Перспективы социально-экономического прогнозирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:49, реферат

Описание

Фрэнсис Бэкон, английский политический деятель ХVII века в своем знаменитом афоризме: «Knowledge itself is power» - «Знание само по себе - сила» просматривал экономический расчет.
В современном мире знания стоят дорого, а знания о будущем экономики составляют настоящий золотой фонд любого развитого государства. Очевидно, насколько важны знания о будущем для выработки социально-экономической и иной политики государства, регионов, крупных предприятий, развития домашнего хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

перспективы прогнозирования..docx

— 20.24 Кб (Скачать документ)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

Мазурова Е.Н., Каверзин И.В. (Лф Сиб ГТУ, г.Лесосибирск, РФ)

 

The article aims - to analyze the prospects of socio-economic forecasting in Russia. Noted the plan for future system for forecasting and planning.

 

Фрэнсис Бэкон, английский политический деятель ХVII века в своем знаменитом афоризме: «Knowledge itself is power» - «Знание  само по себе - сила» просматривал экономический  расчет.

В современном мире знания стоят дорого, а знания о будущем  экономики составляют настоящий  золотой фонд любого развитого государства. Очевидно, насколько важны знания о будущем для выработки социально-экономической  и иной политики государства, регионов, крупных предприятий, развития домашнего  хозяйства. Сегодня в управлении российской экономикой очень серьезную  роль играет инерционный прогноз  экономики, на основании которого по законодательству должна строиться  концепция долгосрочного развития экономики, детализирующая сам прогноз.

Социально-экономическое  прогнозирование – это процесс  разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах  познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической  прогностики.

Целью статьи является –  проанализировать перспективы социально-экономического прогнозирования в России.

Инерционный прогноз, т.е. многовариантный, рассматривает различные сценарии и зависит в основном от набора важных показателей: цена на нефть, инфляция, демография и т. п. От ресурсов и других факторов выводятся темпы экономического роста, а создаваемый в будущем  продукт «разбивается» на разные цели: социальные и прочие. Но не все  так просто - задаются, как правило, и некоторые социально-экономические  нормативы, на которые необходимо выйти  в будущем, но все же в основном они зависят от динамики объемов  и производительности экономических  ресурсов, а не наоборот.

Между тем, некоторую альтернативу такому подходу мы можем видеть в  отдельных развитых странах за рубежом, например, в США есть модель прогнозирования, выстраивающая формирование картины  будущего от демографической сферы, от трудовых ресурсов, квалификационной структуры, рабочих мест и т. п. Названную  схему, конечно, можно считать более  социализированной. Понятно, что идеалом  социализации общества в прогнозировании  была бы система, выстраивающая четкую будущую систему «социального продукта»: благосостояния, социальных программ и благ, конкретных позитивных сдвигов  в здравоохранении, питании, обеспеченности жильем, обучении, рекреации и т. п. И под такую систему уже  выстраивались и оптимально использовались экономические ресурсы, создавая будущий  социальный продукт. То есть, концептуальное и прогнозное решение конкретных социально-экономических проблем  на уровне, ясном для простого человека, как раз и доказывает реальную социальную направленность государства, привносит в общественное мнение необходимую стабильность и является важным фактором обеспечения уверенности в завтрашнем дне (особенно если планы систематически выполнять). А уверенность населения в будущем, заинтересованность в завтрашнем дне - мощный социально-психологический фактор повышения трудовой активности и экономического роста. Система планирования и прогнозирования должна быть явно ориентирована на конкретное благо каждого конкретного человека, а не усилия человека должны быть направлены на абстрактные общие цели государства - мы это уже проходили.., кончилось плохо.

Чем сегодня качественно  отличается прогнозирование в развитых экономиках? В первую очередь это  ориентация на предвидение решений  конкретных социальных, социально-экономических  проблем, а экономические проблемы подаются как средства решения социальных проблем. Это и понятно - в развитом хозяйстве собственно, экономический  механизм не является зоной столь  пристального внимания, так как он уже сравнительно хорошо отлажен, отрегулирован  государством, конкуренция и рыночные механизмы функционируют достаточно четко. В России этот процесс отладки  и балансировки рыночного механизма  продолжается, но нетрудно заглянуть  в недалекое будущее и понять, какое социально-экономическое прогнозирование  и планирование у нас будет, каким  оно должно стать. Сначала несколько  слов о специфике развитого прогнозирования  и планирования в рыночной среде: оно не может концентрироваться  на мелочах и деталях (мелкие проблемы решаются «внизу» отлаженным рынком), внимание концентрируется на крупных  проблемах. Во-вторых, такое планирование и прогнозирование должно быть прозрачным - каждый гражданин при желании  должен легко ознакомиться с прогнозом, концепцией и планом, знать, кто, как  и какие решения принимает, кто  за что реально отвечает. Более  того, сам процесс будущего прогнозирования  должен носить более демократический  характер - в нем при желании  должны свободно принимать участие  не только соответствующие госструктуры, но и независимые организации, эксперты; возможно широкое проведение опросов  населения об облике желаемого будущего, пожеланиях и опасениях, о целях  развития и способах их достижения.

Будущее прогнозирование  будет ориентировано на общие  концептуальные качественные цели, выстраивать  соответствующие стратегии, анализировать  многовариантные сценарии развития, учитывать вероятностный характер развития (который в последнее  время резко усиливается) и систему  рисков (особенно военно-политические факторы и возросшую катастрофичность мирового развития), непредсказуемость  многих событий. Конкретное решение  проблем детализируется в крупных  народнохозяйственных проектах и программах. В перспективе, по мере развития планирования и прогнозирования возможно реальное программирование и открытое планирование включения/выключения экономических  регуляторов в зависимости от состояния системы устанавливаемых  индикаторов развития - в этой ситуации население и бизнес будет чувствовать  себя все более уверенно и не опасаться  завтрашнего дня. Во многом система  прогнозирования и планирования будет сближаться с публичной  политикой. Регуляторы рыночной экономики  по мере ее развития будут носить все  более экономический, косвенный, нежесткий  характер, заменяя прямое администрирование; законодательная система стабилизируется; приблизится к мировым стандартам институциональная среда.

Далее рассмотрим качественное, смысловое наполнение будущей системы  прогнозирования и планирования. Конечно, это будет более социализированная, более обращенная на развитие человека система с соответствующими социально-экономическими критериями. На первом месте в концепциях и прогнозах будут стоять нормативы  повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические параметры, конкретные цели развития социального обеспечения и гарантий, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, рекреацией, развитие прав и свобод, защиты и безопасности в т.ч. экологической, обеспечение социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку, снижение степени дифференциации благосостояния.

Вместе с тем, по мере развития экономики, все большую значимость по сравнению с экономическими ценностями в прогнозах и концепциях должны иметь конкретные цели по формированию новой системы социально-культурных ценностей в обществе. Важнейшими критериями становятся обеспеченность всего населения культурными, научными, образовательными, информационными  благами, развитие интеллектуальной сферы  и индивидуального творчества и  предприимчивости. В качестве средств  достижения поставленных целей в  первую очередь станут рассматриваться  не потенциально возможные ресурсные  вложения, а развитие фундаментальной  и прикладной науки, инновационные  процессы, формирование новых принципов  доверия, государственно-частного партнерства, партнерских отношений в обществе, консолидации общества на базе общих  социально-политических и культурных ценностей. Под указанные цели и  задачи и должен подстраиваться экономический  блок, постепенно перестающий доминировать в общественном сознании как самоценность.

Однако, в перспективе  сам экономический блок претерпевает серьезные структурные изменения, связанные с тем, что Россия все  более твердо встает на постиндустриальный путь развития с мощным развитием  сектора услуг и интегрируется  в мировую систему. Развитие экономического блока явным образом увязывается  в прогнозах с человеческим капиталом, управленческим капиталом, социальным капиталом (капитал «отношений»). Все  виды вложений в человеческий фактор и эффект от этого становятся важнейшими способами поставленных обществом  целей. Необходимой инфраструктурой  развития человеческого фактора  в экономике становится система  непрерывного образования во взаимосвязи  с совершенствованием и расширенным  внедрением общедоступных информационно-коммуникативных  технологий, сети Интернет, электронных  библиотек и баз данных и т. п.

Другой качественно важный блок будущей системы прогнозирования  и планирования - долгосрочный форсайт  технологий, предвидение революционных  технологических прорывов, планирование переходов на более высокие технологические  уровни в целях решения социально-экономических  проблем. В принципе, в будущем  наукоемкость продукции, работ, услуг, любых видов деятельности будет  неуклонно возрастать и косвенно свидетельствовать о благополучном  развитии экономики.

В итоге отметим критически по энергетической проблеме.  Исторические факты показывают, что собственно энергетической проблемы-то не существует, а существует две другие: 1) отставание во внедрении авангардных достижений науки в области энергетики; 2) искусственная шумиха вокруг энергетической проблемы, создаваемая заинтересованными  кругами для поддержания максимально  высоких цен на традиционные массово  производимые энергоносители с целью  максимизации собственных доходов. При этом мир переполнен сверхпрогрессивными  идеями в области новой энергетики (водород, воздух, гелий, приливы и  отливы, энергия Солнца и чуть ли не звезд, все виды излучений и  т. д.). Известны напоминания о том, что монополии с целью максимизации своих доходов «кладут под  сукно», «не замечают», не стимулируют  передовые НТР, часто противостоят им. Но это действительно так! И  тот, кто первым откажется от этой порочной практики, в перспективе выиграет в качестве и уровне высокотехнологичного роста. Россия же как энергетическая сверхдержава просто обязана сделать это первой именно потому, что имеет максимальный запас энергетической прочности и может экспериментировать. Но если поступить наоборот - извещать, что нам всего достаточно, то в очередной раз будем отброшены далеко назад, обогрев при этом весь неблагодарный мир.

Литературы

1. Воробьев, В.А. Оценка  тенденций социально-экономического  развития [Текст] // Вопр. статистики. -2008. -№12. -С.13–19.

2. Анализ и прогнозирование  экономики региона / Под ред.  В.П. Чичканова, П.А. Минакир. -М:  Наука, 1984.

3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка [Текст]: Учебное пособие  / Л.П. Владимирова. – Изд. 6-е  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К0», 2006. – 400 с.

4.  Ханк, Д.Э. Бизнес-прогнозирование  [Текст] / Д.Э. Ханк Д.У. Уичерн, А.  Дж. Райтс. – М.: Вильямс, 2007. –  22 с.

5. Прогнозирование и планирование  в условиях рынка [Текст] / Под  ред.Т.Г.Морозовой и А.В.Пикулькина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


Информация о работе Перспективы социально-экономического прогнозирования в России