальными предприятиями проблемные ситуации возникают достаточно редко. В частности, о наличии трений с ГТС сообщили только 5,3% опрошенных (в 2003г.-8,4%), с предприятиями электросети - 5% (в 2003г. -4,2%). Чаще противоречия возникают в контактах с учреждениями, ведающими вопросами лицензирования (14%), отвода земли (9,7%), сертификации (10,1%). В целом, по сравнению с обследованиями предыдущих лет, взаимодействие предпринимателей с выше указанными службами стало менее проблемным.

     В процессе своей деятельности предприниматели нередко подвергаются проверке со стороны контролирующих органов. Около 2/3 респондентов отметили, что за последние полгода их предприятие подвергалось проверке до 5 раз. Наиболее часто осуществляется контроль финансовой деятельности (49% респондентов), качества товаров и услуг (31%), организации охраны труда (24,4%). Причем давление органов, контролирующих финансовую деятельность предприятий, по сравнению с предыдущими обследованиями усилилось. [6, с. 20]

     Данные  обследования позволяют сделать  вывод, что предприниматели настроены оптимистично и на ближайшее будущее планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности.* В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования it технологий, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Данный разброс мнений сохраняется с периода проведения первого обследования 2001 года. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.

     Деятельность  в малом бизнесе нередко сопряжена  с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из одним из способов эго оценки является самооценка настроения. Обследование 2004 года показало, что 60,8% респондентов имеют ровное, хорошее настроение, 6,2% - отличное настроение. Каждый шестой из опрошенных испытывает напряжение, тоску и страх, в предыдущем году каждый четвертый. Образ жизни, избранный предпринимателями, в той или иной мере устраивает около 3/4 респондентов, что также несколько выше, чем в предыдущем обследовании. В целом общественно-психологический климат для развития малого бизнеса в республике в настоящее время вполне благоприятный, и, судя по результатам опросов, за последние годы он до некоторой степени улучшился. [6, с. 20]

     Материальное  положение своих семей предприниматели  оценивают всегда субъективно - у  каждого свой стандарт. Но, тем не менее, почти каждый второй представитель  малого бизнеса определяет его как "очень хорошее" или "хорошее" (58,6%), каждый восьмой - как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2001-2004гг. сократилось в 2 раза. В перспективе, повышение материального благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.

     Таким образом, результаты социологических исследований проблем предпринимательства в 2001-2004гг. позволяют сделать следующие выводы:

     −наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства;

     −ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания;

     −отмечается низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законопроектах и нововведениях, (на уровне 50%);

     −более 80% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием;

     −в результате налоговых нововведений несколько упростился механизм предоставления отчетности в налоговую инспекцию;

     −по-прежнему, S респондентов ощущает нехватку производственных площадей;

     −наблюдается ослабление остроты проблем налогообложения, юридической незащищенности, поиска инвесторов при усилении актуальности недостатка финансовых ресурсов, сложностей с рекламой своей деятельности, уменьшением спроса на продукцию;

     −становится менее проблемным взаимодействие предпринимателей с коммунальными службами и органами лицензирования;

     −в планы предпринимателей на ближайшее будущее входит развитие своего основного вида деятельности, поиск новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции, создание новых рабочих мест;

     −общественно-психологический климат для развития малого бизнеса вполне благоприятный. [6, с. 20]

 

      Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ

     ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

     3.1. Предпринимательская деятельность генерального директора ЗАО «Татех» в качестве юридического лица 

     Датой основания ЗАО "ТАТЕХ" считается 1990 год, когда было подписано учредительное  соглашение о создании советско-американского  совместного предприятия "ТАТЕХ". В ноябре 1997 года оно было преобразовано в закрытое акционерное общество. Учредителями выступили ОАО 'Татнефть" и корпорация "Текс-нефть" (штат Техас, США).

     Основными направлениями деятельности нового предприятия были определены: улавливание  легких фракций углеводородов, выделяющихся из открытых резервуаров с нефтью и нефтепродуктами (УЛФ); разработка нефтяных месторождений; инженерное, техническое и технологическое обеспечение проводки горизонтальных стволов скважин; комплексная система по стимуляции работы скважин. Таким образом 'ТАТЕХ" стал важной составляющей осуществлявшейся в 1990-е годы республиканской политики модернизации и инновационных внедрений в области нефтедобычи. Впоследствии комплекс этих мер был рекомендован Российским министерством топлива и энергетики для других районов нефтедобычи. Кстати, ЗАО 'ТАТЕХ" имеет лицензию и выполняет монтаж, наладку, эксплуатацию и ремонт установок УЛФ на всей территории Российской Федерации. [7, с. 56]

Информация о работе Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды и характеристика