Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание

Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ;
Виды деятельности, подлежащие лицензированию;
Порядок получения лицензии;
Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

Содержание

1.Введение
2.Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ;
3.Виды деятельности, подлежащие лицензированию;
4.Порядок получения лицензии;
5.Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности;
6.Заключение;
7.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

1 лицензирование.docx

— 58.63 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

Кафедра гражданского гражданско-процессуального и трудового права  
 
 

Курсовая работа

Лицензирование  деятельности субъектов предпринимательства  в РФ 
 
 

Выполнила

студентка 4 курса заочного

 отделения  полной формы обучения

 Степаненко  Надежда Витальевна

Зачетная  книжка № 05/065 
 
 
 

Ирбит 2011

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ;
  3. Виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  4. Порядок получения лицензии;
  5. Ответственность за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности;
  6. Заключение;
  7. Список литературы.  

 

Введение

В Гражданском  кодексе Российской Федерации (абз. 3 п.1 ст. 49) закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых  определяется законом, юридическое  лицо может заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии). Кроме  того, регулированию лицензирования посвящен Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Режим лицензирования, представляя  собой одно из универсальных и  эффективных легализующих средств  государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно  проработан в отличие от иных средств  разрешительных режимов, является ограничителем  свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных  граждан и общества в целом, а  также публичных интересов государства. Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института. Именно это и послужило основанием для  выбора автором данной темы исследования.  
Объект исследования – это правоотношения, возникающие по поводу лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предмет исследования – материально-правовые нормы законодательства Российской Федерации и практика их применения в процессе лицензирования деятельности субъектов предпринимательства.  
Методологическую основу исследования составляют общенаучный и диалектический метод и частно - научные методы познания: системный, формально-логический и сравнительно-правовой.  
Основной целью настоящей работы является комплексный анализ правового регулирования лицензирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации. Для достижения цели поставлены следующие задачи:  
1) дать понятие, характеристику значения и нормативно-правовой основы лицензирования в Российской Федерации;  
2) проанализировать виды деятельности, подлежащие лицензированию;  
3) изучить порядок получения лицензии;  
4) охарактеризовать виды и основания ответственности за нарушения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.  
Вопросами лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе теоретическим осмыслением понятия лицензирования, его признаков, занимались такие учёные, как А.Б. Агапов, А.А. Багандов, В.С. Белых, А. Ефремов, Ж.А. Ионова, И.И. Кожедубова, П.В. Матвеенко, О. Олейник, Я.Е. Парций, Ю.А. Серкова, Е.И. Спектор, А.Н. Ткач и другие.  
Структурно настоящая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
 

 

  1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа лицензирования в РФ

        Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

        Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. (Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

      Основные принципы осуществления лицензирования:

    - обеспечение  единства экономического пространства  на территории РФ;

    - установление  единого перечня лицензированных видов деятельности;

    - установление  единого порядка лицензирования на территории РФ;

    - установление  лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

    - гласность  и открытость лицензирования;

    - соблюдения  законности при осуществлении  лицензирования.

      Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1 (далее - Закон о лицензировании).

       Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

      Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданный Комитет лицензирования г. Москвы3.                Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, лицензирующие органы осуществляют: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. 4

 

    2.Виды  деятельности, подлежащие лицензированию

       Список видов деятельности, подлежащих лицензированию - это список в который входят виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

  Виды деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются п.1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля, 4, 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.).

  Введение  лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный указанным Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, то есть, если в указанном ниже списке нет какого-либо вида деятельности, то он не лицензируется.

Исключения: 

  1. деятельность кредитных организаций; 
  2. деятельность, связанная с защитой государственной тайны; 
  3. деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 
  4. деятельность в области связи; 
  5. биржевая деятельность; 
  6. деятельность в области таможенного дела; 
  7. нотариальная деятельность; 
  8. страховая деятельность; 
  9. деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; 
  10. осуществление внешнеэкономических операций; 
  11. осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; 
  12. приобретение оружия и патронов к нему; 
  13. использование результатов интеллектуальной деятельности;  
  14. использование орбитально частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); 
  15. использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира; 
  16. деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; 
  17. образовательная деятельность; 
  18. деятельность инвестиционного фонда; 
  19. деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; 
  20. деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;  
  21. деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
 
 

Перечень видов  деятельности, на осуществление которых  требуются лицензии. 

1) разработка  авиационной техники, в том  числе авиационной техники двойного  назначения; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента)

2) производство  авиационной техники, в том  числе авиационной техники двойного  назначения; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

3) ремонт  авиационной техники, в том  числе авиационной техники двойного  назначения; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

4) испытание  авиационной техники, в том  числе авиационной техники двойного  назначения; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

5) деятельность  по распространению шифровальных (криптографических) средств; 

6) деятельность  по техническому обслуживанию  шифровальных (криптографических) средств;  

7) предоставление  услуг в области шифрования  информации; 

8) разработка, производство шифровальных (криптографических)  средств, защищенных с использованием  шифровальных (криптографических) средств  информационных систем, телекоммуникационных  систем; 

9) деятельность  по выявлению электронных устройств,  предназначенных для негласного  получения информации, в помещениях  и технических средствах (за  исключением случая, если указанная  деятельность осуществляется для  обеспечения собственных нужд  юридического лица или индивидуального  предпринимателя); 

10) деятельность  по разработке и (или) производству  средств защиты конфиденциальной  информации; 

11) деятельность  по технической защите конфиденциальной  информации; 

12) разработка, производство, реализация и приобретение  в целях продажи специальных  технических средств, предназначенных  для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность;   

13) деятельность  по изготовлению защищенной от  подделок полиграфической продукции,  в том числе бланков ценных  бумаг, а также торговля указанной  продукцией; 

14) разработка  вооружения и военной техники;  

15) производство  вооружения и военной техники;  

16) ремонт  вооружения и военной техники;  

17) утилизация  вооружения и военной техники;  

18) торговля  вооружением и военной техникой;  

19) производство  оружия и основных частей огнестрельного  оружия; 

20) производство  патронов к оружию и составных  частей патронов; 

21) торговля  оружием и основными частями  огнестрельного оружия; 

22) торговля  патронами к оружию; 

23) экспонирование  оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию; 

24) коллекционирование  оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию; 

25) разработка  и производство боеприпасов и  их составных частей; 

26) утилизация  боеприпасов и их составных  частей; 

27) выполнение  работ и оказание услуг по  хранению, перевозкам и уничтожению  химического оружия; 

28) эксплуатация  взрывоопасных производственных  объектов; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

29) эксплуатация  пожароопасных производственных  объектов; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

30) эксплуатация  химически опасных производственных  объектов; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

31) деятельность  по проведению экспертизы промышленной  безопасности; (лицензирование  прекращается со дня вступления в силу технического регламента) 

32) производство  взрывчатых материалов промышленного  назначения; 

33) хранение  взрывчатых материалов промышленного  назначения; 

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