Поддержка предпринимательства в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная работа .docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)

В Федеральном  законе от 24.07.2007г. № 209-ФЗ говорится, что государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

 

1.2.3 Информационная  поддержка

 

Оказание  информационной поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства. 

Информационные  системы и сети создаются в  целях обеспечения следующей  информацией:

- о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства). (3, ст.19)

На сегодняшний  день в сети Internet в общедоступном режиме на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления размещена вся необходимая информация.

 

1.2.4.Поддержка в  области подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров

 

Планомерная деятельность по подготовке кадров для  субъектов предпринимательства  осуществляется значительным количеством  ВУЗов, на базе которых отрываются кафедры, и ведется подготовка специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательская деятельность», создаются современные учебные и учебно-методические материалы.

Согласно  Указам Президента Российской Федерации  от 23 июля 1997г . № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного  хозяйства РФ» и от 24 марта 2007г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства  Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных  годах» реализуется Государственный  план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства  РФ, который и в России и за рубежом все называют «Президентской Программой подготовки управленческих кадров». Стратегической целью Президентской  программы является создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей - менеджеров и формирование управленческого  потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики  России. С момента подписания Указа  и по настоящее время в ведущих  образовательных учреждениях страны прошли подготовку по специальностям: «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит» более 50 тысяч руководителей высшего и среднего звена. Более 9 тысяч менеджеров были направлены для прохождения стажировки на зарубежные профильные предприятия Германии, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландов, Норвегии, Канады. Была создана и успешно работает система отбора специалистов и контроля качества подготовки в России и за рубежом.(13)

В 2007 году в г. Москве стартовала  программа  подготовки кадров для малого предпринимательства, которая постепенно внедряется в крупных региональных образовательных центрах. Целью этой программы является сочетание массовой бизнес-подготовки кадров для предпринимательства и целевой переподготовки руководителей и квалифицированных специалистов малых предприятий различных отраслевых секторов сферы малого предпринимательства.  

В Федеральном  законе от 24.07.2007г. № 209-ФЗ говорится, что  государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) разработки  примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку  и повышение квалификации кадров  для субъектов малого и среднего  предпринимательства, на основе  государственных образовательных  стандартов;

2) создания  условий для повышения профессиональных  знаний специалистов, относящихся  к социально незащищенным группам  населения, совершенствования их  деловых качеств, подготовки их  к выполнению новых трудовых  функций в области малого и  среднего предпринимательства;

3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам  малого и среднего предпринимательства.

 

1.2.5.Участие в государственных  закупках

 

Объем российского  рынка государственного заказа весьма велик и составляет 10% ВВП, то есть около 2 трлн. рублей, увеличившись за последние пять лет в пять раз. Федеральный закон от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установил 15-процентную квоту от цены или объема контракта для предприятий инвалидов, уголовно-исполнительной системы и малого предпринимательства.

Законодательством установлено, что Правительство  РФ, органы исполнительной власти субъектов  РФ должны предусматривать резервирование для субъектов малого бизнеса  определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции  и товаров для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого бизнеса не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого бизнеса.  

(2, ст.15)

Считается, что идет на пользу малому бизнесу  и введение электронных аукционов  при размещении госзаказа. В основном малые предприятия стремятся  участвовать в запросах котировок, в этой сфере процент малого бизнеса  очень высок. Малые предприятия  предпочитают выполнять госзаказ на поставки канцтоваров в госучреждения, на строительство некрупных объектов, в научно-исследовательской сфере. Дальнейшим направлением участия малого бизнеса в размещении госзаказа  – даже не выделение каких-то квот, а дробление заказов и упрощение  условий для малых предприятий. Распределение гарантированной  доли заказов среди субъектов  малого бизнеса производится при  помощи целевых подрядных конкурсов  при обязательном обеспечении доступности  информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников. (4, с.459)

 

Глава 2. Поддержка предпринимательства  в Тульской области

 

2.1. Состояние и проблемы государственной поддержки предпринимательства в Тульской области

 

В рамках реализации государственной программы  поддержки малого и среднего предпринимательства  на территории Тульской области  Постановлением администрации Тульской области  от 10 июня 2009 г. N 418 долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2012 годы».

