Предпринимательство в России: условия развития, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе автор хочет рассказать о сущности предпринимательства, принципах его развития, охарактеризовать предпринимательство, как один из резервов социально – экономического развития экономики современной России. Проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах и перспективах, о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Раздел I Основы предпринимательства в РФ………………………………………………..3
1.1.История развития коммерческой деятельности в России……………………….4
1.2.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности…………….7
1.3.Организационные формы предпринимательства………………………………...9
1.4.Участники предпринимательской деятельности в России……………………..12
1.5.Внутренние и внешние источники накопления предпринимательского капитала……………………………………………………………………………………….20
1.6.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия………………..23
1.7.Предпринимательский риск……………………………………………………...24
1.7.1.Предпринимательский риск: истоки и сущность……………………………..24
1.7.2.Виды предпринимательского риска…………………………………………...24
1.8.Государственная поддержка малого предпринимательства…………………...26
Раздел II Анализ возможностей развития предпринимательства в РФ и оценка факторов препятствующих развитию………………………………………………………………….31
2.1.Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития……….31
2.2.Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России………...33
2.3.Анализ поддержки предпринимательства……………………………………….36
2.4.Анализ факторов, препядствующих развитию российского бизнеса………….37
Раздел III Проблемы и перспективы………………………………………………………...40
З.1.Доступность инструментов финансирования для малого бизнеса……………40
3.2.Перспективы кредитования ……………………………………………………...41
3.3.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития……………………………………………………………………42
3.4.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды…………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………………45
Список использованных источников и литературы………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство в России.doc

— 573.00 Кб (Скачать документ)

К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников.

Под данную хозяйственно-правовую форму подпадают различного рода потребительские союзы и общества, образуемые путем объединения паевых взносов участников. Потребительские  кооперативы занимают особое место среди некоммерческих организаций. И связано это с тем, что в отличие от других некоммерческих организаций, в отношении кооператива как юридического лица его члены сохраняют имущественные права и обязательства. Это означает, что они, с одной стороны, несут солидарную и субсидиарную имущественную ответственность по его обязательствам и должны покрывать возникающие убытки за счет дополнительных взносов, а с другой, имеют право на распределение полученной от деятельности кооператива прибыли среди своих  членов.

Общественные  и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей.

Собственность этих организаций  образуется за счет передаваемого их участниками имущества и взносов последних. Члены организаций не несут никакой имущественной ответственности по обязательствам "организации", равно как и она по обязательствам своих членов.

  Фонд - не имеющая членства организация, образованная на основе добровольных имущественных взносов граждан и юридических лиц и преследующая в своей деятельности общественно полезные цели.

Фонды создаются для  осуществления благотворительной, культурно-просветительской, социальной, образовательной и т.п. деятельности. После регистрации в установленном порядке фонд становится единственным собственником переданного ему имущества, а его учредители утрачивают всякие имущественные права и обязательства в отношении учрежденного образования. В случае же ликвидации фонда его имущество направляется на выполнение уставных целей. Самим фондам заниматься предпринимательской деятельностью запрещено, но они могут создавать хозяйственные общества и участвовать в них.

Управление фондом осуществляется через руководящие органы, создаваемые  в соответствии с Уставом, утвержденным учредителями. При этом непременным условием является назначение Попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда. Уставные положения фонда могут быть изменены только в том случае, если это допускается Уставом, в противном же случае право внесения изменений предоставлено только судебным органам. Ликвидация фонда возможна исключительно по решению суда в случае уклонения фонда от выполнения целей, предусмотренных его уставом, или невозможности их выполнения из-за недостатка средств.

Учреждение - организация, созданная собственником для выполнения функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

По направленности своей  деятельности "учреждения" во многом походят на фонды. Однако, в отличие  от них, учреждения не являются собственниками переданного им имущества и только распоряжаются им на правах оперативного Управления. Таким образом, собственник сохраняет за собой все права в отношении имущества учреждения и он же несет субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам последнего. Учреждение может быть ликвидировано по решению собственника.

Объединения юридических лиц - договорное объединение юридических лиц, создаваемое в целях координации деятельности или защиты общих интересов его участников.

Обычно такие объединения  представлены в форме различного рода "ассоциаций" и "союзов". Их имущество образуется из взносов  его членов, которые несут имущественную  ответственность по обязательствам "объединения" в порядке и  размерах, определенных уставом. Осуществлять предпринимательскую деятельность "объединениям" запрещено. Она может вестись ими только через специально создаваемые для этого хозяйственные общества или участие в таковых. Состав "объединения" может изменяться, как пополняясь новыми членами, так и в результате выбытия отдельных участников - выходящих по собственному желанию или исключенных. При этом выбывающий участник несет субсидиарную имущественную ответственность в отношении "объединения" еще в течение двух лет с момента выбытия.

 

 

1.5.Внутренние и внешние источники накопления предпринимательского капитала

 

На протяжении всей своей  деятельности предпринимателю приходится осуществлять инвестиции, объемы, характер и источники которых зависят  от периода деятельности.

Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на его аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий.

Текущие же расходы включают: покупку сырья и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.

Таким образом, стартовый  капитал отражает потребность предпринимателя  в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.

Все имеющиеся у предприятия  средства представлены в виде схемы [16, с.167]

 

Схема [16, с.167]

 

Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние).

Соотношение собственных  и заемных источников средств  определяется двумя видами факторов:

-Объективными – организационно-правовой формой предпринимательства, хозяйственной и рыночной конъюнктурой, состоянием и развитием национальной экономики, требованиями государственных регулирующих органов;

-Субъективными – предпринимательской способностью, положением и личными возможностями предпринимателя.

К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолжность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.

К заемным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолжность.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал.

Уставной капитал –  источник основных и оборотных средств  фирмы, формируемый при ее организации. В свою очередь источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. В России они  определены законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В качестве источников могут выступать: акционерный капитал, паевые взносы учредителей, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Внешнее финансирование может осуществляться путем получения  займов или путем выпуска акций. Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования с использованием ссудных инструментов на рынке ссудных капиталов.

Кредит – это форма  движения ссудного капитала, т.е. денежного  капитала, представляемого в ссуду  на условиях возвратности и прибыльности. Источниками ссудного капитала являются:

-Капиталы рантье, т.е. лиц, не склонных заниматься предпринимательской деятельностью и живущих на проценты;

-Сбережения широких слоев населения; капиталы лиц, меняющих сферу предпринимательской деятельности; бюджетные остатки;

-Свободные капиталы предприятий; капиталы, переходящие от предприятия к предприятию в форме товарного кредита;

-Капиталы, образованные за счет выпуска банкнот.

В целом наличие кредита  способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение  оборота капитала и увеличивает прибыль предпринимателя. Предприниматели чаще всего пользуются коммерческим и банковским кредитом. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течении года) и долгосрочные.

Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке сырья или продаже готовых товаров. Из краткосрочных наиболее часто встречаются:

-Коммерческий кредит, напоминающий кредит по открытому счету в универсальном магазине, предоставляется одним предприятием другому для оплаты сегодняшней покупки в будущем;

-Займы у финансовых институтов, например банковский кредит, который является надежным источником для краткосрочных вложений, но имеет свои недостатки: размер может быть ограничен, срок возврата устанавливается банком, система возврата может быть неудобна;

-Займы у инвесторов, когда крупные предприятия могут обратится к своим вкладчикам в поисках средств для краткосрочных целей (например, продав коммерческие бумаги – своего рода долговые расписки корпорации, обязующейся вернуть долги с процентами).

Источниками долгосрочного  финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы.

Долгосрочные займы  – это средства, которые будут  использоваться года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывания большинства исследовательских работ. Наиболее часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.)

Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация  – это ценная бумага, свидетельствующая  о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая должна быть возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год. Реализация облигаций является удобной для корпорации формой привлечения инвестиций по нескольким причинам:

-это тоже кредит, только у общества;

-как и в банке, по облигациям платятся проценты чаще всего два раза в год (купонный платеж);

-длительный срок – обычно 10 лет до погашения (иногда 30 лет).

Выпуск облигаций более  предпочтителен, чем банковский кредит, но проценты должны быть выше, чем в  банке, иначе облигации не будут  покупаться. Облигации корпораций представляют собой долговые расписки, продаваемые обычно по номиналу.

Акционерные общества используют такую форму привлечения общественного  капитала, как выпуск акций. Акция  – ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией.

В отличие от держателей облигаций, которые являются кредиторами  корпорации, акционеры являются ее собственниками. Это дает им возможность  принимать участие в голосовании по выборам в совет директоров и распределении доходов.

Открытая подписка на акции имеет свои преимущества и  свои недостатки. К преимуществам можно отнести:

 во – первых, способствует  сбору средств. Полученные за  счет продажи ценных бумаг  средства могут быть использованы для расширения  и модернизации производственных мощностей, погашения задолжности, диверсификации деятельности и других целей. Первичное размещение ценных бумаг способствует также успеху  в будущей деятельности по мобилизации капитала: увеличение собственного капитала элемента дает акционерной компании возможность привлекать заемный капитал на более выгодных условиях,  облегчает доступ к рынкам ценных бумаг для дополнительного предложения акций или долговых обязательств;

во – вторых, обеспечивает информацию для партнеров и клиентов;

в – третьих, стимулирует  персонал за счет продажи акций внутри фирмы;

в – четвертых, создает  возможность использования акций.

К недостаткам следует  отнести:

-потери в контроле и гибкости управления; расходы по выпуску и размещению акций;

-давление рынка (при изменении конъюнктуры);

-необходимость подбора компетентной команды для организации выпуска и размещения акций.

Финансирование корпораций посредством выпуска новых акций – самый дорогостоящий способ финансирования. Западные компании прибегают к нему в самом крайнем случае, если нет возможности профинансироваться через выпуск облигаций, банковский кредит или даже продажу части имущества. Выпуская акции из-за недостатка средств, бизнесмен теряет пропорционально выпуску долю самостоятельности в управлении.

Следует помнить, что  чем больше используется различных  источников финансирования, тем большие  проблемы испытывает предприятие в своем росте.

Информация о работе Предпринимательство в России: условия развития, проблемы и перспективы