Социально-психологический образ предпринимателя в психологических теориях предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 23:20, доклад

Описание

Основной составляющей образа предпринимателя является его личность.
В зарубежной психологической науке личность предпринимателя, являясь предметом науки, рассматривается с позиций двух подходов – психодинамического и социодинамического. О

Работа состоит из  1 файл

6-1.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)

Социально-психологический  образ предпринимателя  в психологических  теориях предпринимательства 

Карпова О.А. 

Бирская государственная  социально-психологическая  академия 

Основной  составляющей образа предпринимателя  является его личность.

В зарубежной психологической науке личность предпринимателя, являясь предметом науки, рассматривается с позиций двух подходов – психодинамического и социодинамического. Отличительная особенность этих подходов заключается в рассмотрении объекта исследования с точки зрения преобладания или взаимодействия двух факторов – интрапсихологических и ситуативных.

Исследования  предпринимательства в отечественной  психологии опираются на психологическую  теорию деятельности и представлены тремя основными блоками рассматриваемых  вопросов. Первый блок представлен изучением социокультурных, этнопсихологических, мотивационных аспектов предпринимательской деятельности. Второй блок – труды, в которых предпринимательство рассматривается как вид деятельности. Третий блок исследований отечественных ученых посвящен характеристике индивидуально-личностных особенностей предпринимателя, созданию некоего «типа предпринимателя».

Рассмотрим  основные положения психодинамического и социодинамического подхода  зарубежной психологии, а также характеристики индивидуально-личностных особенностей предпринимателя в отечественных исследованиях для создания социально-психологического образа предпринимателя. [Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000. – С. 85.]

В рамках психодинамического подхода к анализу  личности предпринимателя имеются  списки психологических характеристик, входящих в «предпринимательский личностный профиль». В число характеристик  личностного профиля предпринимателя наиболее часто включают характеристики: мотивация достижения, интернальный локус контроля, склонность к риску, ценностные ориентации, инновативность.

Мотивация достижения рассматривается как  неотъемлемое свойство (атрибут) предпринимателя, где сконцентрированы свойства личности предпринимателя как целого [Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000 270с., Ю.В.Щербатых. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.]. Предполагается, что характеристика данного образования и степень его выраженности отображают уровень предпринимательской направленности личности в целом. Исследования в русле концепции  достижения идут по трем направлениям анализа характера связи потребности достижения и показателей предпринимательской деятельности:

  1. Анализ связи уровня мотивации достижения и степени успешности, выживаемости бизнеса;
  2. Установление связи уровня мотивации достижения и вероятности открытия бизнеса;
  3. Изучение зависимости степени инновативности и других предпринимательских характеристик от уровня мотивации достижения.

Хотя  имеется большое количество исследований мотивации достижения, но не получено однозначных результатов. Это связано с концептуальной неясностью понятия мотивации достижения и методической неточностью проективной техники измерения. А.Н. Чиликин в своем социально-психологическом исследовании основ развития предпринимательства в реальном секторе экономики предлагает устранение данных недостатков путем решения задачи установления подлинных побудительных сил человеческого поведения, которая состоит в поиске связей, существующих между структурными компонентами целостной мотивационной системы, включающей в себя не только традиционно выделяемую потребностную сферу, но и систему смыслов «Я», самосознания личности.

В многочисленных исследованиях предпринимательства, осуществленных в рамках теории локуса контроля Д.Роттера, подтверждается гипотеза об интернальном типе локуса контроля у предпринимателей. Однако существует ряд исследований локуса контроля у предпринимателей, результаты которых не однозначны. В связи с эти некоторыми исследователями была выдвинула гипотеза о том, что высокая мотивация достижения и интернальный локус контроля не столько характеристики предпринимателя как такового, сколько показатели успешности и не успешности в предпринимательской деятельности, впрочем, как и в любой другой профессиональной деятельности.

Неоднозначность результатов исследования локуса контроля, как и мотивации достижения и других личностных черт личности предпринимателя, свидетельствует о тщетности попыток выявления универсального профиля личности предпринимателя. По-видимому, это невозможно вне культурного и личностно-смыслового контекста.

Не увенчавшиеся успехом попытки выявления универсального предпринимательского профиля, взгляд исследователей был обращен к  анализу специфики системы предпринимательских  ценностей, который ознаменовал  возврат к истокам анализа  предпринимательства, начатый М.Вебером. Система ценностей, некоторыми исследованиями изучения ценностных ориентаций предпринимателей, рассматривается как ключевой момент для понимания предпринимательского поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в их ценностных структурах.

Традиционно приписываемые предпринимателю  ценности Р.Хизрич считает свойственными  для успешного человека вообще, в  том числе и успешному предпринимателю. Исследования показывают, что попытки изучения ценностной структуры предпринимателей осуществлялись либо на уровне идеологии бизнеса (в ее узкокультурном смысле) в контексте организационной культуры, либо на самом широком уровне общечеловеческих ценностей. (в интерпретации М.Рокича). тем самым большинство исследователей ценностей предпринимательства не смогли избежать повторения  теории «черт» в своем стремлении к обобщениям, основанным на специфической черте, в данном случае – на универсальной ценности.

Во многих публикациях и исследованиях  склонность к риску рассматривается  как неотъемлемое свойство личности предпринимателя. Однако по данному вопросу имеются противоречивые результаты. Причина, по-видимому, кроется в сложности понятия «риск», в существовании различных его видов, аспектов и компонентов.

Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Инновативность  мышления является особенностью когнитивного стиля результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками.

Сторонники  социодинамического подхода считают, что первостепенную роль при формировании потенциального предпринимателя играют не психологические особенности, а социальное окружение личности и в качестве элементов организации личности рассматривают особенности взаимодействия личности и социума, а именно: социальные установки, роли, стратегии, паттерны поведения.

Некоторые зарубежные исследователи личности предпринимателя считают, что необходимо отказаться от поиска универсальных психологических характеристик предпринимателя, а те, которые уже выделены, следует относить к характеристикам успешности в любой профессиональной деятельности. К примеру, Р.Хизрич говорит о том что не существует такой вещи, как типичный предпринимательский профиль. Предпринимателями не рождаются: они развиваются. Он, среди факторов, которые значимо отличают предпринимателя от остальной популяции, выделяет: семейное окружение в детстве, образование, опыт работы, возраст и личные ценности. Перенося акцент с исследований психологических черт на социально-психологические и социоэкономические факторы, Р.Хизрич считает, что ключевым моментом в формировании предпринимательской направленности личности является социальное научение через усвоение ролевых моделей предпринимательского поведения еще в детском возрасте.

Еще одним  примером реализации социодинамического подхода является концепция «предпринимательского события» А.Шапиро и Л.Сокол. В качестве объекта исследования в данной концепции рассматриваются не психологические характеристики личности предпринимателя, а целостные паттерны предпринимательского поведения. «Событие» выступает как зависимая переменная, тогда как индивид или группа, которые осуществляют его, становится независимой переменной, действующей в определенном социальном, экономическом, политическом и культурном контексте. Эта концепция при анализе любого предпринимательского события рассматривает два основных вопроса: что повлияло на отказ от предыдущего жизненного пути и почему среди множества вариантов был выбран именно этот.

Превращение в предпринимателя – результат  взаимодействия ситуационных и культурных факторов, утверждают Шапиро и Сокол  и подчеркивают, что предпринимательство следует рассматривать как процесс детерминированный многими факторами, ни один из которых сам по себе не может объяснить результат процесса: набор факторов является необходимым, но ни один из них не достаточен.

Российскому предпринимательству всего лишь около двадцати лет. Оно как социальный класс оформилось в 90-е гг ХХ в. Наметились главные тенденции и отличительные черты в описании социального портрета российского предпринимателя (Б.В.Головачев, Л.Б.Косова, О.В.Перепелкин, Ж.М.Грищенко, Л.Г.Новикова, И.П.Лапша, В.В.Радаев, А.И.Чирикова и др.).

В последнее  время социальной психологии все  большее внимание уделяют характеристикам  начинающих предпринимателей, основывающих «свое» дело. Оказывается, что основатель своего дела может преодолеть внешние препятствия на пути развития предприятия и пренебречь будущими трудностями. Он склонен осуществлять некоторые уникальные функции, которые весьма существенны для первых шагов деловой активности. Так успешный предприниматель в России способен:

  • Удерживать тревожность, просчитывать риск;
  • Дело для предпринимателя – не самодовлеющая цель, но и некоторая ценность;
  • Занимая более прочные позиции, чем менеджер, основатель может пойти на больший риск, в зависимости от своих личностных ориентаций, быть нацеленным на нововведения.

По психологическим  параметрам он скорее инноватор, чем  адаптер. [Чиликин А.Н. Социально-психологические  основы развития предпринимательства  в реальном секторе экономике: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000. – С. 141.]

В наибольшей степени в предпринимательской  деятельности реализуются организаторские  способности, деловитость и предприимчивость, а также потребность иметь  близких по духу сотрудников.

В.Г.Смольков выражает мнение о том, что предпринимательство  требует от человека, занимающегося им, определенных качеств как любая профессиональная деятельность, основанная на необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и смекалки, а также широте мышления и познания. Всё это объединяется понятиями предпринимательских дух, предпринимательский менталитет, предпринимательская культура. [Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. – 1994. - №2. – С 15-22.]

Характеризуя  личность предпринимателя, важно отметить, что предприниматель – это человек с высокой сопротивляемостью фрустрации и внешнему давлению; он обладает относительно «узким» кругозором, но это позволяет ему ярче обеспечивать пути быстрого достижения цели. Часто он приходит к заключенному решению без поиска серьезных обоснований средств и логической объективности.

Говоря  об отечественных предпринимателях, следует отметить, что они ориентированы  на западный стиль деловых отношений. Но в реальном поведении они часто демонстрируют патриархальные традиции. Это сказывается прежде всего в стиле работы с персоналом.

Социопортрет  российского предпринимателя по мнению В.Д.Попова, необходимо дополнить  фактором совести, т.к. фактор совести, нравственности занимает особое, определяющее место в структуре личности отечественного руководителя. Об этом свидетельствует не только наша философия, но и народные обычаи, нравы. Совесть в России всегда сопрягалась с правдой. [Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка. // Психологический журнал. – 1994. – Т15. - №5. – С. 30-43.]

Правда  и совесть, как один из механизмов мотивации предпринимателя, носит скрытый характер, но его результаты наблюдаемы и очевидны. Совесть – критерий действия некоторых российских предпринимателей. Сегодня идет трудная борьба совести с потребностью накопления капитала, как считает В.Д.Попов. Процесс этот протекает очень сложно, и исход его будет зависеть во многом от личностных особенностей.

Личность  российского предпринимателя –  многогранна, неординарна, непредсказуема. Ей характерно стремление к самосовершенствованию и самореализации. Поэтому, несмотря на многочисленные трудности большинство из них уверены в правильности жизненного выбора.

Информация о работе Социально-психологический образ предпринимателя в психологических теориях предпринимательства