Российское предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности1.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды, основания и способы реорганизации субъектов предпринимательского права 4
2. Понятие, виды, основания ликвидации субъектов предпринимательского права 14
3. Порядок осуществления ликвидации. Этапы ликвидационного процесса 20
4. Практическое задание 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Контрольная рос пред право.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

1. Понятие, виды, основания  и способы реорганизации субъектов  предпринимательского права                                                                                     4

2. Понятие, виды, основания ликвидации субъектов предпринимательского права                                                                                                                            14

3. Порядок осуществления ликвидации. Этапы ликвидационного процесса      20

4. Практическое задание                                                                                           29

Заключение                                                                                                                38

Список использованной литературы                                                                       41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности1.

Государство, муниципальные  образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую  деятельность - не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия.

Вместе с  тем государство, муниципальные  образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются  им, например, в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки  недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. Продажа имущества РФ возложена на Российский фонд федерального имущества, передача в аренду - на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В литературе весьма распространена точка зрения, что государство - Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя таким образом имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающей в их деятельности является хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей2.

1. Понятие, виды, основания и способы реорганизации субъектов предпринимательского права

 

Гражданское законодательство не содержит понятия реорганизации, перечисляя лишь отдельные ее виды — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК)3. В науке реорганизация традиционно рассматривается в качестве одного из способов прекращения юридического лица, наряду с ликвидацией. Однако не все способы реорганизации сопровождаются прекращением реорганизуемого юридического лица — сказанное касается таких способов, как выделение и присоединение (в последнем случае ст. 57 рассматривает в качестве реорганизуемого юридического лица присоединяющее, а не присоединяемое юридическое лицо). В этой ситуации реорганизацию следует рассматривать не только как способ прекращения юридического лица, но и как изменение в отдельных случаях его правового статуса, осуществляемое в предусмотренных законом формах и сопровождающееся правопреемством, т. е. переходом прав и обязанностей от одного субъекта другому4.

Надо различать добровольную и принудительную реорганизацию. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей юридического лица или органа, уполномоченного учредительными документами. В качестве такого органа в хозяйственных обществах, производственных кооперативах выступает общее собрание участников; в унитарных предприятиях решение о реорганизации принимает учредитель.

Принудительная  реорганизация законодательством предусматривается в отношении организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и возможна только для двух форм — разделения и выделения. Отличительной чертой процедуры реорганизации является возникновение правопреемства5. Гражданский кодекс содержит важные положения, позволяющие как установить правопреемника, так и исключить ту ситуацию, когда в отношении отдельных прав и обязанностей правопреемник не сможет быть установлен. В силу ст. 58 и 59 ГК при проведении реорганизации составляется передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение), которые должны содержать данные о правопреемниках по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Однако отсутствие в конкретном случае данных о правопреемнике по соответствующему обязательству еще не означает, что правопреемника нет. Пунктом 3 ст. 60 ГК предусмотрено, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Видимо, по оплошности законодателя из текста этой статьи выпало указание на передаточный акт; полагаем, что в силу аналогии закона (ст. 6 ГК) данную норму можно распространить и на случаи отсутствия в передаточном акте сведений о правопреемстве по отдельным обязательствам6.

Наряду с  указанной нормой, направленной на защиту интересов кредиторов, Гражданский кодекс содержит положение об обязательном письменном извещении кредиторов реорганизуемого юридического лица, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Нацеленность приведенной нормы на защиту интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица очевидна — ведь после реорганизации имущественное положение должника может существенно измениться, и не в лучшую для кредиторов сторону; у него вероятно появление новых кредиторов, в то время как имущественный актив может уменьшиться. В связи с этим законодатель обоснованно предоставляет кредиторам право прервать отношения с должником и потребовать возмещения убытков, возникших в результате прекращения (досрочного исполнения) обязательства.

В то же время  возможность реализации данного  права кредитором при реорганизации  в форме присоединения проблематична. Дело в том, что Гражданский кодекс (п. 4 ст. 57), как отмечалось выше, рассматривает в качестве реорганизуемого присоединяющее юридическое лицо, а не присоединяемое. Поэтому, следуя буквальному смыслу закона, рассматриваемое право принадлежит лишь кредиторам присоединяющей организации. Вместе с тем значение данной гарантии ничуть не в меньшей степени проявляется и для кредиторов присоединяемого юридического лица, которое прекращает свое существование. С учетом этого в ст. 57 ГК целесообразно внести изменения, которые позволили бы рассматривать в качестве реорганизуемого также и присоединяемое юридическое лицо.

