Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:11, реферат

Описание

1Сущность малого предпринимательства
2Преимущества и недостатки малого предпринимательства
3Государственная поддержка малого предпринимательства

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

      

     1.3 Государственная поддержка малого предпринимательства

     В России  существуют различные организационные  фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль [1].

     Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют  специальные банки для обслуживания малого бизнеса.

     Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала.

     Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

     В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» № 446 от 11 мая 1993 г. отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров широкого потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

     В декабре 1995 г. был принят Федеральный  закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», имеющий  важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране [4].

     Были  также приняты две федеральные программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997» годы.

     Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.

     При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым бизнесом.

     12 мая 1995 г. был принят федеральный  закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».  В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

     Под инфраструктурой малого предпринимательства понимается совокупность законодательных и исполнительных органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, занимающихся проблемами малого предпринимательства, кредитных и страховых, аудиторских и консалтинговых организаций, учебных заведений, организующих подготовку кадров для малых предприятий, и других видов организаций (технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т.д.).

     Определяющее  значение в структуре федеральных  органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента РФ. В 2001 г. Государственный совет РФ принял концепцию поддержки и развития малого предпринимательства, однако концепция реализуется неудовлетворительно.

     Важную  роль в развитии и поддержке малого предпринимательства в России должен был сыграть созданный указом Президента РФ Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России).

     До 2 марта 2005 г. Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежала Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализовал свои функции в соответствии с уставом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. В уставе сформулированы цель и основные направления деятельности фонда, источники формирования имущества фонда, управление фондом и др. Однако постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован.

     В целях государственной поддержки  развития в стране инновационной  деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено положение о фонде и персональный состав наблюдательного совета фонда.

     В инфраструктуре малого предпринимательства  немаловажную роль играет общероссийское общественное объединение «Российская  ассоциация развития малого предпринимательства», членами которой являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого предпринимательства [6].

     В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций.

     Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации; перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством; выполнение функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

     Заслуживает поддержки опыт кредитования малого предпринимательства, осуществляемый Внешторгбанком, который разработал программу кредитования малого предпринимательства в 21 регионе страны через свои филиалы.

     Наряду  с Федеральным фондом существуют Российский фонд (создан в 1994 г. Европейским  банком реконструкции и развития), фонд «Евразия» (с 1994 г.).

     К основным направлениям кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится банковское финансирование, а также освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий.

     В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важная роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления. В субъектах РФ функционирует и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договору малым предприятиям оборудования в лизинг.

     В соответствии с федеральным законодательством для субъектов малого предпринимательства предусмотрены и другие формы поддержки. К ним относятся: организация подготовки, переподготовки и повышения кадров для сферы малого предпринимательства; формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; развитие информационного обеспечения малого предпринимательства и др. [5].

     Весомый вклад в подготовку кадров для  малого предпринимательства вносит центр «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (в рамках президентской программы).

     

       

Информация о работе Малое предпринимательство