Предпринимательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;
выделить субъектов предпринимательской деятельности;
рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Сущность предпринимательства 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности 10
1.3. Государство как субъект предпринимательского процесса 12
Глава 2. Функции предпринимательства 17
2.1. Экономическая функция 17
2.2. Социальная функция 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Predprinimatelqstvo.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

       Четвертая трактовка предпринимательской  функции возникает в рамках институциональной  экономики (Р.Коуз, О.Уильямсон): предприниматель - субъект, совершающий выбор между  контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предпринимательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от механизмов как ценового, так и прямого государственного регулирования, более того, в чем-то альтернативным последним.

       Если  маршалловский предприниматель - менеджер обладает всей полнотой необходимой  информации, то в видении представителей новой австрийской школы (Л.Мизес, Ф.Хайек) он действует в условиях принципиальной неполноты этой информации и, таким образом, выступает уже не просто как "балансировщик" рынков, но как их активный преобразователь и созидатель. Так складывается пятая теоретическая трактовка (ее проводят также Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, Й.Шумпетер, П.Дракер и др.), подчеркивающая активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе лучшей из имеющихся альтернатив, но и в создании новых рыночных возможностей. Стержнем последнего направления стала концепция Й.Шумпетера.

       Йозеф Шумпетер, называло предпринимателя «основным феноменом» экономического развития, его главной движущей силой. Предпринимательство — это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве или обращении или внедрение различных нововведений. При этом понятием «осуществление новых комбинаций» задаются форма и содержание экономического развития, а именно — производство нового неизвестного потребителям блага или создание его нового качества, внедрение новой технологии, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведение организационных изменений хозяйственных форм13.

       Если в процессе производства не осуществляется никаких «новых комбинаций», то говорить о предпринимательской деятельности нет практически никаких оснований.

       Другими словами, о предпринимательстве можно говорить только в том случае, когда ставший привычным производственный процесс (или процесс общения) сворачивает с традиционного хозяйственного кругооборота (эволюционного развития) на нехоженую тропу «новых комбинаций» (революционного, дискретного, скачкообразного развития).

       И.Шумпетер считал предпринимательство универсальной общеэкономической функцией любой общественно-экономической формации, подчеркивая при этом, что статус собственника не является определяющим и обязательным атрибутом предпринимателя. Именно в этом вопросе Шумпетер категорически расходился с К. Марксом, который полностью отождествлял предпринимателя с капиталистом, видел в нем лишь инвестора производственного процесса и эксплуататора пролетариата. Кстати, одну из причин подобного заблуждения выделяет сам Шумпетер, называя явным заблуждением тех, кто полагает, что примитивные формы какого-либо типа ipso facto являются одновременно и «простейшими» или «первичными» в том как раз смысле, что они обнаруживают свою суть гораздо проще и очевиднее, чем более поздние формы.

       Очень часто справедливо как раз обратное, и, в частности, потому, что наступающая специализация четче выделяет функции и свойства: в более «примитивных состояниях, когда функции и свойства перемешаны, распознать их сложнее. По тем же причинам 100 лет назад политической экономии было исключительно трудно делать различие между капиталистом и предпринимателем, дальнейший ход событий облегчил ей эту задачу» 14..

       В развитой рыночной экономике предпринимательство  как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

       Итак, определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.

       Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

       Современное предпринимательство в России выполняет  три социально-экономические функции, которые оказывают все большее  влияние на различные области общественной жизни: экономическую, социальную и психологическую.

       Экономическая функция – формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным  лицам, инициативное развитие отдельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве.

       Социальная  функция – формирование новой социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса – социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

       Психологическая функция – формирование классового самосознания новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние  на различные стороны жизни страны. Самореализация себя через собственный бизнес, политику, инновационные технологии или благотворительность.

       Отметим, что предприниматели, как активная социальная группа, тесно взаимодействует с тремя слоями общества: с клиентами (потребителями их товаров или услуг), с наемными работниками и представителями госструктур15. Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями продукции предпринимателей и обеспечивая возврат потраченных финансовых средств в виде оплаты за товары или услуги. Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи (рекламно-информационные и имиджевые), которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса.

       Взаимодействие  предпринимателей с  другими компонентами российского общества

       (светлые  стрелки – позитивное  влияние, темные  – негативное)

       Наемные работники возникают на определенном этапе развития бизнеса. Когда предприниматель  уже не может сам выполнять все функции на своем предприятии. Сначала они выполняют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента. В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники пока представляют собой разобщенную саму людей, не сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает взаимодействие с ними предпринимателями, однако, в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом.

       Государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию  бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Кроме того, не является секретом то, что в настоящее время имеет место значительный «серый» финансовый поток между предпринимателями и отдельными чиновниками в виде взяток и «откатов». Третья составляющая государства – это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.

       2.2. Социальная функция

 

       В процессе становления рыночной экономики  предпринимательство приобретает  социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

       Эта функция все более проявляется  в формировании нового слоя людей  — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

       По  имеющимся социологическим оценкам, ярко выраженные предпринимательские  качества присущи примерно 5 % населения, хотя в различных странах в  зависимости от особенностей национального характера И сложившихся культурных традиций данный показатель может меняться. Социальная функция предпринимательства выражается в сокращении безработицы, увеличении численности рабочих мест для наемных работников, которые в свою очередь экономически и социально зависят от того, насколько устойчива и эффективна деятельность предпринимательских фирм.

       Социальная  функция – формирование новой социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса – социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

       Чем эффективнее функционируют предпринимательские  организации, тем существеннее поступления  их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

       Одни  теоретики (В. Рошер, Б. Гильдербранд, Ж. Тюрго и другие) определяют функцию предпринимательства как управление и владение капиталом, другие (Ж.Б. Сей, Д. Милль) говорят только об управлении капиталом. Третья группа (Р. Кантильон, Дж. Тюнен, Ф. Найт и другие) связывает предпринимательскую функцию с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Некоторые исследователи (Ф. Тоссиг, Й. Шумпетер, П. Дракер, Л. Мизес, Ф. Хайек) подчеркивают активную, инновационную функцию предпринимательства в условиях неполноты имеющейся информации на рынке.

       По  мнению Й.Шумпетера предпринимательство является двигателем развития капитализма и реализует функцию творческого разрушения, осуществляет новые комбинации факторов производства. В рамках институциональной экономической теории (Р. Коуз, О. Уильямсон) функция предпринимательства состоит в экономии транзакционных издержек и регулировании таким образом свободного рынка.

       Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии  или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В противовес функциональному подходу структурный подход выделяет предпринимателей как социальный слой. Обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных структур16.

       Возникновение и развитие института предпринимательства на Западе оказало революционизирующее воздействие на общество и человека. Феномен предпринимательства распространил свое влияние не только на экономическую, но и на социальную, нравственную, политическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей. Этот процесс занял не один век, а для России только начинается становление культуры предпринимательства.

       В целом, социальная функция предпринимательства способствует прогрессу технологий, техники, науки, организации производства, повышению качества продукции и снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, создает основы богатства людей и общества в целом.

 

Заключение

 

       Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство – движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции17.

       Предпринимательство – это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

       Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственника предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); наемного работника, продающего свою рабочую силу (токаря на заводе, учителя в школе и т. д.); индивидуального производителя («свободного» художника, живущего на доходы от реализации своих произведений, или водителя, использующего автомобиль в качестве такси и живущего на доходы от такой деятельности; государственного или муниципального служащего; менеджера (управляющего чужим предприятием); пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Информация о работе Предпринимательство в РФ