Понятие и сущность предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:21, реферат

Описание

Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

пппп.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

    д) по характеру продаж – оптовый, розничный. Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.

    Рынок имеет, по сравнению с командно-административной экономикой, значительные преимущества.

    Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг).

    Во-вторых, рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства.

    В-третьих, преимуществом рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления.

    В-четвертых, участники рынка оптимально используют результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами.

    В-пятых, предприниматель и потребители  обладают свободой выбора  
и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д.

    В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

    В то же время, рынок имеет и негативные стороны. Поэтому, формируя в стране рыночную экономику, новые экономические условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного опыта, можно выделить следующие недостатки рынка:

    а) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов;

    б) рынок не имеет действенной экономической  защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;

    в) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);

    г) в рынке не создаются стимулы  для производства товаров и услуг  коллективного пользования;

    д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

    е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных  исследований в науке;

    ж) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги;

    з) рынок подвержен нестабильному  развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.

    Как уже говорилось, рынок есть сфера  существования предпринимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без предпринимателей, как самостоятельно хозяйствующих субъектов, не может быть развитого рынка. Поэтому все условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являются и условиями становления развитого предпринимательства.

    Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим законодательством запрещается прибегать к недобросовестной конкуренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуществлять монополистическую деятельность, устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.

    Предприниматель может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Внутренняя предпринимательская среда 

    Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда  как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы):

  • наличие необходимого объема собственного капитала, правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
  • выбор предмета деятельности;
  • подбор команды партнеров;
  • знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
  • подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;
  • механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

    Особое  значение для успешной предпринимательской  деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

    К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

    Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые  постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации  и ведения бизнеса, умеют совершать  сделки, заключать предпринимательские  договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Добиваться успеха могут только те предприниматели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

    Несомненно, практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов, по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По утверждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий. К примеру, если рациональной целью для вас является сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему. Важное место в менеджменте компании «Омрон» занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, чтобы каждый работник смог в полной мере проявить свой талант. «В нашей компании занято около 15 тысяч человек, – пишет Татеиси. – Это означает, что мы имеем дело не просто с 15 тысячами людей, а с 15 тысячами различных подходов к жизни и работе, с 15 тысячами различных уровней образования и опыта, амбиций и характеров.

    Для меня идеальным местом работы представляется то, где царит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счете успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить эти способности. Для нас главное – талант как таковой, независимо от сферы его проявления».

    Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены «обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки», в результате низовое подразделение приобрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты.

    Большую роль в совершенствовании менеджмента  компании «Омрон» сыграло внедрение  в практику управления понятия «предприятие – слуга общества» в виде девиза компании: работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех.

    Следование  этому девизу позволяло руководству  компании внедрить рациональный менеджмент, расширять деловую активность всех подразделений компании, совершенствовать организацию производства, обновлять выпускаемую продукцию, увеличивать объемы продаж и получать больше прибыли, а на этой основе совершенствовать материальное стимулирование всех работников. В компании проведена корпоративная реконструкция, в основе которой лежали две главные идеи: приблизить администрацию к реальным условиям работы и создать в разумном объеме несколько предприятий, которым предоставлена полная самостоятельность и которые действуют в рамках компании как определенные небольшие фирмы. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в немалой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: «Продает каждый!», «Реагировать немедленно!», «Действовать молниеносно!». По этому поводу К. Татеиси пишет: «Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед работой зафиксировать в своем сознании эти заповеди».

    Задачей менеджмента в сфере производства является совершенствование управления всеми процессами производства продуктов, но менеджеру необходимо овладеть механизмом прогнозирования, планирования процесса производства. По мнению К. Татеиси, предприниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, используя обратные связи.

    Для того, чтобы вывести компанию на дорогу успеха, необходимы, по мнению К. Татеиси, следующие условия (факторы):

    1) выработка четкого кредо компании;

    2) соотношение целей компании с естественным поведением людей (человеческий фактор);

    3) распределение доходов;

    4) характерный дух (и совместная собственность);

    5) понятие всеобщей заинтересованности (сопричастность);

    6) перспективный рынок сбыта (новые товары);

    7) оригинальная технология;

    8) эффективное руководство.

    В послесловии книги «Вечный дух  предпринимательства» К. Татеиси подчеркивает, что самым важным достижением  «Омрона» является создание духа соревновательности, который позволил компании в течение десятилетий без страха глядеть в будущее. Философия управления «Омрона» основывается на следующих основных составляющих.

    1. Четыре характерные  черты идеального  места работы:

    а) привлекательный вид места работы;

    б) талантливые работники;

    в) удовлетворение вкусов покупателя;

    г) вознаграждение за труд и усердие.

    2. Три главные линии  менеджмента:

    а) изучать запросы покупателя;

    б) по достоинству оценивать каждого  работника;

    в) поощрять дух соревновательности.

    3. Три основные краткосрочные  цели:

    а) восстановить структуру прибыли;

    б) создать инфраструктуру, отвечающую требованию нового общества;

    в) оживить корпоративную организацию.

    4. Пять принципов оперативной деятельности:

    а) все действия определяются среднесрочными и долгосрочными планами;

    б) ориентация на приоритеты;

    в) реальные сроки выполнения операций;

    г) тотальная оптимизация;

    д) отношения на принципах честности  и скромности.

    Рекомендуем читателям познакомиться с книгой К. Татеиси «Вечный дух предпринимательства», что позволит сформировать эффективную внутрипредпринимательскую среду, позволяющую избежать многих ошибок и добиваться успеха.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательской среды