Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание

Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Глава I Теоретические аспекты деятельности современного педагога…………………………………………………..
4
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности……………………….. 4
1.2. Стиль педагогической деятельности………………………………………... 7
1.3. Психологические требования к личности современного учителя………… 9
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения…………………………..
14
2.1 Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования……………………………………………………………..
14
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога…………………………………………………………..
15
Заключение…………………………………………………………………….
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа в ППс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

       Одним из приоритетов региональной системы  образования должно стать достижения нового образовательного результата –  формирование ключевых компетентностей преподавателя. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:    

       - готовность делать осознанный и ответственный выбор;    

       - технологическая компетентность;    

       - готовность к самообразованию  (образованию через всю жизнь);     

       - информационная компетентность;    

       - социальная компетентность (готовность  к продуктивному социальному  взаимодействию);     

       - коммуникативная компетентность.

       Анализируя  стратегические задачи обновления системы  образования, можно выделить пять основных групп задач, которые отражают базовую  компетентность современного учителя:

  1. Видеть студента в образовательном  процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель  должен помочь студенту выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.
  2. Строить образовательный процесс,  ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования.
  3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного про-цесса. Современные требования  к специалистам в различных  областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения.
  4. Создавать и использовать в  педагогических целях образовательную  среду.
  5. Проектировать и осуществлять  профессиональное самообразование.

       К личности педагога предъявляется ряд  самых серьезных требований. Среди  них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

       Главным и постоянным требованием, предъявляемым  к педагогу, является наличие  специальных знаний в той области, которой он преподает; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

       Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый  нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим преподавателем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим преподавателем и воспитателем.

       Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой  уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

       Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

       К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности  к воспитанию детей и педагогическому  общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

       К.Д. Ушинский справедливо относил это  понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Преподаватель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:     

       - не подчеркивать успехи одних  учащихся и неудачи других;    

       - не противопоставлять сильных  слабым;    

       - не критиковать студента при  всем в группе, чаще беседовать наедине;     

       - замечать даже небольшие успехи  слабых учеников, но не подчеркивать  это резко;    

       - воспринимать всерьез все, что  происходит с ребятами;    

       - формировать понимание, что способность  к хорошему учению есть лишь  одно из многочисленных качеств личности.

       Преподаватель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

       Важным  слагаемым мастерства современного учителя является индивидуальный стиль педагогической деятельности, т.е. то, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

  • в темпераменте;
  • в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;
  • в выборе методов обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  • в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей

       Поэтому любой педагогический опыт буквально  копировать не стоит, воспринимая главное  в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим  собой. Это не только не снизит, но существенно  повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

       Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних  учителей бесперспективны, т.к. такой  опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя  современной школы  и пути их решения 

       2.1 Объективность оценки  качества знаний  учащихся на современном  этапе развития образования

       Оценка  студента  — это не только результат  работы студента. В ней соединяются  характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к студенту, стиль работы преподавателя. Без оценивания работы студент не возможен никакой  процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, преподавателю, а также к окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

       На  практике возникает достаточное  количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся. Приведем некоторые из них:

       1. Недостаточная разработанность  критериев и методов оценивания.

       За  последнее время достаточно часто  менялись и учебные программы, вводились  новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые  бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.

       При проверке качества освоения темы, курса  или его отдельных частей учитель  ориентируется на свое понимание  и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие  важны, а какие второстепенны. Все  эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо опирается на методическую литературу, которой на данный момент появляется достаточно много. К сожалению, не вся литература качественна, способна реально помочь преподавателя, особенно молодому, не имеющему опыта.

       2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.

       3. Игнорирование преподавателя условий  работы в группе.

       4. Субъективизм учителя по отношению  к учащимся, который проявляется  в следующем:

  1. Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»). Достаточно часто, если ученик попал у учителя в так называемую группу «слабых», ему сложно переместиться в группу «средних», и уж тем более «сильных».
  2. Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить  родителям или общественности.
  3. Избегание педагогами «крайних отметок» (например, 2 и 5).
  4. Личные качества преподавателя, его отношение  к конкретному ребенку.

       Можно предлагать разные пути решения проблемы объективизации процесса оценивания, обозначим два из них.

       Первый  путь - это переход на проведение оценки качества знаний с помощью тестов. Лучше, если это будет происходить с использованием средств ИКТ.

       Второй  путь - вынесение оценивания за рамки отношений «учитель-ученик».

       Оба варианта достаточно сложны для исполнения. Справиться со всеми этими проблемами силами отдельно взятого учителя, даже одного учебного учреждения, достаточно сложно. Поэтому вместе с модернизацией системы образования необходима модернизация системы оценивания.  

       2.2. Новые информационные технологии  и профессиональная компетентность  педагога

       Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие  требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

       Существуют  определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?

Информация о работе Профессиональная – педагогическая деятельность современного педагога