Поддержка предпринимательства в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная работа .docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)

и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает  два критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
  • малые предприятия - до 100 человек;
  • в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с

численностью  занятых до 15 человек.

Вторым  критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость  активов за предшествующий календарный  год, которая не должна превышать  предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей  поддержки, определяются цели и порядок  создания государственными органами и  органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения

налогового  учета, налоговые декларации по упрощенной форме по

отдельным налогам и сборам;

  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности;

  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и

муниципальное имущество;

  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров,

выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и

муниципальных нужд;

  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении

государственного  контроля (надзора);

  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом

целей.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может применять упрощенку. И, в частности, этот спецрежим смогут применять компании, где работает до 250 сотрудников.

Таким образом, в Федеральном законе от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» устанавливаются следующие формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4.  Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. (1, ст.6)

6. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

7.  Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

8. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

8. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

9. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. (3, ст.7)

С целью  реализации данных форм поддержки малого и среднего предпринимательства  создается специальная инфраструктура юридических лиц.

 

1.1.4 Инфраструктура  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства. 

 

Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ дает определение  понятию инфраструктура поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства. Из рассматриваемого закона, следует, что под инфраструктурой поддержки  понимается система коммерческих и  некоммерческих организаций, которые  создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях  размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных или муниципальных  нужд при реализации федеральных  программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. (3, ст.15)

В России создана на федеральном уровне и  формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства  вообще и малого предпринимательства  в особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки  малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные  комитеты, как: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство здравоохранения  и социального развития РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Федеральная  налоговая служба, Государственный  комитет по статистике, государственный  Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере.

Исполнителям  федеральной программы государственной  поддержки и развития среднего и  малого бизнеса в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: Роспатент, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг, Центральный Банк РФ. Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Департамент  поддержки малого предпринимательства  и его региональные отделения.

К инфраструктуре предпринимательства следует отнести  Российское агентство поддержки  малого бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга, Международный фон поддержки  инновационных предприятий «Инносоюз», общероссийские общественные объединения  предпринимателей и др.

Ведущая роль в инфраструктуре малого и среднего предпринимательства принадлежит  исполнительной и законодательской власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержки проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого бизнеса. (12)

 

1.2 Методы государственной поддержки

 

1.2.1. Финансовая поддержка.

 

Льготное  кредитование

 

На основании  Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ кредитование субъектов малого и  среднего предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки предпринимательства. При  этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства  на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.  (3, ст.11)

Услуга  по кредитованию малого и среднего бизнеса предоставляется банковскими  учреждениями предприятиям, индивидуальным предпринимателям, представителям малого бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Банки предоставляют кредит для  предпринимателей на организацию или  развитие бизнеса, пополнение оборотных  средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества  и т.д. Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматели  должны предоставить баку ликвидный залог в виде оборотных средств, собственного движимого или недвижимого имущества или же имущества третьих лиц, а также гарантией для банков служит поручительство третьих лиц. В некоторых случаях банки предоставляют беззалоговые кредиты, но этот вариант подходит только для предприятий с безупречной кредитной историей. Самым ликвидным видом залога является недвижимость. 

Кредитование  малых и средних предприятий  для банков является самым приоритетным видом кредитования. К основным требованиям, предъявляемым банками для предпринимателей, являются: наличие успешно развивающегося бизнеса и собственного капитала. Следует учесть, что кредитование малого и среднего бизнеса представляет собой довольно сложную и процедуру. Это связано с тем, что банки  всегда стараются минимизировать свои риски и поэтому требуют от предпринимателей большой пакет  документов, а в некоторых индивидуальных случаях даже потребовать предоставление дополнительных документов. (11) 

Бум кредитования малого и среднего бизнеса в России пришелся на 2006 – начало 2008 гг., объем кредитования малого и среднего бизнеса в России вырос на 80%.

 Однако  с началом кризиса ликвидности  многие банки были вынуждены  ввести строгие ограничения по  этому виду кредитования, кредитные  линии были частично приостановлены, ряд банков ввел лимиты на  кредиты. Общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства всего по Российской Федерации на 1 января 2010 года составил 3014,5 млрд. руб., что, по оценкам AnalyticResearchGroup, на 26,3% меньше чем в 2008 году. Основное падение объемов кредитования пришлось на первое полугодие 2009 г., однако уже во втором полугодии 2009 года показатели были сопоставимы со второй половиной 2008 года (1,6 трлн. руб. против 1,9 трлн. руб.). 

Тенденция роста объема выданных малому и среднему бизнесу кредитов продолжилась и  в 2011 году. По сравнению с результатами первого квартала 2010 года, за первые 3 месяца 2011 года рынок кредитования малого и среднего бизнеса увеличился на 38,8%. Всего на начало апреля 2011 года банки выдали кредитов на сумму 1,18 трлн. руб.

По сравнению  с концом 2009 года кредитные продукты для малого бизнеса стали больше отвечать потребностям организаций: сегодня  банки могут предложить как стандартные  залоговые программы на пополнение оборотных средств, покупку оборудования, транспортных средств, недвижимости, текущие  расходы, так и программы беззалогового  кредитования (до 1 млн. руб. и больше), экспресс кредитования, программы кредитования на инвестиционные цели и бизнес-ипотеку. Увеличились и допустимые сроки  кредитования предприятий. Сегодня 50,5% кредитных программ рассчитано на длительные сроки финансирования – до 5-10 лет. Количество программ, кредитующих до 1 года, сократилось с 19,3% в мае 2010 года до 13,4% в мае 2011 года. Треть кредитных  программ рассчитаны на максимальный срок 2-3 года (34,2%). Минимальные и максимальные суммы кредита  по-прежнему зависят от финансового состояния заемщика, величины оборотного капитала, потребностей заемщика, величины залога и срока кредитования. В целом в настоящее время малый и средний бизнес имеет сравнимый с докризисным уровень доступа к банковскому кредитованию.

Таким образом, за последние три-четыре года объем  кредитования малого бизнеса вырос  на 80%. Потребность данной отрасли  в заемных средствах сегодня  удовлетворяется не более чем  на 15-17%. Более оптимистически настроенные  финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Однако проблем кредитования меньше не стало.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса  банкиры называют непрозрачность российского  малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не является владельцем ликвидного имущества. Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях.

Информация о работе Поддержка предпринимательства в Тульской области