Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:23, реферат
По мнению ряда ученых, занимающихся изучением экономики, в 21 веке одним их важных условий по устойчивому развитию пищевой промышленности является разработка и приведение в действие эффективной инновационной политики, главной целью которой должно стать внедрение новых технологий, изобретений, форм управления производством и организацией труда, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики государство принимает самое непосредственное участие в организации инновационной деятельности.
1. Специфика  НТП пищевой промышленности………………………..……….3
2. Диверсификация  производства, принципы и экономическое  значение……9
3. Олигополистическая  координация в отрасли……………………………….20
4. Особенности  развития пищевой промышленности  в России…………...…22
Список используемой литературы………………………………………….…. 28
    Рассматриваемые 
вопросы не претендуют на бесспорность. 
Необходимо обратить внимание, во-первых, 
на их актуальность. Необходимо перейти 
от изучения зарубежного опыта и проверки 
академических гипотез к разработке и 
экспериментальной проверке русскоязычных 
программ диверсификации отечественных 
предприятий. Субъекты рыночных отношений 
пока не владеют методами управления набором 
видов деятельности, и диверсификационный 
портфель формируется методом проб и ошибок. 
Во-вторых, стратегия диверсификации является 
важным средством реструктуризации экономики 
и повышения ее конкурентоспособности. 
Поиск направлений структурной перестройки 
гораздо выгоднее осуществлять путем 
оценки инвестиций в отрасли экономики 
и сферы предпринимательской деятельности, 
которые обладают потенциалом высокоэффективной 
диверсификации производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Олигополистическая 
координация в отрасли 
    Олигополия 
представляет собой рыночную структуру, 
при которой в отрасли 
Следует отметить, что рыночная модель олигополии охватывает большую область, которая простирается между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Так, если 3-4 фирмы охватывают по крайней мере 70 % рынка, то уже можно характеризовать отрасль как олигополию. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм.
    Основные 
причины возникновения 
    Для 
обоснования возникновения 
    В 
условиях олигополии фирмам присуще 
такое поведение, которое можно 
охарактеризовать как олигополистическая 
взаимозависимость и 
Характерной особенностью олигополии является высокая степень взаимозависимости и координации действий, поскольку число предприятий в отрасли настолько ограниченно, что каждое из них при принятии решений по ценам и объему производства вынуждено принимать во внимание реакцию конкурентов.
    При 
скоординированном поведении 
    Нескоординированное 
поведение одной фирмы может 
привести при их небольшом количестве 
в отрасли к ценовой войне и постепенному 
вытеснению конкурентов из олигополистической 
отрасли. Такое поведение, правда, может 
себе позволить не всякая фирма. Если доля 
фирмы составляет треть рынка, то ответная 
реакция скоординировавших свои действия 
остальных фирм приведет к ее же вытеснению 
из отрасли. Поэтому такую стратегию может 
осуществлять только ведущая фирма, которая 
контролирует больше чем половину рынка. 
Взаимосвязь и координация в олигополии 
очень тесно связаны с политикой ценообразования. 
 
 
 
 
4. Особенности 
развития пищевой 
Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции они занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию – третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.
    В 
настоящее время в ней 
    Пищевая 
промышленность обладает целым рядом 
специфических особенностей, в числе 
которых наиболее выражена жёсткая 
конкуренция с зарубежными 
Вхождение пищевой и перерабатывающей промышленности в рыночные реформы в 90-е годы было сложным и трудным в связи с просчетами в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствием государственной поддержки в самом начале осуществления экономических реформ и практического опыта работы у предприятий пищевой промышленности в условиях рыночных отношений. Производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, упало почти вдвое, снизилось инвестирование средств на развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей. Преодолев спад производства, имевший место с 1991 по 1998 год, промышленность с 1999 г. начала устойчиво наращивать производство продукции, как в целом, так и по основным видам продовольствия.
