Планирование хозяйственной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение планирования хозяйственной деятельности организации.
Задачи курсовой работы:
1.Определить теоретические аспекты планирования хозяйственной деятельности организации, а именно:
- Понятие планирование: функции и задачи;
- Стадии планирования и их роль в управлении предприятием;
- Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx1.docx

— 72.79 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим также роль каждой стадии в управлении предприятием.

Самая первая стадия – определение  и обоснование основной цели и  задач, вытекающих из неё. Для того чтобы  предприятие, только что появившееся  на рынке стало успешным, конкурентоспособным, необходимо в самом начале поставить  правильную цель перед собой –  это необходимое условие начала любого планирования, рассмотреть возможные  факторы, которые могут оказать  то или иное влияние. Естественно, главной  целью является получение максимальной прибыли. После определения цели (целей) важно правильно поставить задачи, которые предприятие будет выполнять[8. С.175].

Далее необходимо оформить задачи, оценить реальные показатели деятельности предприятия, определить задания для исполнителей.

После того, как были определены все задания, необходимо решить, какие  задания каким работникам будут  предназначены для выполнения, это  и есть детализация задания по видам и объемам работ. С учетом специализации и кооперации труда  устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного  вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде  и рабочему. Должна быть предусмотрена  последовательность выполнения связанных  между собой работ.

Необходимой частью этапов планирования является расчёт затрат и результатов деятельности организации.

И конечно на всех этапах важно осуществлять контроль и анализ результатов для возможной корректировки  не совсем желаемых результатов.

Правильный выбор вида, содержания и стадий внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности  производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний  рынок[4. С.69].

 

 

1.3. Этапы разработки хозяйственной  стратегии предприятия

 

 

Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них – прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование) [5. С.80].

Отличительная черта стратегического  планирования – его гибкость, обусловленная  подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии: жизненный цикл продукта, цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей и т.д.

Плановый горизонт зависит  от масштабов предприятия, его размеров.

 Смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка. К тому же в условиях рынка стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объёма производства и улучшение качества продукции, но также и на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Составление прогноза. В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целевых производственно-сбытовых программ. Так, в конце 70-х – начале 80-х годов стратегическое планирование распространилось на поиск новых, более прибыльных рынков сбыта и приобрело так называемую ресурсную направленность. Ресурсная направленность состоит в разработке комплексных планов, в соответствии с которым все виды ресурсов направляются на достижение конечных целей корпорации (способствуют долгосрочному коммерческому успеху фирмы). Из нескольких возможных планов стратегического развития фирмы, руководство выбирает наиболее приемлемое, т.к. планы характеризуются разными приоритетами в распределении ресурсов и неодинаковым соотношением риска и гарантированной выгоды. Долгосрочные прогнозы составляют на период более пяти лет[19. С.216].

Анализ внешней среды. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо всегда учитывать влияние внешней среды. Анализ внешней среды даёт предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в возможные выгоды. Обычно выделяют семь областей угроз и возможностей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

Анализ факторов внешней  среды, правильное и полное представление  о сильных и слабых сторонах предприятия  позволяет составить прогноз  сбыта, являющегося основой всего  внутрифирменного планирования[5. С.93]..

Большинство предприятий  готовят краткосрочный прогноз  сбыта на финансовый и календарный  год. Этот прогноз используется в  качестве основы для планирования потребностей в финансах, рабочей силе и других ресурсах.

Прогнозирование сбыта. Существует много различных методов прогнозирования сбыта. Среди них наиболее распространённые:

- опрос группы руководителей  различных служб и отделов  предприятия (наиболее подходит  для новых предприятий, не имеющих  достаточного опыта, либо когда  нет полной статистики о тенденции  сбыта тех или иных видов  изделий);

- обобщение оценок отдельных  торговых агентов предприятия  и руководителей его сбытовых  отделений (анализ рынка дополняется  мнением тех, кто непосредственно  ощущает реакцию потребителей)

- анализ тенденций, циклов  и факторов, вызывающих изменения  в объёме сбыта (основывается  на выявлении вероятных тенденций);

- анализ ассортимента  товаров, при котором прогнозы  сбыта по отдельным видам изделий  сводятся воедино и образуют, планируемы оборот предприятия. [5. С.59]

Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной  деятельности предприятия. Считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5 %.

Товарная стратегия. Товарная стратегия предполагает определённый курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. В её задачу входит обеспечении преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товара, а также разработка и осуществление стратегии маркировки, обслуживания товара.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной  и маркетинговой политики предприятия. Поэтому принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. [18. С.34].

При формировании товарной стратегии необходимо иметь чёткое представление о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать  рынок и характер его требований. Необходимо ясно представлять темпы обновления продукции в целом и по отдельным её видам, действия конкурентов. [9. С.48]

На любом хозяйственном  уровне для решения задач товарной стратегии необходим стратегический подход. Товарная стратегия определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение принципиальных задач.

Таким образом, для выбора хозяйственной стратегии предприятия  необходимо рассмотреть все пункты деятельности, начиная от составления  прогноза, производственно-сбытовой программы, заканчивая факторами внешней среды[20. С.352]..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ  ООО  «Лизинговой кампании»

 

2.1. Общие сведения об   ООО «Лизинговой кампании»

 

 

На протяжении последних  нескольких лет лизинговый бизнес в  России динамично развивался. Без  активного использования лизинга  сегодня трудно представить развитие стратегических отраслей народного  хозяйства, промышленности, малого и  среднего бизнеса. Осознавая роль лизинга  для российской экономики, Корпорация уделяет большое значение развитию лизингового бизнеса.

Лизинговая компания была основана в 1999 году. Сегодня «Лизинговая кампании» является ведущей универсальной лизинговой компаний России.

Компания входит в состав Финансовой Корпорации и имеет успешный опыт лизингового финансирования клиентов различных отраслей промышленности и из всех регионов РФ. Это одна из крупнейших лизинговых компаний России, лидер среди универсальных лизинговых компаний. Компания обладает самой широкой в России филиальной сетью продаж и осуществляет лизинговое финансирование приобретения всех видов оборудования, транспорта и коммерческой недвижимости для крупных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса[10. С.56].

Бурно растущий рынок лизинговых услуг и наличие разветвленной  филиальной сети открывает перед «Лизинговой кампании» возможности по интенсивному развитию. В настоящее время конкуренты слабо представлены в регионах. Это стимулирует компанию к опережающему росту своей филиальной сети для захвата доли рынка и ее удержания.

Но нельзя обойти стороной мировой экономический кризис, который  ухудшил положение не только ООО  «Лизинговой кампании», но и российского  рынка лизинга в общем. Нестабильность на финансовых рынках негативно отразилась на деятельности компаний. Видим, что наиболее успешным был 2007 год. По итогам 2008 года рынок лизинговых услуг в России резко сократился. Отсутствие активных продаж в 1 полугодии 2009 г. привело к падению основных показателей развития рынка лизинга до уровня 2005 года. Однако в третьем квартале 2009 года рынок лизинга продемонстрировал признаки оживления и с этого же года компания начала переход к стратегии повышения эффективности региональной сети[16. С.77]..

 

 

2.2. Планирование хозяйственной  деятельности  ООО «Лизинговой кампании»

 

 

 Эффективность функционирования  предприятия определяется многими  обстоятельствами. Среди них: правильность  установления "что, сколько, какого  качества и к какому времени  производить продукцию или оказывать  услуги" с учетом спроса и  предложения; выбор оптимальной  технологии и организации производства; своевременное и рациональное  ресурсное обеспечение; величина  основного и оборотного капиталов;  формы и методы реализации  продукции

В условиях рыночной системы  хозяйствования диапазон использования  этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию[11. С.100]..

Это предполагает необходимость  применения соответствующих форм и  методов их внутренней увязки. Такой  формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде[6. С.201].

Вместе с тем планирование будет действенным только в том  случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и  как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной  альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются  и уточняются по времени цели и  задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. [6. С.212]

В-четвертых, планирование следует  осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности организации