Специфика НТП пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:23, реферат

Описание

По мнению ряда ученых, занимающихся изучением экономики, в 21 веке одним их важных условий по устойчивому развитию пищевой промышленности является разработка и приведение в действие эффективной инновационной политики, главной целью которой должно стать внедрение новых технологий, изобретений, форм управления производством и организацией труда, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики государство принимает самое непосредственное участие в организации инновационной деятельности.

Содержание

1. Специфика НТП пищевой промышленности………………………..……….3
2. Диверсификация производства, принципы и экономическое значение……9
3. Олигополистическая координация в отрасли……………………………….20
4. Особенности развития пищевой промышленности в России…………...…22
Список используемой литературы………………………………………….…. 28

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

    Рассматриваемые вопросы не претендуют на бесспорность. Необходимо обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночных отношений пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Олигополистическая координация в отрасли 

    Олигополия  представляет собой рыночную структуру, при которой в отрасли функционирует  ограниченное число крупных предприятий, а вхождение в отрасль ограничено высокими барьерами. Олигополия возникает в отраслях, производящих как стандартизованные продукты (медь, алюминий, сахар), так и дифференцированные товары (автомобильная,  табачная, ликеро-водочная, пивоваренная и др.).

    Следует отметить, что рыночная модель олигополии охватывает большую область, которая простирается между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Так, если 3-4 фирмы охватывают по крайней мере 70 % рынка, то уже можно характеризовать отрасль как олигополию. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную  часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм.

    Основные  причины возникновения олигополии кроются в эффекте масштаба производства и наличия барьеров для вступления в отрасль. Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.

    Для обоснования возникновения олигополии следует рассмотреть также эффект слияния. Причин слияния несколько. Важнейшей из них выступает тот факт, что объединение конкурирующих фирм может существенно увеличить их долю на рынке, а возникшей новой крупной фирме добиться большего эффекта масштаба производства. Второй важной причиной слияния является рыночная власть, в результате чего повышается способность контролировать цену и рынок своей продукции. Третьей причиной слияния, приводящей к укрупнению фирмы, является возможность получения преимущества крупного покупателя материально — технических ресурсов по более низким ценам.

    В условиях олигополии фирмам присуще  такое поведение, которое можно  охарактеризовать как олигополистическая взаимозависимость и координация. В условиях ограниченной величины спроса и когда рынок делят несколько крупных предприятий, результат деятельности каждого из них будет зависеть, во-первых, от предпринятых каждым предприятием действий и от того, как на эти действия прореагируют конкуренты - олигополистическая взаимозависимость. В результате в условиях олигополии предприятия, планируя свои действия на рынке, должны предполагать возможные действия конкурентов и заранее пытаться приспособиться к ним – олигополистическая координация. Это приводит к тому, что предприятия, не договариваясь между собой, действуют и поступают таким образом, как если бы они договорились и заключили тайное соглашение.

    Характерной особенностью олигополии является высокая  степень взаимозависимости и  координации действий, поскольку  число предприятий в отрасли  настолько ограниченно, что каждое из них при принятии решений по ценам и объему производства вынуждено принимать во внимание реакцию конкурентов.

    При скоординированном поведении фирмы - олигополисты учитывают и согласовывают  рыночную стратегию и тактику. Речь идет о разделе рынка, о единой ценовой политике, образовании картелей, негласных соглашений или может быть простом следовании за ценовым лидером. Скоординированное поведение олигополии приближает ее к чистой монополии.

    Нескоординированное поведение одной фирмы может  привести при их небольшом количестве в отрасли к ценовой войне и постепенному вытеснению конкурентов из олигополистической отрасли. Такое поведение, правда, может себе позволить не всякая фирма. Если доля фирмы составляет треть рынка, то ответная реакция скоординировавших свои действия остальных фирм приведет к ее же вытеснению из отрасли. Поэтому такую стратегию может осуществлять только ведущая фирма, которая контролирует больше чем половину рынка. Взаимосвязь и координация в олигополии очень тесно связаны с политикой ценообразования. 
 
 
 
 

4. Особенности  развития пищевой промышленности  в России 

    Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания  в объемах и ассортименте, достаточных  для формирования правильного и  сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции они занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию – третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.

    В настоящее время в ней насчитывается  более 30 отраслей, объединяющих 61,3 тысяч  организаций, осуществляющих производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака. В промышленности трудится более 1,4 млн. человек. Преобладающими формами собственности являются частная и смешанная, на долю которых приходится более 91% объема пищевой промышленной продукции.

    Пищевая промышленность обладает целым рядом  специфических особенностей, в числе  которых наиболее выражена жёсткая  конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок её продукции обладает высокой ёмкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций.

    Вхождение пищевой и перерабатывающей промышленности в рыночные реформы в 90-е годы было сложным и трудным в связи с просчетами в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствием государственной поддержки в самом начале осуществления экономических реформ и практического опыта работы у предприятий пищевой промышленности в условиях рыночных отношений. Производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, упало почти вдвое, снизилось инвестирование средств на развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей. Преодолев спад производства, имевший место с 1991 по 1998 год, промышленность с 1999 г. начала устойчиво наращивать производство продукции, как в целом, так и по основным видам продовольствия.

