Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Конечной целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Содержание

1. Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности;
2. Организационное построение потребительской кооперации в РФ;
3. Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития ;
4. Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29;
5. Заключение ;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

     3.     Для повышения качества продукции,  развития сбытовой деятельности  и продвижения товаров:

     -   Сформировать и внедрить систему качества на основе международных стандартов качества продукции и обеспечить контроль качества производимой продукции.

     -   Организовывать проведение маркетинговых исследований для выявления потребностей рынка в продукции потребительской кооперации, в том числе во взаимосвязи с торговыми сетями потребительской кооперации.

     -   Внедрять кооперативные бренды, создаваемые для реализации продукции в торговой сети потребительской кооперации и вне её. В первую очередь обеспечивать брендами высококачественную продукцию и «туристическую» продукцию потребительской кооперации.

     -   Формировать единую информационную систему, позволяющую оперативно обеспечивать управление кооперативными производственными предприятиями с целью контроля, оказания помощи в совершенствовании производства и продвижении товаров на рынки.

     -   Ориентировать производство на потребителей для повышения эффективности реализации товаров, как через торговые сети потребительской кооперации, так и через иные торговые организации.

     -   Использовать создаваемую логистическую систему торговой сети потребительской кооперации, при необходимости дополняя её отдельными элементами, для обеспечения транспортировки готовой продукции и её сбыта.

     -   Использовать возможности по рекламе, обеспечивать участие производственных предприятий потребительской кооперации в проводимых выставочных мероприятиях и ярмарках.

     -   Принимать меры по снижению негативного влияния конкурентной среды на развитие производственной деятельности потребительской кооперации.

     -   Использовать механизмы заказа товаров для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения гарантированного сбыта произведённой продукции, в том числе переработанной сельскохозяйственной продукции, приобретённой в результате заготовительной деятельности

     4.  ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, ОКАЗАНИЕ  УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

     Организация общественного питания и оказания бытовых и социальных услуг населению  является одним из основных направлений  деятельности потребительской кооперации, имеющие большое социальное значение. Целый ряд услуг, оказываемых  организациями потребительской  кооперации, не предоставляются другими  организациями, носят эксклюзивный характер и крайне востребованы, особенно в сельских районах, не имеющих достаточно развитой бытовой инфраструктуры. Вместе с тем общественное питание и  бытовое обслуживание населения - одна из наиболее сложных и трудоёмких отраслей.

     Цель  развития системы общественного  питания и бытового обслуживания - развитие в потребительской кооперации экономически оправданной системы  доступного и качественного общественного  питания и бытового обслуживания населения, удовлетворяющих потребности  населения.

     Основные  задачи развития системы общественного  питания и бытового обслуживания

     1.     Создание сетей общественного  питания и оптимизация формата  предприятий общественного питания  в соответствии с тенденциями  современного рынка.

     2.     Развитие отдельных предприятий  общественного питания, имеющих  эксклюзивные особенности, не  характерные для других организаций  общественного питания.

     3.     Развитие производства кулинарных, кондитерских, хлебобулочных изделий  и полуфабрикатов на базе объектов  общественного питания потребкооперации. Расширение рынков сбыта продукции  за счёт реализации через кооперативные  и иные розничные сети.

     4.     Оптимизация перечня предоставляемых  населению услуг по следующим  критериям:

     -   комплексность;

     -   востребованность;

     -   эксклюзивность;

     -   рентабельность и конкурентоспособность.

     5.     Приближение услуг к населению  и налаживание обратной связи  с населением, организация мониторинга  потребностей.

     6.     Системное кадровое обеспечение  общественного питания и сферы  услуг. 

     В рамках решения этих задач должно обеспечиваться:

     -   увеличение объёмов деятельности  и повышение эффективности работы  предприятий; 

     -   развитие и совершенствование  материально-технической базы, внедрение  прогрессивных технологий;

     -   создание системы обеспечения  и контроля качества продукции; 

     -   разработка эффективной маркетинговой  стратегии;

     -   создание единого информационного  обеспечения деятельности предприятий; 

     -   внедрение инновационного подхода  к кадровой политике.

     1.     В сфере общественного питания:

     -   Развитие ориентированных на различные группы потребителей сетей предприятий питания;

     -   Формирование и развитие сети придорожных предприятий общественного питания, детских кафе с предоставлением дополнительных услуг.

     -   Развитие сети магазинов «Кулинария» с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции.

     - Развитие взаимодействия с предприятиями потребительской кооперации, обеспечивающих централизованную закупку, переработку сырья, производство полуфабрикатов, готовых блюд и поставку их в сеть торговли и питания.

     -      Развитие и совершенствование материально-технической базы.

     -      Участие в реализации совместных целевых программ федерального и регионального уровней, включая и программу организации школьного питания.

     -      Внедрение инновационных технологий в приготовление пищи и обслуживание.

     -      Формирование и реализация единой маркетинговой стратегии;

     -       Развитие взаимодействия с логистической системой торговых сетей потребительской кооперации для комплексного логистического обеспечения предприятий общественного питания, централизованного снабжения предприятий общественного питания продуктами.

     -     Комплексная работа по развитию кадрового обеспечения, включая специальные мероприятия по переподготовке и повышению квалификации (курсы по освоению новых технологий и видов продукции, тренинги, ролевые игры, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы).

     -     Организация обобщения и внедрения в потребительской кооперации опыта передовых предприятий общественного питания, международного опыта развития сферы общественного питания.

     2.     В сфере бытового обслуживания  населения:

     -   Развитие сети домов быта, комплексных приёмных пунктов, стационарных предприятий с учётом их востребованности и конкурентной среды.

     -   Внедрение выездной формы обслуживания населения в отдалённых и труднодоступных населённых пунктах, а также через приём в предприятиях розничной сети заказов на оказание услуг организация обслуживания на дому заказчика.

     -   Организация сезонного обслуживания населения (в летний период в курортных и туристических районах, дачных товариществах, период проведения весенне-летних полевых работ и уборки урожая).

     -   Развитие и совершенствование материально-технической базы.

     -   Формирование и реализация единой маркетинговой стратегии;

 

4) Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации

     Сектор  потребительской кооперации имеет  все основания для вовлечения в систему предпринимательства. Трансформация организаций и  предприятий потребительской кооперации в свободных и равноправных участников хозяйственного процесса, в подлинных  собственников, ориентирующихся на рынок, делает возможным и необходимым  их функционирование в качестве предпринимательских  структур, конкурирующих с другими  участниками экономических процессов. Это не может не расширять масштабы предпринимательства в стране в  целом, не может не повышать уровень  его активности и эффективности, не может не разнообразить формы  и методы его хозяйственных действий. Включение потребительской кооперации в предпринимательскую деятельность имеет ряд своеобразных черт и  особенностей, связанных со спецификой экономической природы этого  вида кооперации. Здесь можно, в частности, отметить, что одной из специфических  черт предприятий потребительской  кооперации является отсутствие самодовлеющего характера, которое выражается в  том, что эти предприятия не могут  иметь собственных интересов, отличных от интересов создавших его членов. С другой стороны, даже если потребительский  кооператив заботится только о благополучии своих работников, то он рискует  превратиться в "клуб взаимного восхищения". Поскольку кооператив представляет собой вид экономического предприятия, его хозяйственная деятельность должна быть эффективной. Таким образом, налицо противоречивость целей деятельности предприятий потребительской кооперации: с одной стороны - защита интересов  производителей или потребителей, с  другой стороны - необходимость соблюдать  законы рынка. Следствием этого является ряд трудностей, с которыми сталкиваются предприятия потребкооперации при  включении в систему предпринимательства. Последовательная реализация кооперативных  принципов, с одной стороны, открывает  простор для предпринимательства, для использования рынка и  повышения эффективности хозяйствования, с другой стороны, создает отдельные  препятствия на пути свободного предпринимательства. Это подтверждается и рядом серьезных проблем, с которыми сталкиваются сейчас предприятия потребительской кооперации и которые связаны, прежде всего, с проблемами финансирования, управления и сбыта продукции. Как известно, необходимым условием воспроизводства коллективной собственности, разновидностью которой является собственность потребительской кооперации, является наличие дохода, достаточного для пополнения фонда оплаты труда, хотя этот доход может и не доходить до уровня прибыльности, характерного для частной и государственной собственности. Не случайно, что основной сферой приложения кооперативной формы хозяйствования в условиях смешанной экономики являются относительно низкоэффективные производства, из которых уходит частный капитал по причине недостаточного уровня прибыльности. На рынке капиталов предприятия потребительской кооперации не всегда пользуются доверием; частные банки, как правило, предоставляют им займы неохотно и под высокий процент, что заставляет их искать другие источники финансирования. Потребительской кооперации как хозяйственной организации были присущи определенная хозяйственная самостоятельность, принятие хозяйственных решений, исходя из своих задач и интересов. Используя собственные и заемные средства, она шла на хозяйственный риск и самостоятельно отвечала по своим обязательствам, ориентируясь при этом на получение необходимых для ее развития и решения уставных принципов доходов. Таким образом, система обладала изначально и обладает в настоящее время всеми признаками, присущими по действующему законодательству предпринимательским структурам. Вместе с тем, потребительская кооперация не была и не является чисто предпринимательской организацией, преследующей только коммерческие цели, получение как можно более высокой прибыли. Являясь объединением пайщиков-потребителей, она ставит во главу угла заботу об удовлетворении потребностей своих членов в товарах и услугах по доступным для них ценам. Важной предпосылкой успешного решения этих задач в условиях современного этапа экономических реформ является совершенствование методов хозяйствования потребительской кооперации, развитие предпринимательских начал в ее деятельности при сохранении и укреплении экономически и социально оправданных коллективных форм, традиционных кооперативных ценностей и принципов. Составной частью реформирования кооперативных организаций является коммерциализация их деятельности. Цель и экономическое содержание этого процесса в потребительской кооперации несколько иное, нежели в государственном секторе. В потребительской кооперации коммерциализация имеет преимущественно экономическую направленность. Она не сопровождается сменой собственника, так как собственность кооперативных организаций, выступая в коллективно-долевой форме, по своей сути примыкает к частной собственности. Основная фаза коммерциализации заключается в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования, центральное место среди которых занимает коммерческий расчет. Коммерческий расчет - это категория рыночной экономики. Он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности. Его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат. Коммерческий расчет предполагает достижение такого уровня рентабельности, который обеспечивает текущую и перспективную деятельность предприятия в условиях рыночных отношений. Коммерческий расчет базируется на частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. В потребительской кооперации в результате экономических преобразований имеются объективные условия для более полного использования в ее деятельности принципов коммерческого расчета. Первостепенное значение имеет коммерческий подход к формированию доходов. В прежних условиях хозяйствования, когда торговые скидки были строго фиксированными, потребительские общества имели ограниченные возможности в увеличении доходов. Единственным рычагом влияния на доходы были объем и структура товарооборота. Нынешняя система ценообразования коренным образом изменила ситуацию. Процесс формирования доходов почти полностью находится в руках потребительского общества. Торговые надбавки устанавливаются самостоятельно, объем и структура товарооборота складываются под влиянием спроса и предложения. Требования коммерческого расчета обусловливают необходимость глубокого экономического обоснования торговых надбавок. Они должны обеспечивать рентабельность, достаточную для нормального функционирования потребительского общества в условиях рынка. Торговые надбавки должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости и социальной значимости для потребителя. Это позволит в определенной мере защитить интересы покупателей, а также обеспечить маневренность торговых предприятий в получении необходимого совокупного дохода. Немаловажное значение имеет также обоснование оптимального уровня рентабельности, который включается в торговую надбавку. Для потребительских обществ с различными условиями хозяйствования оптимальная рентабельность не может быть одинаковой. Поэтому в каждом потребительском обществе необходимо периодически проводить специальные работы по определению суммы прибыли, достаточной для формирования фондов общественного и специального назначения, пополнения собственных денежных средств; выплаты пайщикам, материального стимулирования трудового коллектива и его социальной защиты на период адаптации к рыночным отношениям. Коммерческий расчет предполагает, что процесс формирования доходов в потребительском обществе должен быть гибким и маневренным. Это предполагает, что торговые надбавки не всегда должны быть максимальными, а в иных ситуациях гораздо выгоднее снизить надбавку и тем самым ускорить процесс реализации. Это позволит увеличить прибыль за счет объема товарооборота. Необходим также режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, чтобы выжить и укрепить свои позиции в условиях рыночной экономики, потребительские общества на данном этапе должны руководствоваться коммерческим расчетом. В дальнейшем, упрочив свои позиции, они смогут более эффективно выполнять свою основную функцию - социальную защиту населения.

     Усиление  предпринимательских начал в  деятельности потребительской кооперации предполагает также расширение в  этой деятельности функций, связанных  с изучением рынка, его структуры, конъюнктуры, перспектив изменения. Важно  уделить больше внимания маркетинговой  деятельности, анализу положения  и действий конкурентов, оценке ожидаемых  изменений в производственной сфере  и на рынках потребительских товаров, факторов производства, труда.

     Предпринимательство предполагает усиление в деятельности потребительской кооперации элементов  неопределенности, риска, ответственности. Работники потребительской кооперации должны быть в полной мере готовы к  этому. Они должны расстаться с прежним  менталитетом, который предполагал  плановость, определенность, обязательность. Чтобы добиваться успеха в новой  рыночной среде и быть в этих условиях удачливым предпринимателем, нужна  смелость, решительность, умение взять  ответственность на себя; нужно проявлять  интуицию, знание положения дел. Среди  кооперативных работников уже сейчас много людей, отвечающих этим требованиям. Задача состоит в том, чтобы создать  им условия для полного проявления своих способностей, умений, предпринимательских  талантов. Те же, кто на это не способен и кто живет прежними идеями и  представлениями, уже не имеют перспектив на успех. Им нужно найти иную нишу для применения своих сил. Ведь добиться успеха в предпринимательской деятельности и не уступить на этой стезе своим  конкурентам предприятия потребительской  кооперации могут только тогда, когда  они будут на уровне самых высоких  стандартов коммерческой организации, знания рынка, умения принимать решения  и в самом лучшем смысле этого  слова рисковать. Здесь они не должны быть хуже других участников рыночного  процесса, будь то частные или государственные  хозяйства. В этом плане по-прежнему звучат исключительно актуально  требования А.В.Чаянова к потребительской  кооперации, писавшего, что "в теории кооперативный сбыт и закупки экономически непоколебимы, безупречны и безубыточны во всех формах и видах: на практике это положение верно, если организуемый кооперативный аппарат как коммерческое предприятие будет стоять, по крайней мере, на одном уровне с главнейшими торговыми предприятиями своей области"10. Особо следует остановиться на вопросах создания хозяйственно-предпринимательских структур в форме акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, ассоциаций и других объектов. В целях развития инициативы и предприимчивости, повышения заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности, для улучшения обеспечения пайщиков и всего обслуживаемого населения товарами и услугами следует активнее вести работу по реформированию системы потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации в Российской Федерации"11, всемерно содействовать созданию в потребительской кооперации акционерных обществ, товариществ и иных структур, позволяющих обеспечить высокий уровень хозяйствования в рыночных условиях. В отличие от кооперативных предприятий, действующих, как правило, на принципах хозяйственного владения имуществом, собственниками которого являются потребительские общества или кооперативные союзы, акционерные общества и товарищества функционируют на основе объединения капиталов или вкладов нескольких собственников - юридических и физических лиц. В силу этого указанные предприятия обладают высокой степенью самостоятельности в принятии решений и осуществлении своей хозяйственной деятельности. Возможности управления и воздействия на работу предприятий этих организационно-правовых форм со стороны потребительского общества или кооперативного союза определяются долей в уставном капитале и условиями учредительного договора и могут реализовываться, главным образом, экономическими методами. Было бы неправильным, на наш взгляд, недооценивать возможности использования этих организационно-правовых форм в деятельности потребительской кооперации с точки зрения ее текущих и долговременных интересов, обеспечения выживаемости и конкурентоспособности. Создание и развитие многообразных хозяйственных структур - важное условие повышения эффективности кооперативной экономики. В кооперации зарубежных стран акционерные формы образования капиталов достаточно широко сочетаются с традиционными кооперативными структурами и формами хозяйствования. Акционерная форма представляется, на наш взгляд, целесообразной в тех случаях, когда необходимо реконструировать, существенно расширить действующее предприятие, организовать новые, достаточно крупные производства, но собственных финансовых ресурсов недостает. Преобразование действующего предприятия или создание в форме акционерного (товарищества, совместного предприятия) позволит расширить круг заинтересованных в его работе партнеров, привлечь новых и в короткие сроки сформировать необходимый капитал. Однако следует заметить, что акционирование не нашло пока должного применения в потребительской кооперации. Это можно объяснить тем, что акционерные общества не ставят перед собой социальных целей. Учитывая эту особенность акционерной формы, необходимо в каждом конкретном случае решать вопросы создания новых хозяйственно-предпринимательских структур только с учетом интересов системы потребительской кооперации, интересов пайщиков и трудовых коллективов. При этом надо детально прорабатывать и четко определять в Учредительных договорах и Уставах предприятий вопросы формирования уставного капитала; взаимные обязательства, роль и права учредителей, другие положения, обеспечивающие интересы потребительских обществ и кооперативных союзов, их пайщиков и трудовых коллективов. В практике потребительской кооперации уже нашли достаточно широкое применение такие методы работы, как перевод хозяйственных единиц на внутрихозяйственный расчет и внутрихозяйственную среду, предоставляющие широкие возможности работникам магазинов, складов, цехов и других объектов для проявления инициативы и предпринимательства. Достаточно успешно применяются в ряде кооперативных организаций и предприятий новые системы оплаты труда, в частности право на оплату труда в фиксированной доле от реализованных доходов, предоставление коммерческой самостоятельности коллективам предприятий, предоставление возможности самостоятельного получения и использования кредитных ресурсов и другие методы. Вместе с тем, вовлечение работников предприятий в число собственников части кооперативного имущества дает положительный эффект, и для этого вовсе не обязательно преобразовывать предприятия потребительской кооперации в акционерные12.

Информация о работе Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений