Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:33, реферат

Описание

Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.

Содержание

1 Преимущества малого бизнеса 3
2 Недостатки малого бизнеса 6
3 Взаимодействие преимуществ и недостатков малого бизнеса 10
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

На Распечатку.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «КАМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-

      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

      Кафедра «Экономика и менеджмент» 

       Реферат

по дисциплине «Малое предпринимательство в сфере обслуживания»

на тему: «Преимущества и недостатки малого бизнеса» 
 

Выполнил

студент Хисамутдинова А.Р.

                                           группы 5322 б

Проверил

доцент  Балабанова О.Н. 

___________(подпись)

«__» ________2011 г.

Принял

доцент  Балабанова О.Н. 

___________(подпись)

«__» ________2011г. 
 
 

Набережные  Челны 

2011 г.

Содержание 
 

1 Преимущества малого бизнеса 3

2 Недостатки малого бизнеса 6

3 Взаимодействие преимуществ и недостатков малого бизнеса 10

Список использованной литературы 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Преимущества малого бизнеса

 

     Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это  успешно. Появляется все больше и  больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают»  сетью филиалов и постепенно расширяются.

     Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.

     Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его  преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии решений;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
  • способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки;
  • небольшой штат сотрудников, возможность совмещения в одном лице нескольких профессий.

    Ещё одно преимущество малого бизнеса - это  тесная взаимосвязанность

сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме  того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных  предприятиях, как дублирование полномочий. 

     Кроме того, любое малое предприятие  может отличиться высокой скоростью  передачи информации. Руководители и  подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать  рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности  и расхождения во мнениях.

     Невысокие расходы на содержание большого штата  управленцев позволяют значительно  экономить и осуществлять хорошую  управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом  малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.

     Рассмотрим  следующие причины, объясняющие  широкое развитие малого бизнеса  в большинстве стран:

  1. мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);
  2. малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;
  3. развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;
  4. на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива;
  5. малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;
  6. собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний.

     Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

 
 

     2 Недостатки малого бизнеса 

     Малый бизнес более подвержен изменениям экономической ситуации в стране и в мире. Внешние факторы воздействуют на такое предприятие часто достаточно жёстко. Малый бизнес редко используется как объект инвестирования капитала и вообще малоспособен к значительному расширению. Закупки обычно ограничиваются объёмом производства, и нет возможности для получения существенных скидок.

     Субъектам малого предпринимательства свойственны определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

  • более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • ошибки в управлении собственным делом;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении собственным делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • зависимость от окружающей среды, чувствительность к неблагоприятным изменениям;
  • проблемы личных взаимоотношений, характерные для малых коллективов;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов);
  • ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

     Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

     В регулярно проводимых опросах в  среде малых бизнесменов США  главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

     Другими причинами банкротств малых фирм являются:

  • запущенность бизнеса;
  • плохое здоровье или вредные привычки;
  • катастрофы, пожары, воровство и т.д.;
  • мошенничество.

     Коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23% – конкуренция, в 16% – слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

     В любой деятельности, связанной с  производством товаров или предоставлением  услуг, недостатки малого бизнеса может  заметить как специалист, так и  потребитель товаров или услуг, предлагаемых  малым или средним  предприятием.

     Очевидно, что малый и даже средний бизнес не может поставить свою продукцию «на поток», то есть производить абсолютно одинаковый товар в любой момент времени. Несмотря на то, что многие предприниматели очень тщательно относятся к контролю качества продукции, невозможно достичь абсолютно одинаковых показателей, не имея качественного заводского оборудования и соответствующих технологий. Например, отделочная керамическая плитка, которая может производиться на малом предприятии, может иметь небольшую разницу в оттенках цвета или в геометрических размерах.

     К недостаткам малого бизнеса также  стоит отнести его сосредоточенность  в крупных городах. Практически  невозможно создать и развивать  малый бизнес  в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если  мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным.

     Также к недостаткам малого предприятия  относится и низкий уровень технической  оснащенности, так как закупка  необходимого современного оборудования требует наличия большого объема свободных денежных средств. Помимо этого, серьезной проблемой малых  и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере, является отсутствие лицензионного программного обеспечения, которое также стоит  довольно дорого.

Информация о работе Преимущества и недостатки малого предпринимательства