Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание

Общая характеристика основных форм предпринимательской деятельности: товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, народных и унитарных предприятий, кооперативов, объединений и ассоциаций. Их отличия, виды и роль в экономике.

Содержание

Введение
1.Организационно-правовые формы предпринимательства
2.Индивидуальные частные предприятия
3. Хозяйственные товарищества
3.1. Полное товарищество
3.2. Товарищество на вере (коммандитное)
4. Хозяйственное общество
4.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
4.2. Общество с дополнительной ответственностью
4.3. Акционерное общество
4.3.1. Закрытое акционерное общество (ЗАО)
4.3.2. Открытое акционерное общество (ОАО)
4.3.3. Корпорация
5. Корпорация типа «S»
6. Производственный кооператив
7. Государственные предприятия
8. Заключение
9. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

FORMS.DOC

— 247.00 Кб (Скачать документ)
 

     3.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

      В ряде западных стран существуют так  называемые общества одного человека. К ним и относятся общества с ограниченной ответственностью, в которых собственность концентрируется в руках одного человека. В обществах с ограниченной ответственностью в большинстве случаев существует тесная взаимосвязь между компаньонами. По этой причине они очень подходят для организации семейных предприятий.

      Для учреждения ООО необходимо заключить  учредительный договор, в котором определяются наименование фирмы, местонахождение и направление деятельности предприятия, а также указываются размеры уставного капитала и долевое участие в нем членов общества.

      Высшим  органом управления является собрание его участников. Исключительной компетенцией собрания является:

    • изменение устава
    • изменение размера уставного капитала
    • утверждение годовых отчетов и баланса, распределение прибылей и убытков
    • образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий
    • решение о реорганизации или ликвидации общества
    • избрание ревизионной комиссии
 

      ООО вправе преобразовываться в акционерное  общество или производственный кооператив. Ликвидировано общество может быть только по единогласному решению  его участников.

      Участник  общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или часть ее одному или нескольким участникам данного общества.

      Доли  в  уставном капитале переходят к  наследникам граждан и к правопреемникам  юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия участников общества.

      Выход участника общества не требует согласия на это других его участников.  

     3.2. Общество с дополнительной ответственностью.

Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух или более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.

    3.3. Акционерное общество

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций.

      Акционерное общество, с точки зрения индивидуального  предпринимателя, - оптимальная форма  организационно-правового оформления предпринимательской деятельности. Оно может быть создано одним  лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.

      Акционеры имеют право на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу  акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью.

      Акционерное общество по закону не может иметь  в качестве единственного участника  хозяйственное общество, состоящее  из одного лица.

      Виды  акционерных обществ:

    • открытое (ОАО)
    • закрытое (ЗАО)
 

     3.3.1. Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Закрытое  акционерное общество – это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди  заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.

        Потенциальный покупатель не  может просто дать поручение  своему брокеру приобрести определенное  количество акций. Первоначально акции такой компании распределяются в частном порядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Это ограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размер компаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними.

      Число членов ЗАО не может превышать 50 (при превышении этого числа акционеров общество должно трансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации).

      Закрытая  акционерная компания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от ОАО; тем не менее, она обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любому члену общества.

      В данный момент большинство мелких и  средних предприятий в России являются закрытыми акционерными обществами, что делает эту форму бизнеса наиболее популярной.

     3.3.2. Открытое акционерное общество (ОАО)

Открытое  акционерное общество – это акционерное  общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Оно может проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятнльностью, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения:

    • годовой отчет;
    • бухгалтерский баланс;
    • счет прибылей и убытков;

а также  ежегодно привлекать профессионального  аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

      Высший  орган управления в АО – общее  собрание акционеров. Компетенцией общего собрания является:

    • изменение устава общества
    • изменение размера уставного капитала
    • утверждение годовых отчетов и баланса, распределение прибылей и убытков
    • образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий
    • решение о реорганизации или ликвидации общества
    • избрание ревизионной комиссии
    • решение иных вопросов

      Если  число акционеров превышает 50 человек, то создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Его компетенция определяется уставом АО.