При проведении процедуры реорганизации необходимо учитывать положения не только Гражданского кодекса, законодательства о государственной  регистрации юридических лиц, но и нормы законов об отдельных видах юридических лиц, устанавливающих дополнительные правила и условия, — ст. 51—56 Закона об ООО, ст. 15—20 Закон об АО, ст. 29—34 Закона об унитарных предприятиях. В отношении акционерных обществ применяются также нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области регулирования рынка ценных бумаг7.

Последовательность действий при проведении процедуры реорганизации  субъекта предпринимательства выглядит следующим образом (рассмотрим ее на примере акционерных обществ, в  которых процедура реорганизации представляется наиболее сложной).

Слияние. При проведении реорганизации в данной форме из нескольких юридических лиц образуется одно юридическое лицо, а реорганизуемые юридические лица прекращают при этом свое существование.

Прежде всего общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 2 ст. 16 Закона об АО). В силу п. 8.4.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при слиянии должен определять число акций каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну акцию образуемого в результате слияния юридического лица (коэффициент конвертации). На данном этапе важнейшая роль отводится единоличному исполнительному органу общества, который, проведя предварительные переговоры, подписывает договор о слиянии. В случае разногласий между акционерами и единоличным исполнительным органом в части определения необходимости реорганизации или условий ее проведения акционерам придется в первую очередь решать вопрос о замене руководителя общества, поскольку механизма проведения процедуры реорганизации в обход участия в этом процессе единоличного исполнительного органа законодательство не содержит.

Далее необходимо организовать заседания советов директоров сливающихся обществ, которые затем выносят на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта. Таким образом, для вынесения этих вопросов на решение общего собрания акционеров необходима единая позиция руководителя общества и совета директоров.

Следующим шагом  после проведения общего собрания акционеров каждого из участвующих в слиянии  обществ является созыв и проведение совместного общего собрания акционеров этих обществ, на котором производится образование органов вновь возникающего общества. Оформленные документы затем представляются на государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица.

При слиянии  обществ все права и обязанности  каждого из них переходят к вновь возникшему обществу по передаточному акту.

Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Разделение. При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица образуется несколько юридических лиц, а реорганизуемое юридическое лицо прекращает при этом свое существование.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона об АО совет директоров реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации общества в форме разделения, порядке и условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса. В соответствии с п. 8.6.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций, предусматриваемый решением о разделении, должен определять количество акций разделяемого юридического лица, которые конвертируются в одну акцию каждого юридического лица, создаваемого в результате разделения.

После проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества и принятия всех необходимых решений организуются общие собрания акционеров (правильнее сказать — будущих акционеров) каждого вновь создаваемого общества, принимающие решения об утверждении устава и образовании органов.

Все вышеуказанные решения  должен предварительно принять, прежде всего сам совет директоров, который впоследствии выносит эти вопросы на окончательное разрешение общего собрания акционеров. Отсюда следует, что в отличие от слияния важнейшая роль при проведении разделении общества принадлежит совету директоров, а не руководителю.

При разделении общества все  его права и обязанности переходят  к двум или нескольким вновь создаваемым  обществам в соответствии с разделительным балансом.

Реорганизация юридического лица в форме разделения считается  завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Выделение. При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, но реорганизуемое юридическое лицо не прекращает при этом своего существования.

Порядок выделения во многом схож с процедурой разделения. Однако то обстоятельство, что реорганизуемое общество в данном случае не прекращает своего существования, накладывает отпечаток на способ размещения акций вновь создаваемого общества (обществ). Согласно ст. 19 Закона об АО и п. 8.7.1 Стандартов эмиссии размещение акций вновь создаваемого общества происходит не только путем конвертации (это единственный способ размещения акций при слиянии, присоединении, разделении), но и путем распределения акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, а также приобретения акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.

Решение об утверждении устава и образовании органов вновь создаваемого общества принимается на общем собрании его будущих акционеров. Если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества (как правило, на том же заседании, на котором было принято решение о реорганизации).

При выделении из состава  общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества по разделительном балансу.

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается  завершенной с момента государственной  регистрации последнего из вновь  возникших юридических лиц.

Информация о работе Российское предпринимательское право