    За  период с 2001 по 2007 год рост индекса промышленного производства в целом по годам колебался в пределах 4% - 8 %. В 2007 г. он составил 6,1 % (в 2006 г. – 5,4 %). По сравнению с 2000 г. этот показатель вырос на 50,9%.

    Согласно  данным Росстата прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла в 2007 г. уровня 103,9 млрд. руб. или на 24,5% больше, чем в 2006 году. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) составил 10,5% против 8,8% в предыдущем году. В целом предприятиями промышленности было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 2223 млрд. руб. с темпом роста 128,6% к 2006 году. Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий и организаций от общего их количества увеличился с 65,2% в 2006 г. до 71,6% в 2007 году.

    В 2007 г. предприятия пищевой промышленности работали устойчиво, продолжался процесс наращивания объемов производства основных видов продукции. Так, по сравнению с 2006 г. производство мяса и субпродуктов 1 категории увеличилось на 14,6%, колбасных изделий на 7%, мясных полуфабрикатов на 9%, цельномолочной продукции на 0,2%, масла животного на 2,5%, сыров жирных на 3,1%, сахара-песка на 4%, кондитерских изделий на 4,3%, плодоовощных консервов на 24,9%, продуктов из картофеля на 25,2%, быстрозамороженной плодоовощной продукции на 19,9%, маргариновой продукции на 14,4%, майонеза на 10,1%, чая натурального на 2,9%, кофе натурального на 5,1%, крупы на 3,1%, безалкогольных напитков на 13,8%, минеральных вод на 15,3%, пива на 15,9%, вин виноградных на 8,8%, вин шампанских на 40,4%, вин плодовых на 10,3%, коньяков на 24,9%, водки и ликеро-водочных изделий на 9,9 % и других.

    За  последние 7 лет отмечено существенное улучшение в состоянии питания  населения за счет изменения структуры  потребления пищевых продуктов  – увеличена доля мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Так, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 45 кг в 2000 г. до 58 кг в 2006 г., молока и молокопродуктов с 215 до 239 кг, овощей и бахчевых с 86 до 106 кг, фруктов и ягод с 34 до51 кг.

    В то же время среднедушевое потребление таких важнейших продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения.

    В последние годы в стране разработаны  и внедрены в производство сотни  новых видов продуктов питания, в том числе обогащенных микронутриентами. На предприятиях пищевой промышленности внедрено более 1200 новых технологических процессов. Скоординированность действий учреждений медицинского профиля и производителей пищевой продукции обеспечила возможность разработки и внедрения более 350 новых видов специализированных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, а также для детей дошкольного и школьного возрастов, которые вырабатываются из специально подобранного сырья с обогащением витаминами, микроэлементами и пищевыми волокнами.

    В тоже время, по данным Минздравсоцразвития  России, проблема обеспеченности населения  микронутриентами остается не решенной. Питание большинства взрослого  населения остается нерациональным из-за высокого потребления жира животного происхождения и простых углеводов при недостатке в рационах овощей и фруктов.

    В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении  конкурентоспособности пищевой  продукции будет оставаться не только безопасность, гарантируемая сегодня  государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности.

    Для формирования требований к качеству и безопасности продукции, а также  в целях охраны окружающей среды, жизни и здоровья человека и животных 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный  закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с законом с 1 июля 2003 года в стране осуществляется реформирование старой системы регулирования и создается новая система технического законодательства путем снятия излишних административных барьеров. Основной целью закона являются обязательные требования к безопасности продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    Динамичному развитию отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности способствует реализация одобренных в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации Основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 годы, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, Стратегии развития агропромышленного комплекса и рыболовства, разработанной Минсельхозом России в 2005 г., приоритетного национального проекта «Развитие АПК», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов протоколом № 2 от 21 декабря 2005 г.

    Система государственной поддержки АПК  последовательно совершенствуется. Сформирована государственная финансово-кредитная  система обслуживания АПК. Шесть лет назад был создан Россельхозбанк, который сегодня представлен отделениями практически во всех субъектах Российской Федерации. Во многих регионах создана сеть филиалов на районном уровне. По объемам кредитных ресурсов, предоставляемых товаропроизводителям АПК, банк занимает первое место и входит в десятку крупнейших банков России.

    Ежегодно  в федеральном бюджете предусматриваются  расходы на субсидирование процентных ставок по краткосрочным, среднесрочным  и долгосрочным кредитам, привлекаемым организациями АПК в российских банках, в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России и 95% ставки по кредитам, привлекаемым личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Эта схема повысила доступность кредитных ресурсов.

    Продолжает  совершенствоваться работа по обеспечению  предприятий АПК продукцией машиностроения на условиях лизинга. Лизинговая система  поставок техники и племенного скота  развивается с 2002 года и осуществляется государственной компанией ОАО «Росагролизинг».

    Шире  и активней стали применяться  защитные меры отечественных товаропроизводителей путем введения соответствующих  квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов. Последовательно проводится государственно-таможенная политика в части снижения ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты, не производимые или в недостаточных количествах производимые в России, а также некоторые виды технологического оборудования, не имеющие аналогов в России.

Информация о работе Специфика НТП пищевой промышленности