Целью программы  является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной  и производственной сфере.

Основные  задачи:

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики путем развития системы финансовой поддержки;

-оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем создания сети бизнес-инкубаторов;

- создание общедоступных региональных информационных ресурсов в сфере малого и среднего предпринимательства;

- повышение эффективности мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области;

- стимулирование вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.  (10)

Основные  показатели, характеризующие состояние  малого бизнеса в Тульской области  имеют выраженную тенденцию количественного  и качественного роста.

По состоянию  на 01.01.2009 в Тульской области насчитывается 2343 малых предприятия и 181 среднее  предприятие. Численность работающих, включая внешних совместителей  и выполняющих работу по договорам, на малых предприятиях - 76 тыс. человек, на средних предприятиях - 24,4 тыс. человек, что составляет 102 процента и 111,7 процента к соответствующему периоду предыдущего  года соответственно.

Развитие  малого и среднего предпринимательства  определено Программой социально-экономического развития Тульской области до 2010 года, Стратегией социально-экономического развития Тульской области до 2028 года в качестве одного из приоритетных направлений.

 

 

 

Таблица 3.

 Основные социально-экономические  показатели деятельности малых  и средних предприятий за 2009 год  в Тульской области.  (10)

 

Показатели

Единица измерения

2009г.

2008г.

Темп роста, %

Количество предприятий

единиц

2663,0

2524

105,5

Среднесписочная численность работников

тыс. чел.

92,694

94,804

97,8

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (в Дей-ствующих  ценах, без  НДС, акцизов и других аналогичных  платежей)

млн. руб.

53509,0

47792,2

112,0

Оборот организаций (в дейст-вующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)

млн. руб.

107129,8

104786

102,2

Инвестиции в основной капитал

млн. руб.

3193,9

4566,5

69,9

Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника

руб.

12972,0

12109,4

107,1


 

Повышение эффективности экономики региона, особенно с учетом новых вызовов, за счет увеличения вклада малого и  среднего предпринимательства  обусловлено  решением ряда актуальных проблем.

Несмотря  на увеличение в Тульской области  числа субъектов малого предпринимательства - получателей кредитов кредиты, в  том числе долгосрочные инвестиционные, недоступны для большинства субъектов  малого предпринимательства. В 2007 году лишь 10 процентов субъектов малого предпринимательства от общего количества кредитовались в банках на общую  сумму более 12 млрд. рублей. Очевидно, что потребности предпринимателей в финансовых ресурсах значительно  превышают даже существенно возросшие  возможности бюджета.

В основе проблемы привлечения в сферу  малого и среднего предпринимательства  банковского капитала - слабая имущественная  база малых предприятий и как  следствие недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также  высокие, по сравнению с доходностью  бизнеса, ставки платы за кредитные  ресурсы.

Уровень развития в Тульской области микрофинансовых  услуг для предпринимателей, в  первую очередь начинающих, не отвечает задачам ускоренного развития малого бизнеса. Ограниченное число банков, оказывающих указанные услуги, а  также микрофинансовых организаций, действующих на территории региона, в настоящее время не в состоянии  обеспечить потребности предпринимателей, в первую очередь из отдаленных от областного центра территорий. (9)

В сложившихся  экономических условиях решение  указанных проблем приобретает  особую актуальность.

Частично  эту проблему помогает решать финансовая поддержка, оказываемая в рамках данной Программы, субъектам малого и среднего предпринимательства  Тульской области, соответствующим  критериям получателей поддержки, определенным постановлением администрации  Тульской области от 16.05.2008 № 272 «Об утверждении Порядка предоставления средств бюджета области, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства».

Финансово-кредитная  поддержка малого и среднего предпринимательства включает в себя:

- Финансовая поддержка малого предпринимательства в научно-технической сфере;

- Кредитование малого и среднего бизнеса;

- Конкурс среди начинающих предпринимателей «Лучшие бизнес - идеи Тульской области»;

- Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам банков;

Информация о работе Поддержка предпринимательства в Тульской области