Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Конечной целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

Содержание

1. Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности;
2. Организационное построение потребительской кооперации в РФ;
3. Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития ;
4. Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29;
5. Заключение ;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение 4

1) Социально-экономическое  значение потребительской  кооперации. Сочетание  социальной миссии  и хозяйственной  деятельности 6

2) Организационное построение потребительской кооперации в РФ 10

3) Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития 16

4) Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29

Заключение 37

Список  использованной литературы 38 
 
 

 

Введение

     Конечной  целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование функционирования потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.

     Итак, цель работы: Рассмотреть особенности  функционирования потребительской  кооперации в условиях рыночной экономики.

     Предмет работы: Потребительская кооперация в условиях рыночной экономики.

     Объект  работы: Система потребительской  кооперации РФ.

     Цель  и предмет работы определили необходимость  решения следующих задач:

     1. Раскрыть социально-экономическое значение потребительской кооперации.

     2. Рассмотреть организационное построение потребительской кооперации в РФ.

     3. Охарактеризовать отрасли деятельности потребительской кооперации и задачи их развития.

     4. Рассмотреть предпринимательскую деятельность в потребительской кооперации.

     Структура работы: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1) Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности

     Основная  задача современной экономической  политики Российского государства  – формирование социально ориентированной  рыночной экономики.

     Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские  общества и их союзы, которым разрешено  заниматься коммерческой деятельностью1.

     Потребительская кооперация – система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и  иных потребностей ее членов.

     Четкая  формулировка социальной миссии потребительской  кооперации имеет важное значение для  пайщиков, органов управления и  работников всех организаций системы  – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

     Социальная  миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских  союзов принятия управленческих решений  в интересах пайщиков.

     Конкретная  социальная миссия потребительской  кооперации позволяет пайщикам и  работникам хозяйственных предприятий  лучше понять социальную роль своих  организаций и предприятий, направления  их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию  главной цели организаций потребительской  кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

     XXI век называют веком глобализации  и унификации мировой экономики  и политики. Наметившаяся тенденция  глобализации отраслей и видов  деятельности означает централизацию,  возможность маневрирования финансовыми,  материальными, трудовыми ресурсами,  внедрение новых технических  достижений и новейших технологий.

     Глобализация  способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый  импульс своего развития. Главная  отличительная черта кооперации и главное кооперативное преимущество, как отмечается в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года, заключается в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной деятельностью.

     В Законе о потребительской кооперации – социально ориентированная  система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых, социальной миссии отдает приоритет. Этот подход заложен и в материалах конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», и в Концепции  развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

     Социальная  миссия включает такие присущие кооперации черты, как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, предоставление работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие другие.

     Следует отметить, что кооперация как самобытная, социально ориентированная система  имеет определенные преимущества перед  другими экономическими системами:

     -  Собственная социальная база – пайщики.

     -  Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации.

     -    Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов.

     -   Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятий торговли и массового питания).

     Вместе  с тем глобализация несет в  себе негативные последствия, так как  на первый план выдвигаются проблемы предпринимателя, получения прибыли, а не интересы потребителя. Глобализация с позиции потребителя означает поляризацию богатства и бедности, рост безработицы, ужесточение нагрузки на экологию.

     В сложившихся условиях возрастают роль и значение кооперации в целом  и потребительской кооперации как  составной ее части, так как она  выступает как форма объединения  населения и берет на себя часть  функций государства, в частности, социальную защиту населения2.

     На  основе выше изложенного можно сделать  следующие выводы:

     Во-первых. Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические  перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения  хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики  таковы, что он остается важной частью, «несущей конструкцией» трехсекторной  экономики большинства стран  мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов  больших групп населения в  каждой стране.

     Во-вторых, потребительская кооперация своим  содержанием, организационно-правовой формой и функциональным назначением  призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.

     В-третьих, рассмотрение социальной миссии потребительской  кооперации и ее взаимосвязи с  хозяйственными процессами позволило  придти к выводу, что между нами нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов  осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и  других форм доходов населения; сложившейся  системы ценообразования; организации  межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности  граждан.

     Таким образом, можно сказать, что потребительская  кооперация – социально ориентированная  система.

     Социальная  миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют  о том, что главная цель, назначение системы – осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные  задачи.

 

2) Организационное построение потребительской кооперации в РФ

     Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»3 рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     Центросоюз  Российской Федерации (России) – добровольное объединение свыше 3,5 тысячи сельских районных, городских потребительских  обществ. В систему входят 213 районных и окружных потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.

     Основу  внутренней организационной структуры  составляют потребительские общества, создаваемые на основе членства путем  объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной  деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков.

     Основная  работа с пайщиками сосредоточена на кооперативных участках. Чаше всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они - главное звено в реализации хозяйственный и социальных задач.

     Потребительские общества образуют потребительские  союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских  обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских  обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих  потребительской кооперации динамично  развиваться.

       Конечная цель деятельности союза  любого уровня – обеспечение  защиты имущественных и иных  прав потребительских обществ  и их членов, представление интересов  в государственных органах и  органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг4.

       В Законе прописана вертикаль  ответственности, которая выражается  в ответственности, потребительских  обществ перед союзами и союзов  перед союзами более высокой  степени иерархии. Закон предусмотрел  создание контрольно-ревизионных  управлений союза для проверок  деятельности организаций потребительской  кооперации5.

     Контрольно-ревизионные  управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных  и иных прав потребительских обществ  и их членов.

Информация о работе Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений