Российское предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности1.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды, основания и способы реорганизации субъектов предпринимательского права 4
2. Понятие, виды, основания ликвидации субъектов предпринимательского права 14
3. Порядок осуществления ликвидации. Этапы ликвидационного процесса 20
4. Практическое задание 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Контрольная рос пред право.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Присоединение. При проведении реорганизации в данной форме одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу, прекращая при этом свое существование8.

Порядок реорганизации в  форме присоединения во многом схож с реорганизацией путем слияния. Прежде всего заключается договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. В соответствии с п. 8.5.4 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при присоединении должен определять число акций присоединяемого юридического лица, которые конвертируются в одну акцию присоединяющего юридического лица.

Затем совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

Конвертация акций присоединенного  акционерного общества может осуществляться либо в акции, ранее выкупленные акционерным обществом у акционеров, либо в его дополнительные акции (п. 8.5.2 Стандартов эмиссии).

В случае если договором  присоединения определена конвертация  акций присоединяемого общества в дополнительные акции присоединяющего общества, уполномоченный орган присоединяющего общества должен принять решение об увеличении уставного капитала. Таким органом является общее собрание акционеров или совет директоров, в зависимости от того, какой орган наделен такими полномочиями уставом. Соответственно, если такими полномочиями наделен совет директоров, решение об увеличении уставного капитала принимается им одновременно с принятием решения о созыве общего собрания акционеров для принятия ряда вышеуказанных решений.

Стандарты эмиссии  содержат (п. 8.5.5) обязательные требования к решению об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций: таким решением должны быть определены число размещаемых дополнительных обыкновенных акций каждого типа в пределах числа объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций — конвертация, коэффициент конвертации. Следует помнить, что в соответствии с п. 8.5.3 Стандартов эмиссии государственная регистрация дополнительного выпуска акций осуществляется до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.

После проведения указанных  выше мероприятий совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решения о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация считается завершенной с момента  внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Изменения в устав присоединяющего общества придется вносить и после завершения процедуры присоединения — в соответствии с п. 8.5.7 Стандартов эмиссии после государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций (отчет должен быть утвержден предварительно советом директоров) в устав присоединяющего общества вносятся изменения, связанные с увеличением его уставного капитала на номинальную стоимость

размещенных дополнительных акций, увеличением числа размещенных  акций и уменьшением числа  объявленных акций.

Преобразование. Под реорганизацией путем преобразования необходимо понимать изменение юридическим лицом своей организационно-правовой формы, означающее прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового. Исходя из понятия преобразования, к нему не относится смена вида акционерного общества — с закрытого на открытое, и наоборот.

В силу п. 1 ст. 20 Закона об АО акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а по единогласному решению всех акционеров — в некоммерческое партнерство. Как и в отношении других форм реорганизации, Стандарты эмиссии содержат нормы, отражающие специфику эмиссии акций при преобразовании (раздел 8.8).

При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и  обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Порядок государственной  регистрации юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, определен в Законе о регистрации юридических лиц. Так, в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица представляются следующие документы: заявление; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации; договор о слиянии; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

При реорганизации  юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган по месту нахождения присоединяющего юридического лица представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт.

Нередки случаи, когда место нахождения юридических  лиц, создаваемых путем реорганизации либо прекращающих деятельность в результате реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемых юридических лиц. С целью упорядочения процедуры государственной регистрации в таких случаях постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 (в ред. постановления от 30 декабря 2005 г. № 847) утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Так, данным постановлением определено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц; путем присоединения — по месту нахождения присоединяющего юридического лица. Постановление устанавливает очередность действий регистрирующих органов при проведении процедуры реорганизации в той или иной форме. Например, при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в результате присоединения налоговый орган по месту нахождения присоединяющего юридического лица принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, затем вносит в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в реестре сведений о присоединяющем юридическом лице, после чего сообщает о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в налоговый орган по месту нахождения последнего, выдает заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в реестр.

 

 

2. Понятие, виды, основания ликвидации субъектов предпринимательского права

 

Ликвидация  юридического лица является легальной  формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным  видам юридических лиц: Федеральном  законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"9, Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований  и порядка ликвидации могут устанавливаться  для субъектов, обладающих специальным  правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"10 определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"11.

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических  лиц, содержатся в НК РФ12. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование  ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок  принятия решений о ликвидации федеральных  государственных унитарных предприятий  отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"13.

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. К возможным причинам добровольной ликвидации, перечисленным в ст. 61 ГК РФ, можно добавить и нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в  случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти  нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"14, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"15, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"16 и т.д. При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на общие, применимые к любому субъекту предпринимательства (например, осуществление деятельности, запрещенной законом), и специальные, предназначенные для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным  в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Закон о регистрации в  ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд  с требованием о ликвидации, относятся  Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Таким образом, ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

Основанием для добровольного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя является принятие им решения о прекращении такой деятельности. Для прекращения своего статуса индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины. В данном случае государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Российское предпринимательское право