За период с 2001 по 2007 год рост индекса промышленного производства в целом по годам колебался в пределах 4% - 8 %. В 2007 г. он составил 6,1 % (в 2006 г. – 5,4 %). По сравнению с 2000 г. этот показатель вырос на 50,9%.
Согласно данным Росстата прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла в 2007 г. уровня 103,9 млрд. руб. или на 24,5% больше, чем в 2006 году. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) составил 10,5% против 8,8% в предыдущем году. В целом предприятиями промышленности было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 2223 млрд. руб. с темпом роста 128,6% к 2006 году. Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий и организаций от общего их количества увеличился с 65,2% в 2006 г. до 71,6% в 2007 году.
В 2007 г. предприятия пищевой промышленности работали устойчиво, продолжался процесс наращивания объемов производства основных видов продукции. Так, по сравнению с 2006 г. производство мяса и субпродуктов 1 категории увеличилось на 14,6%, колбасных изделий на 7%, мясных полуфабрикатов на 9%, цельномолочной продукции на 0,2%, масла животного на 2,5%, сыров жирных на 3,1%, сахара-песка на 4%, кондитерских изделий на 4,3%, плодоовощных консервов на 24,9%, продуктов из картофеля на 25,2%, быстрозамороженной плодоовощной продукции на 19,9%, маргариновой продукции на 14,4%, майонеза на 10,1%, чая натурального на 2,9%, кофе натурального на 5,1%, крупы на 3,1%, безалкогольных напитков на 13,8%, минеральных вод на 15,3%, пива на 15,9%, вин виноградных на 8,8%, вин шампанских на 40,4%, вин плодовых на 10,3%, коньяков на 24,9%, водки и ликеро-водочных изделий на 9,9 % и других.
За последние 7 лет отмечено существенное улучшение в состоянии питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов – увеличена доля мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Так, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 45 кг в 2000 г. до 58 кг в 2006 г., молока и молокопродуктов с 215 до 239 кг, овощей и бахчевых с 86 до 106 кг, фруктов и ягод с 34 до51 кг.
В то же время среднедушевое потребление таких важнейших продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения.
В последние годы в стране разработаны и внедрены в производство сотни новых видов продуктов питания, в том числе обогащенных микронутриентами. На предприятиях пищевой промышленности внедрено более 1200 новых технологических процессов. Скоординированность действий учреждений медицинского профиля и производителей пищевой продукции обеспечила возможность разработки и внедрения более 350 новых видов специализированных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, а также для детей дошкольного и школьного возрастов, которые вырабатываются из специально подобранного сырья с обогащением витаминами, микроэлементами и пищевыми волокнами.
В тоже время, по данным Минздравсоцразвития России, проблема обеспеченности населения микронутриентами остается не решенной. Питание большинства взрослого населения остается нерациональным из-за высокого потребления жира животного происхождения и простых углеводов при недостатке в рационах овощей и фруктов.
В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности пищевой продукции будет оставаться не только безопасность, гарантируемая сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности.
Для формирования требований к качеству и безопасности продукции, а также в целях охраны окружающей среды, жизни и здоровья человека и животных 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с законом с 1 июля 2003 года в стране осуществляется реформирование старой системы регулирования и создается новая система технического законодательства путем снятия излишних административных барьеров. Основной целью закона являются обязательные требования к безопасности продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Динамичному развитию отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности способствует реализация одобренных в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации Основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 годы, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, Стратегии развития агропромышленного комплекса и рыболовства, разработанной Минсельхозом России в 2005 г., приоритетного национального проекта «Развитие АПК», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов протоколом № 2 от 21 декабря 2005 г.
    Система 
государственной поддержки АПК 
последовательно 
    Ежегодно 
в федеральном бюджете 
Продолжает совершенствоваться работа по обеспечению предприятий АПК продукцией машиностроения на условиях лизинга. Лизинговая система поставок техники и племенного скота развивается с 2002 года и осуществляется государственной компанией ОАО «Росагролизинг».
    Шире 
и активней стали применяться 
защитные меры отечественных