Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание

Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава I Теоретические аспекты деятельности современного педагога…………………………………………………..
4
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности……………………….. 4
1.2. Стиль педагогической деятельности………………………………………... 7
1.3. Психологические требования к личности современного учителя………… 9
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения…………………………..
14
2.1 Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования……………………………………………………………..
14
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога…………………………………………………………..
15
Заключение…………………………………………………………………….
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа в ППс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

       Какой труд учителя можно считать профессионально  компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность – это те компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела.Профессиональная  деятельность школьного учителя  за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение  профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы. Формирование  информационной культуры учителя –  залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения  качества образования. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

  1. знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
  2. умениями и навыками применения средств  и методов обработки и анализа  информации в различных видах  деятельности;
  3. умением использовать современные  информационные технологии в образовательной  деятельности;
  4. мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

       Конструирование урока с использованием новых  информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой  степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

       Предполагается, что компетентность интегрирует  в себе 3 аспекта:

  • когнитивный (знания);
  • операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности);
  • аксиологический (наличие определенных ценностей).

       Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.

       Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности

       Под информационной понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему с целью построения личностно- ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс. В условиях развивающейся информационной образовательной среды образования осуществляется интенсификация всех уровней  учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых  информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

       Ключевой  фигурой информационной образовательной  среды является преподаватель. Именно он решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства НИТ в учебном процессе.

       Сегодня очевидно, что учитель, действующий  в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

       Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям: владеть основами работы на компьютере, а также  иметь доступ к информационному  образовательному пространству и уметь  его использовать; работать  с мультимедийными программами; знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

       В настоящее время в системе  образования сложились основные направления применения в учебном  процессе новых информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов, повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

       Использование универсальных информационных программ и средств информатики в процессе обучения: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим.

       Информатизация  учебного процесса на современном этапе  выдвигает задачу перехода к новым  педагогическим технологиям и прогрессивным  методам образования. В связи с этим важнейшими задачами совершенствования учебного процесса являются как повышение информационной культуры преподавателей, как следствие повышение уровня образования и учащихся, так и проблемы адаптации информационных технологий в сфере образования, разработки единых стандартов при создании программных продуктов.. Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники – основа всех учебных программ нового поколения. Основным тормозом на пути внедрения этих программ является методическая практика, существующее содержание учебных курсов, закрытая учебная архитектура. Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы, новыми регламентами работы школы. Нужна последовательная образовательная политика, позволяющая каждому работнику школы осознать себя участником планомерных долгосрочных изменений образовательного процесса.

       Сегодня особенно необходимы практические образцы, демонстрирующие:

  • естественную интеграцию в учебном процессе доступных в учебных учреждениях новых информационных технологий;
  • переход преподавателей к сознательному использованию всего богатства потенциально доступных методических и информационных средств;
  • повышение качества образовательной работы, использование всех преимуществ существующей образовательной системы, решение состоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем.

       Для использования средств ИКТ в  своей деятельности учитель должен:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  • владеть методами анализа и синтеза, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

       НИТ предоставляют новые инструменты  для сбора, хранения, обработки, представления данных и коммуникации. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

       Высокий образовательный потенциал современных  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже не требует специальных доказательств. Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации, в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает преподавателю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу.       

        
  
  
  
  

       Заключение     

       Теоретический анализ педагогической литературы показал, что на современном этапе развития образования к деятельности преподавателя предъявляются новые требования. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В связи с новыми требованиями у современного преподавателя появляются новые задачи и связанные с ними проблемы.

       В педагогической науке инновационная  деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического  опыта при помощи сравнения и  изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики. 

       Инновационная педагогическая деятельность может  осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях.

       Ведущей формой инновационной деятельности выступает опытно-эспериментальная работа.Нельзя забывать, что существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Целеобразование осуществляется только с опорой на диагностику личностного развития обущающего.

       Другой  особенностью инновационной педагогической деятельности является при наличии доминирующего, выражающего ценностные ориентации как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми.  
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. М., 2009. – 356 с.
  2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2006
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений, 2010
  4. И.А. Зимняя, Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2006. – 384 с.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2008.-247 с.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2007 — 400 с.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
  8. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. проф. Козырева В.А. и проф. Радионовой Н.Ф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
  9. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.:АСМ, 2006.
  10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер-Диалект+, 2007.
  11. Вострикова Т.В. Статья: Повышение уровня профессиональной компетенции кадров как фактор повышения качества образования.
  12. Шевцова Л.А. Статья: К вопросу исследования готовности учителей к использованию НИТ. http://www.rusedu.ru/.
  13. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Исаев Ю.В.и др. Информатика в понятиях и терминах. М Просвещение 2010.
  14. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. - 2009. - №5. - С.12-16.
  15. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. - М.,2009.

Информация о работе Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога