Предпринимательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;
выделить субъектов предпринимательской деятельности;
рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика предпринимательства 5
1.1. Сущность предпринимательства 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности 10
1.3. Государство как субъект предпринимательского процесса 12
Глава 2. Функции предпринимательства 17
2.1. Экономическая функция 17
2.2. Социальная функция 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Predprinimatelqstvo.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

Тюмень – 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

 

       Предпринимательство в сегодняшнем мире – это серьезная экономическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек приходится от 40% до 55% всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм любой страны. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать гигантским транснациональным кампаниям, и там маленькие фирмы смело вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низкими затратами на управленческий аппарат. Своей высокой экономической активностью они не позволяют бесконтрольно поднимать цены монополиям, и способны эффективно развивать и эксплуатировать новые революционные технологии.

       Не  так давно эти процессы вновь заработали в России, что сделало актуальной проблему изучения функций предпринимательства. Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране - одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.

       Целью нашей работы является изучение социальной и экономической функции предпринимательства.

       Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность предпринимательства;
  • выделить субъектов предпринимательской деятельности;
  • рассмотреть государство как субъект предпринимательского процесса;
  • изучить содержание экономической и социальной функций предпринимательства.

       Объектом  исследования является микроэкономика.

       Предметом исследования является предпринимательство как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

       Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания по исследуемой проблематике, учебная, справочная и энциклопедическая литература.

       При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике, обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников.

       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,.

       В первой главе рассмотрена сущность предпринимательства, выделены субъекты предпринимательской деятельности и государство как субъект предпринимательского процесса.

       Во  второй главе изучены социальная и экономическая функции государства.

       В заключении приводятся выводы по проведенному исследованию.

 

Глава 1. Общая характеристика предпринимательства

 

       В первой главе рассмотрена сущность предпринимательства, выделены субъекты предпринимательской деятельности и изучено государство как субъект предпринимательского процесса.

       1.1. Сущность предпринимательства

 

       Предпринимательство представляет собой разновидность трудовых усилий по организации и управлению производством с целью достижения фирмой наилучших результатов.

       Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главной отличительной чертой которого является свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, при котором свободное предпринимательство служит основой и источником процветания1.

       В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему граждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще делового человека признавалась «недостойной», «мерзкой» и «греховной». Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в свое время учебнике канонического права «Гратинз» (XII в.) говорилось: «Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему»2.

       Негативное отношение к предпринимателю усугубили также Ветхий завет и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих утверждений надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет обнищания других, осужденное в Священном писании, встречается сегодня не столько в странах с развитой рыночной экономикой, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько причин.

       Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль.

       Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считались идеалом человеческого существования, в то время как образ жизни предпринимателя, связанный с постоянным поиском, ломкой устоявшихся привычек, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основоположники классической политэкономии не видели особого смысла в существовании предпринимателя так как, по их мнению, экономические процессы осуществляются сами по себе, по принципу «невидимой руки». По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

       Взгляды классиков явились одним из исходных положений марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и выплаченной им заработной платой получает прибыль.

       Это, по мнению К. Маркса, является свидетельством эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

       Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса.

       А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, земле, капиталу – четвертый – организацию. А И. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название – предпринимательство.

       Подробную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, – это завоеватель (ему свойственны готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие).

       Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них считает стремление к процветанию и росту своего дела, а производной рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

       Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит3:

       1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

       2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

       3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

       4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

       5) введение новой организации дела, например монополии, или, наоборот, преодоление ее.

       Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений и тем самым обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

       Эта характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс открыл еще одну важную функцию предпринимателя – контроль за ценами и издержками, а также за рациональным их соотношением4.

       Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В упоминавшейся ранее статье «Природа фирмы» он подчеркивает, что предприниматель – это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, реализуя тем самым роль механизма цен.

       В книге Б. Карлофа «Деловая стратегия» приведены основные вехи развития предпринимательства и менеджмента с 5000 г. до нашей эры, когда шумеры изобрели клинопись, открыв тем самым возможность регистрации событий, и вплоть до 50-х годов XX века, когда психология и наука о поведении человека заняли в бизнесе особое место5.

       Российские  экономисты XIX-XX века (А. Каминка, А. Петражицкий), давая свои определения понятию «предприниматель», подчеркивали цель деятельности – получение прибыли, и особенности ведения экономических операций – за счет своих средств и на свой риск.

       В современной отечественной литературе встречаются различные определения рассматриваемого экономического явления – от кратких до весьма обстоятельных, однако, ни одно из них не может считаться исчерпывающим с точки зрения экономической психологии. Например, Акперов И.Г., Масликова Ж.В определяют предпринимательство, как «особую деятельность, ставящую перед собой создание предприятия, которое ориентировано на получение прибыли», что относится ко всем видам бизнеса6.

       В учебнике «Предпринимательство» под ред. М.Л. Лапуста дается более расширенное определение, которое носит экономический характер, и слабо отражает психологические особенности данного явления: «Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами»7.

       Таким образом, определим экономическую сущность предпринимательства. Предпринимательство – это сочетание стратегического предвидения предпринимателя, основанного на его способности трансформировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потребителя и внешней среды в целом, с побудительной силой и энергией, необходимой для превращения прогнозов в связанную с риском инновационную деятельность с целью получения высокого предпринимательского дохода. Экономическое содержание предпринимательства определяется во многом особыми сущностными свойствами личностных качеств предпринимателя. Они проявляются в способности по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства – рабочую силу (труд), капитал, землю.

       1.2. Субъекты предпринимательской деятельности

 

       Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного.

       Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическими интересами. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов8.

       Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых занимает свое место в хозяйственной системе.

       Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель.

Информация о работе Предпринимательство в РФ