      Исполнительный  орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и/или единоличным (директор, ген. директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров.

      ОАО, также как и ЗАО, являются достаточно популярной формой предпринимательства  как в России, так и во всем мире. Как правило, открытыми акционерными обществами являются крупные компании. В России примером таких компаний могут служить «РАО ЕЭС России», «Лукойл», «РАО Газпром» и др.; в Америке – фирмы «Microsoft», «General Motors», «Ford», «Coca-Cola».

     3.3.3. Корпорации

      В американской экономике открытым акционерным  обществам соответствуют корпорации. Несмотря на то, что корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рисунок 6.1, в общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю приходится примерно 90% общего объема продаж предпринимательского сектора.

          Рис. 6.1

      Корпорация  – это организационно-правовая форма  бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.

      Хотя  при слове «корпорация» многие начинают думать о таких крупных компаниях как General Motors, IBM, Ford и других, для инкорпорации (регистрации в качестве корпорации) необязательно быть большим предприятием. Многие корпорации действительно большие, однако регистрация в качестве корпорации может быть полезной и для мелких компаний.

      Сущность  регистрации корпорации не является чересчур сложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бывают довольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что они имеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобы компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число людей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы является создание искусственного лица, существующего только юридически. Такое юридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения в бизнес людей с минимальным для них риском.

      Эта организационно-правовая форма предпринимательства  имеет свои преимущества и недостатки.

Достоинства корпораций.

      Достоинства корпораций определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике.  

  1. Больше  денег для инвестиций. Корпорация значительно более эффективно по сравнению со всеми другими формами организации бизнеса справляется с задачей привлечения капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования – посредством продажи  акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации способны объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа людей.

Финансирование  путем продажи ценных бумаг имеет определенные преимущества и с точки зрения их покупателей. Прежде всего, домохозяйства в этом случае могут участвовать в деловом предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же у человека появляется возможность распределять риски, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, держатели корпоративных ценных бумаг обычно без труда могут избавиться от них, продав другому владельцу. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Нечего и говорить, что это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций.

Более того, корпорациям обычно легче, нежели другим формам бизнеса, получить доступ к банковскому кредиту. Во-первых, корпорации более надежны, а во-вторых, они скорее, чем все другие, способны обеспечить банкам прибыльные вклады.

  1. Ограниченная ответственность. Корпорации обладают также одним явным преимуществом – это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под удар, даже если корпорации угрожает банкротство. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает корпорации привлечение денежного капитала.
  2. Высокая степень специализации. Благодаря своим преимуществам в привлечении денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем, расширять масштабы операций и реализовывать выгоды роста. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства, а также из более глубокой специализации в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий индивидуальной частной фирмы вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом и маркетинговыми функциями, крупная корпорация в состоянии привлечь специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достичь большей эффективности. Кроме того, корпорации могут покупать другие корпорации, работающие в других отраслях, для диверсификации риска. (Это означает, что корпорация может одновременно заниматься различными видами деятельности, и если одно направление потерпит неудачу, влияние на все корпорацию будет уменьшено).
  3. Постоянное существование. Будучи юридическим лицом, корпорация существует независимо от ее владельцев и от ее собственных должностных лиц. Индивидуальные фирмы могут внезапно и непредсказуемо погибнуть, а корпорации, по крайней мере, юридически, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостность и непрерывность деятельности. Иными словами, корпорации обладают известным постоянством, которого недостает другим формам бизнеса и которое открывает возможности для перспективного планирования и роста.
  4. Отделение собственников от управления. Корпорации могут получить средства у многих разных инвесторов, не вовлекая их в управление. Иерархия корпорации показана на рис. 6.2. Пирамида показывает, что собственники/акционеры отделены от менеджеров и нанимателей. Собственники выбирают совет директоров. Директора подбирают высший руководящий состав. Он, в свою очередь, нанимает менеджеров, а также рабочих и служащих. Собственники, таким образом, имеют определенное влияние на то, что управляет корпорацией, но не контроль над этим.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства