Предпринимательство в условиях современного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:54, курсовая работа

Описание

Данная тема весьма актуальна, ведь предпринимательство – это неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Интересно рассматривать данную тему и с точки зрения мирового экономического кризиса, его влияния на предпринимательство.

Учитывая, что моей будущей специализацией является – управление внешнеэкономической деятельностью фирм, то я попытался сравнить развитие предпринимательства в различных странах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3

1Предпринимательство………………………………………………………………………………...…4

1.1 История становления предпринимательства…………………………………...4

1.2 Функции предпринимательства…………………………………….............................8

1.3 Характерные черты предпринимательства и его признаки…………...10

1.4 Предприниматель и его роль в экономике…………………….................13

1.5 Формы и виды предпринимательства……………………………………………15

2. Предпринимательство в условиях современного рынка……………….....22

2.1 Доход предпринимателя …………….……………………………..22

2.2 Предпринимательство в условиях современного рынка...……….24

Заключение…………………………………………………………………………………………………31

Список используемой литературы……………………………………………………………...32

Интернет источники………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya M.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     Определяющей, на мой взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная.

Развитие предпринимательства  предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, чем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прилью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим, важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за не правильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам.

     Предпринимательству свойственна творческо-поисковая (инновационная) функция, связанная не только с использованием процесса предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

     В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственник дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

     Чем эффективнее функционируют предпринимательские  организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

     Важнейшей функцией предпринимательства является так же организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

     Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. 
 
 

1.3 Характерные черты  предпринимательства  и его признаки

Современное понимание  предпринимательства даёт возможность  выделить четыре основные его признака:

1 Наличие у  субъекта определённой совокупности прав и свобод:

      - по выбору вида хозяйственной  деятельности и её планированию;

      - по выбору источников финансирования  и по доступу к ресурсам;

      - по организации и управлению  производством;

      - по сбыту продукции и услуг;

2 Наличие прав  собственности на средства производства. Производственную продукцию и доход, то есть наличие частной собственности.

3 Наличие определённой  экономической среды и соответствующего  экономического климата, которые  бы реально обеспечивали, а не  только декларировали: самоуправление; свободу хозяйственного выбора; возможность инвестирования дохода.

4 Наличие конкурентного  режима хозяйствования. Основное  правило предпринимательской деятельности  – это получение прироста первоначального  затраченного капитала, увеличение  объёма прибыли. Результатом предпринимательской деятельности является повышение эффективности использования экономических ресурсов. Так как именно постоянный поиск новых способов эффективного использования ресурсов в целях максимизации прибыли отличает предпринимателя от обычного хозяйственника.

Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.

В широком смысле слова предпринимательство —  это хозяйственное новаторство.

В узком смысле предпринимательство понимается как процесс; создания нового бизнеса в условиях конкуренции.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное — новаторство.

Предпринимательство не возможно без новаторства. В связи  с этим можно выделить две модели предпринимательского поведения:

      - классическая состоит в том, что бизнесмен стремиться организовать свою деятельность с расчётом на максимальную отдачу от имеющихся в его  распоряжении ресурсов;

      - инновационная сориентирована не только на имеющиеся ресурсы. А на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы.

2)  ответственность за принимаемые решения и их последствия сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность  — это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению.

     РИСКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ – возможности неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые при неосмотрительном, неграмотном подходе к делу могут повлечь нежелательные последствия, ущерб.

Различают коммерческие риски:

     а) риск, связанный с качеством и  реализацией товара на рынке (технический, строительно-монтажный риски);

     б) риск, связанный с перевозкой грузов (транспортный риску в) риск, связанный с приемкой товара покупателем;

     г) риск, связанный с инфляцией (инфляционный риск);

     д) риск, связанный с платежеспособностью покупателя и с его отношением к выполнению платежных обязательств;

    е) риск, связанный  с колебаниями валютного курса (валютные риски); ж) риск, связанный с непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия и т.п.).

Политические  риски:

     а) риск, связанный с введением в стране покупателя запрета на импорт; и) риск, связанный с конвертируемостью валют или установлением запрета на перевод денег;

       б) риск, связанный с забастовками, политической нестабильностью, войнами и т.п.  

     Риск  можно измерить разными методами:

      • статистическим, при котором изучают статистику потерь в прошлом и дают прогноз на будущее;
      • экспертным, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;
      • расчётно-аналитическим, базирующимся на математических приёмах;

3) ориентация на достижение экономического и, может быть, морального успеха. 

1.4 Предприниматель  и его роль в  экономике

     ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века.

     Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении спроса, социальных предпочтений и т.п.

     Предприниматель действует быстро, рискует, не держится за идею, не сумевшую в сжатые сроки доказать свою жизнеспособность;

     Предприниматель вводит новые ресурсы, как правило, поэтапно, под очередной этап работ;

     Предприниматель, проявляя гибкость и идя на риск, широко пользуется арендой и другими формами временного привлечения ресурсов по мере надобности;

       Предприниматель, как правило, предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях;

     Успешные  предприниматели — это особая «порода» людей. Обобщение мнений зарубежных специалистов позволяет выделить следующие основные характеристики личности преуспевающего предпринимателя:

     —  сами плохие служащие, их обычно увольняли, по меньшей мере, с одного места  работы;

     —  вели «бумажную» работу;

     —  лучше всего проявляют себя в  индивидуальных видах спорта;

     —  не любят смотреть футбол, бейсбол  и т. П.;

     —  те, у кого есть ученая степень, или  изобретатели обычно успеха в предпринимательской деятельности не имеют;

     —  скрытны;

     —  старшие дети в семье;

     —  мужчины, которых поддерживают жены;

     —  независимые люди, которым трудно подчиняться приказам других;

     —  люди дела;

     —  реалистичные игроки, не склонные к  большому риску;

     —  быстро переключаются на другое, если им грозит неудача;

     —  не набирают сотрудников из числа  друзей;

     —  вкладывают сбережения родственников в дело;

     —  ставят бизнес перед семьей и личными удовольствиями;

     —  проявляют гибкую мораль, не связаны этическими нормами.

     Помимо  перечисленных черт, предприниматели обладают уверенностью в своих возможностях, напористы, не эмоциональны и владеют собой в отношениях с другими людьми, объективны, иногда импульсивны и заинтересованы в расчетливом риске.

     Приведенные мнения свидетельствуют о том, что  не все способны или подготовлены к тому, чтобы стать независимыми деловыми людьми, предпринимателями. Поэтому, прежде чем начать собственное дело, целесообразно решить одну проблему — оценить себя как потенциального предпринимателя.

     1.5 Формы и виды  предпринимательства

Информация о работе Предпринимательство в условиях современного рынка